Законопроект о внесении изменений в закон № 130-ЗС «Об административных правонарушениях», разработанный директором департамента общественной безопасности Алексеем Краснокутским, был рассмотрен и поддержан депутатами заксобрания Севастополя при одном воздержавшемся. Однако при этом парламентарии подчёркивали, что в уравнении, которое им предложено решить, слишком много неизвестных.
Люди в волнении
Суть документа — в дополнении закона «Об административных нарушениях» статьёй, предусматривающей ответственность за неисполнение или нарушение требований нормативного правового акта губернатора в условиях жёлтого уровня террористической опасности.
«Неисполнение или нарушение требований нормативного правового акта губернатора города Севастополя, принятого на основании решения Оперативного штаба по реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 „О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756”, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей», — говорится в опубликованном на сайте заксобрания тексте законопроекта.
Указ Президента № 757 говорит о введении на территории Крыма, Севастополя и ещё нескольких регионов страны «среднего уровня реагирования», в рамках которого главы регионов получают полномочия по проведению «мобилизационных мероприятий в сфере экономики» и органах власти, мероприятий по территориальной и гражданской обороне и защите населения и территорий от ЧС. А также полномочия «по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения».
Как подчеркнул на заседании заксобрания Алексей Краснокутский, решение губернатора в этой связи становится обязательным для исполнения всеми находящимися на территории Севастополя. Принятие закона, по его словам, позволит эффективнее обеспечивать безопасность города и его жителей. Однако некоторая странность ситуации состоит в том, что самому нормативно-правовому акту, о котором идёт речь, только предстоит появиться.
Неудивительно, что из доклада Краснокутского депутаты поняли не всё. Елена Глотова рассказала о переживаниях руководителей учреждений образования, культуры и спорта (и, вероятно, не только их) по поводу ответственности, которая их может настигнуть.
«Разъясните, пожалуйста, действия руководителя образовательной или спортивной организации в обстоятельствах, когда во время воздушной тревоги граждане ищут защиты в стенах этого учреждения. Руководитель прежде всего несёт ответственность за жизнь и здоровье своих детей, которые обучаются в этой организации, и её сотрудников. Граждане, которые находятся рядом, интуитивно ищут защиты. При этом в момент тревоги досмотр граждан не осуществляется», — напомнила она.
Второй её вопрос касался действий собственников подвальных помещений в многоквартирных домах — порой эти собственники не пускают в подвалы посторонних.
Докладчик заверил, что со всеми упомянутыми лицами уже проведена большая разъяснительная работа и разработаны памятки о том, как себя вести в условиях тревоги.
«В данном законе мы говорим о том, что будет соответствующий нормативно-правовой акт губернатора», — пояснил Краснокутский.
Любой подвал в МКД и любое другое «заглублённое помещение», добавил он, должно быть включено в реестр, утверждённый соответствующим нормативно-правовым актом. Без этого «ответственность у данного лица», не пустившего чужих, «наступать не будет».
Севастополь, напомнил глава департамента, начал заниматься «инженерной защитой населения» одним из первых, межведомственная рабочая группа, созданная по инициативе губернатора, работает уже более полутора лет. И все помещения, которые могут быть использованы как укрытия, «точечно, пошагово проверены». Однако упомянутого реестра, как стало понятно из ответа на вопросы депутатов, пока не существует. Соответственно, не может быть и ответственности за недопущение в такие помещения посторонних.
«Мы не делим граждан на своих и чужих. Но во время эфиров я также объясняю, что нашим беспокойным родителям не надо бежать за ребёнком в детский сад и школу — они в это время создают ту самую угрозу, о которой вы говорите. Придётся укрыть и родителей, и бабушку-дедушку, которые придут за ребёнком. Но отказать тем людям, которые находятся рядом и видят, что там есть укрытие, — это, наверное, не по-человечески», — сказал Алексей Краснокутский.
«За что?!»
Представитель губернатора в заксобрании Вита Романив, вступив в разговор, добавила, что руководитель учреждения обязан предоставить убежище и своим работникам, и людям, которые находятся на его территории.
«Это его прямая обязанность в рамках гражданской обороны», — подчеркнула она.
После чего добавила, что проверка граждан проводится на входе. Но — в зависимости от уровня учреждения.
«Данный законопроект направлен на то, чтобы дать возможность оперативному штабу оперативно решать вопросы, которые волнуют людей. Да, был вопиющий случай, о котором мы все знаем, и губернатор дал поручение, чтобы такого больше не возникало. И мы как раз принимаем закон, чтобы люди, которые находятся неподалёку от убежища, имели возможность обратиться к государственной или частной организации за укрытием. И, безусловно, эта возможность им будет предоставлена», — заверила она.
Под вопиющим случаем, надо полагать, подразумевался инцидент в Доме культуры рыбаков, когда подросткам и взрослым объяснили, что убежище здесь только для своих. К этому случаю обратился и Антон Пархоменко, попросивший докладчика на конкретном примере пояснить, кто будет за подобные инциденты отвечать.
«И второй вопрос — об укрытиях в многоквартирном доме. Есть лица, обладающие ключами от этого укрытия, и они обязаны это убежище открывать. Но это всё на словах — нет документа, в котором прописаны их права и обязанности», — сказал депутат.
Напомнил он и о том, что обладатели ключей физически не могут быть в строю «24 часа в сутки 7 раз в неделю». И как быть с этим, тоже пока непонятно. И, наконец, третий вопрос Антона Пархоменко касался «заглублённого помещения», которым располагает сам департамент общественной безопасности.
«От жителей Большой Морской уже поступали жалобы, что их подвалы заняты коммерческими предприятиями и там острый дефицит таких мест. Поэтому людей отправляют укрываться достаточно далеко», — пояснил он свой интерес.
По поводу ДКР глава департамента ответил в том смысле, что в ситуации ещё предстоит разобраться «конкретным должностным лицам». Но руководитель учреждения, подчеркнул он, в любом случае отвечает за всё происходящее на его территории. Что касается здания департамента на ул. Большой Морской, 1, то тревога 30 октября показала, что люди идут в укрытия в последний момент. Хотя воздушная тревога, как многократно разъяснялось, объявляется заранее, чтобы люди могли принять меры своевременно:
«Вчера я лично наблюдал — все прогуливались по Большой Морской, но, когда раздались первые хлопки, к нам на Большую Морскую, 1, зашло порядка 30 человек в течение 3 минут. Были проверены, место было предоставлено. И так поступают все организации, которые имеют на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны и соответствующие заглублённые помещения и подземные пространства».
Ещё раз вступившая в разговор Вита Романив пообещала, что все заданные вопросы будут учитываться при разработке нормативно-правового акта, за неисполнение которого, собственно, и вводится ответственность. Выступивший после этого депутат Антон Гордиенко заметил, что не мешало бы сначала увидеть сам нормативно-правовой акт, а потом уже предусматривать штрафы на нарушение его требований.
«Наверное, не было бы и этих вопросов, если бы к законопроекту прилагался хотя бы какой-то проект указа. И по наказанию — хотелось бы всё же понимать его соразмерность. Я напомню, что в начале ковида у нас некоторые люди половили рыбку на 5 тысяч рублей. Должно быть понимание — соразмерна ли серьёзность нарушения наказанию. Если, скажем так, это было не по злому умыслу, наверное, должны быть другие формы», — сказал он, добавив, что законопроект, несмотря на всё сказанное, поддерживает.
Несколько выступавших, включая спикера закса Владимира Немцева, попросили не забывать, что вопросом об убежищах действие закона не ограничивается — ситуации, по которым оперативный штаб будет принимать решения, могут быть разными. Упомянул Немцев и о том, что алгоритм действий в момент воздушной тревоги должен быть проработан и доведён в том числе до руководителей учреждений образования, культуры и пр.
«Но то, что эти действия в нынешней ситуации необходимо регламентировать, это безусловно. В приоритете у нас безопасность», — подчеркнул председатель заксобрания.
За что всё же будут отвечать граждане и должностные лица в рамках принятого закона, мы узнаем позднее.
Ольга Смирнова
Обсуждение (20)
Меня интересует, будет ли поезд уходить по расписанию если ещё не закончилась воздушная тревога или будет ждать когда все пассажиры доберутся?
Какой смысл останавливать общественный транспорт, а такси и частный все равно продолжает движение. В движущийся предмет труднее попасть, зачем останавливать и высаживать людей на улицу, чтоб они куда-то бежали, а потом их там не пускали.
to Тина Севастополь: скорее всего пока идет тревога поезд ехать не будет, но как только она закончится то он сразу уедет. Я бы на месте пассажиров до поезда добирался бы не общественным транспортом а на такси либо попросил бы кого-то довезти.
Ясно, что ничего не ясно. Даже самим инициаторам. Но, инициатива проявлена, деятельность зафиксирована. Можно отчитаться.
"Севастополь, напомнил глава департамента, начал заниматься «инженерной защитой населения» одним из первых, межведомственная рабочая группа, созданная по инициативе губернатора, работает уже более полутора лет".
ИМХО- закончилось это развешиванием табличек выполненных типографским способом, заполненных от руки и предложением выкопать ямку самим.
Правильно,что в кавычках фраза «инженерной защитой населения»,так как понять в чем эта защита выразилась невозможно? В работе системы "спасайся кто может"?
to GP: не ясно уже полтора года
Если владельцы ключей в МКД будут даже теоретически нести какую-то административную ответственность, то уверена, что владеть ключами не захочет никто !
С остановкой общественного транспорта - по моему - перегиб. Тут уж как повезет, едет или стоит транспорт, - разницы нет. Только одна нервотрепка.
to Sagdiev:
Поезда и электрички следуют по своему расписанию и по моим наблюдениям прибывают и отправляются не зависимо от тревоги.
Видимо, внутри поезда никто тревогу не слышит.
to Тина Севастополь:
Я уже поднимал этот вопрос на страницах данного ресурса.
Но все по прежнему.
Никто не отреагировал и меня даже не послали в БАН.
Транспорт городской стоит, частники едут, а поезда и электрички курсируют по своему расписанию независимо от внешних факторов.
Читаю эту хрень под звуки воздушной тревоги. Под этот навязчивый вой невозможно ничем заниматься
однако
to Достопочтенный Дон: Не накличьте, Бога ради, еще и жд транспорт велят останавливать
А вообще, раз уж указ губернатора еще только готовится, я предлагаю внести в него ответственность для каждого отловленного на улице во время тревоги, включая высаженных из автобусов. Попался - плати. Бюджет значительно пополнится! Это сарказм, если что, а то ведь и всерьез воспримут
"Смешались в кучу кони, люди"... - сумасшедший дом!
to Тина Севастополь:
тут вопрос больше в том – куда ему нужно ехать? если он должен выехать из Крыма – то сегодня, напр-р, мост перекрыт! ну доедет он до Керчи – это быстро – а дальше? с электричками, курсирующими внутри Крыма, ещё как-то понятно
to Достопочтенный Дон:
;
они, видимо, считают себя бронепоездами
Если б бежали! Они выходят и стоят на остановке. А те, к то придумал этот "цирк", в общественном транспорте не ездят, поэтому о результате своих решений понятия не имеют. Пока одни на остановках толпятся, а другие домой пешком идут, авторы "замечательных идей" давно уже домой доехали и отдыхают.
За недопуск в помещения, что мутным путем попали в собственность города и сдаются барыгам, штрафовать какой департамент будут?))
И при этом дружно проголосовали.... И на хрена нам такие "парламентарии"?
Принятие законов без оглашения даты их рассмотрения, без публикации плана работы законодательного органа, что, соответственно, отстранило гражданское общество от участия в управлении делами государства привело к принятию закона с сомнительной соразмерностью административных штрафов, которые согласно разъяснению Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства предписаний.
Ни в статье, ни в пояснительной записке к принятому сразу в двух чтениях закону не видно, почему сдерживающий эффект новой статьи 11.8
должен быть кратно выше аналогично существующего предписания за неисполнение или нарушение решения антитеррористической комиссии в городе Севастополе -
К тому же введенный в Севастополе "желтый режим" установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" и на основании Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".