пн, 19/11/2018 - 19:00

Зачем правительство Севастополя смешало полезное с вредным

Завтра заксобрание Севастополя на своём внеочередном заседании рассмотрит во втором чтении трёхлетний бюджет.

Простым заседание не будет: всё говорит о том, что к принятию бюджета правительство Севастополя подготовило очередную провокацию.

Что в красивой обёртке

Повторяется ситуация прошлого года: как и тогда, правительство Севастополя связало нужные и опасные для города предложения в один узел и предлагает депутатам голосовать за все скопом. Или, образно говоря, завернуло в красивую конфетную обёртку всяческую вредную бяку. Если же депутаты принять такой дар городу не согласятся, у исполнительной власти будет весомый повод покричать, что депутаты против покупки учебников, поддержки медиков и даже, о ужас, газификации.

Первое чтение закона о трёхлетнем бюджете состоялось в середине октября. Поправки ко второму чтению были предложены как депутатами, так и самим правительством. Заседание бюджетной комиссии, на которой они рассматривались, состоялось в минувшую пятницу. Однако поддержана на нём была лишь одна поправка, авторами которой стали вице-спикер Александр Кулагин и глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов.

«Первая часть нашей поправки касается ограничения полномочий правительства по самостоятельному перераспределению средств бюджета без внесения изменений в закон о бюджете. Вторая часть предусматривает обязательность возврата бюджетных средств, выделенных в рамках госзаданий и не использованных в течение года. Я считаю абсурдной ситуацию, когда средства, выделенные предприятию на 2018 год, оставляются на следующий год: на 2019-й должны выделяться суммы, предусмотренные госзаданием именно в этом году», — пояснил суть своей поправки Аксёнов.

Зёрна от плевел

Правительство, как уже было сказано, поступило хитро: внесло целый пакет предложений, однако отказалось отделить зёрна от плевел. К числу «зёрен» можно безусловно отнести дополнительное выделение средств на закупку учебников, на оказание соцподдержки молодым специалистам здравоохранения, на оплату жилья детям-сиротам или на газификацию. Но в этом же пакете, делить который правительство отказывается, находятся вещи, согласиться с которыми депутаты не могут. Например, выделение 30 млн рублей на обустройство территорий ООПТ для проведения массовых туристических мероприятий.

Никаких пояснений о том, о каких территориях и каких мероприятиях идёт речь, представители правительства не дали, сказали лишь, что на то есть прямое указание губернатора. Между тем такого рода решения, подчёркивает Вячеслав Аксёнов, нуждаются в крайне серьёзном обосновании. Примеры того, как правительство Севастополя незаконно тратит бюджетные средства на обустройство «логова» «Ночных волков» у горы Гасфорта, уже есть, и мы о них писали. На момент принятия того решения у правительства была возможность обойтись без согласия депутатов, сейчас её нет — заксобрание приняло закон, ограничивающий право исполнительной власти вольно обращаться с бюджетом. И вот теперь склонить к весьма мутному решению пытаются депутатов. Между тем документы, касающиеся обустройства дорог для «Ночных волков» за бюджетный счёт, уже переданы в прокуратуру.

«Если бы представители правительства согласились голосовать по каждой предложенной поправке отдельно, большинство из них, скорее всего, были бы поддержаны. Но они от этого категорически отказались. Можно было просто исключить то, что вызывало у депутатов неприятие и недоумение, а всё остальное поддержать — право редактировать поправки в процессе заседания комитета у инициатора их внесения есть. Но в ответ прозвучал категорический отказ», — рассказывает Вячеслав Аксёнов.

На учебники и ремонт школ

Зачем всё это делается, понятно: налицо очередная провокация и попытка шантажа. Иначе почему было не предусмотреть поддержку детей-сирот или молодых медиков в первоначальном варианте бюджета? Нетрудно представить себе, как красочно сможет рассказать правительственный телеканал об отказе депутатов выделить средства на покупку учебников. Хотя ситуация, при которой это могло стать возможным, спровоцирована самим правительством!

С учебниками, однако, так «красиво» уже не получится — дополнительные средства на их приобретение предложило выделить не только правительство, но и депутаты. Правда, поправки Татьяны Щербаковой и Виктора Посметного на комитете тоже нужного числа голосов не набрали. Но окончательное слово — за всем заксобранием.

О том, почему для чего нужны дополнительные средства на покупку учебников, во время публичных слушаний по бюджету говорила директор школы № 25 Ирина Кравец. Там же речь шла и о выделении (точнее, невыделении) правительством средств на капремонт образовательных учреждений — причём даже тех, которые по согласованию с тем же правительством уже подготовили проектно-сметную документацию. На капремонт Татьяна Щербакова и Виктор Посметный также предлагают деньги в бюджете заложить.

«Речь идёт только о тех учреждениях, по которым уже подготовлена проектно-сметная документация и есть положительное заключение госэкспертизы. По каждому такому учреждению есть конкретное указание, какие именно работы здесь запланированы. В очень старом здании блока „А” школы № 6 по стене пошла трещина — сейчас начальные классы учатся в школе № 42, которую необходимо разгрузить. В других образовательных учреждениях необходимы капитальный ремонт внутренних электросетей, подпорных стен, пищеблока, ограждения. Всё это очень серьёзные вещи. Но расходы на эти цели в первоначальном варианте бюджета правительство не запланировало, как и 4,2 млн рублей на выполнение работ по разработке специальных технических условий для ДДЮТ. Если этого не сделать, ДДЮТ могут закрыть так же, как закрыли библиотеку им. Гайдара на Ушакова», — говорит Татьяна Щербакова.

Дополнительные средства — около 7 млн рублей — предлагают депутаты выделить и на повышение квалификации педагогов. С учётом числа педагогов это немного, особенно если сравнить эту сумму с 50 млн рублей, заложенными правительством на обучение чиновников правильно заключать контракты. Обоснованность суммы в 50 млн вызвала у депутатов сомнения ещё при подготовке к первому чтению бюджета. Как, впрочем, и многие другие запланированные расходы. Именно за счёт некоторых сомнительных или просто необоснованных расходов и планируется решить упомянутые выше социальные вопросы.

А это точно надо?

Назовём некоторые расходы, которые Щербакова и Посметный считают возможным сократить. Большие сомнения вызывает у них выделение 5 млн рублей на разработку «Концепции развития Севморпорта путём формирования инвестиционных предложений». Во-первых, заняться этим мог бы департамент экономического развития. Кроме этого, на одного руководителя Севморпорта, согласно штатному расписанию, сегодня приходится 8 замов, 2 советника и 3 помощника (!). Не использовать ли и этот интеллектуальный потенциал?

Сократить предлагается и 5,6 млн рублей, которые правительство заложило на научно-исследовательские работы по теме «Концепция развития промышленной политики Севастополя до 2030 года». Как говорится в заключении КСП, такая концепция должна разрабатываться правительством Севастополя с участием депутатов заксобрания города Севастополя, органов муниципальной власти, «субъектов деятельности в сфере промышленности города Севастополя» и других заинтересованных лиц.

50 млн рублей правительство предусмотрело на увеличение размера уставного фонда ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». По заключению КСП, это не соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: размер уставного фонда госпредприятия не может превышать стоимость его чистых активов.

Есть у этого вопроса и другие интересные грани, которые вскрылись в ходе проверки, которую проводила КСП в отношении «Пансионатов Севастополя».

 

«Правительство собирается субсидировать ГУП «АИЖК», но при этом ГУП «АИЖК» покупает векселя «Пансионатов Севастополя», — кратко характеризует ситуацию Татьяна Щербакова.

Сократить депутаты намерены и финансирование многократно скомпрометировавшего себя заведомой ложью ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания». Кроме этого, в случае принятия предложенных ими поправок город избегнет перспективы увидеть на улицах «жуткие конструкции» в виде жирафа-байкера, да ещё и сэкономит на этом 5,5 млн рублей. Мнение о том, что такого городу точно не надо, при принятии бюджета в первом чтении высказали спикер заксобрания Екатерина Алтабаева и неожиданно согласившаяся с ней Татьяна Вусатенко.

Ещё примерно 1,5 млн, которые правительство планировало выделить ГБУ «Парки и скверы», предлагается «урезать» из-за того, что цена коммерческих предложений, по мнению КСП, явно завышена. В общей же сложности за счёт урезания таких неоправданных и необоснованных расходов набегает неплохая экономия. Но это, подчеркнём, если поправки депутатов завтра будут приняты.

Ноу комментс

Отдельно упомянем ещё об одном моменте, который вызывает у депутатов сомнения. Одна из поправок, которую правительство категорически отказалось «вычленить» из своего пакета предложений, чтобы депутаты могли рассмотреть её отдельно, — выделение средств на газификацию. Но сформулировано это так: «на оплату заключённых контрактов по строительству и реконструкции объектов газоснабжения». Получается, что контракты были заключены на объекты, финансирование которых ранее не предусматривалось?

Вполне возможно, этому есть какое-то разумное объяснение. Но никаких внятных (а тем более письменных) объяснений правительство не даёт. О том, что принимать решения им приходится в информационном вакууме, депутаты говорили не раз. С начала сентября, напомним, члены правительства перестали приходить на заседания заксобрания даже для того, чтобы отчитаться о своей работе, как это предусмотрено федеральным и региональным законодательством и планом контрольной деятельности заксобрания. Хотя план этот, напомним, был собственноручно подписан губернатором в феврале этого года.

Принимать решения в информационном вакууме безответственно и крайне опасно для Севастополя. Так что обижаться, если депутаты не соглашаются с его предложениями, правительству следует только на себя.

Ольга Смирнова

Читайте также: