Действующие ПДД имеют абсолютно одинаковую юридическую силу для всех участников дорожного движения. Однако есть и расхожая поговорка о том, что пешеход всегда прав. Если посмотреть на неё с другой стороны, то выходит, что водитель будет всегда не прав.
И недавно Верховный суд России косвенно признал это утверждение: осудил невиновного водителя за смерть пешехода, который сам был виноват в ДТП.
Водитель не виноват, но виновен
Верховный суд вынес решение по делу о ДТП, в котором погиб пешеход.
С точки зрения уголовного законодательства водитель был невиновен, потому что пешеход переходил дорогу в неположенном месте, рядом был регулируемый пешеходный переход и в этот момент на его светофоре был запрещающий сигнал для пешеходов. Было установлено также, что водитель не успел бы остановить машину.
Однако жена погибшего и три его дочери сумели получить с вуза, на машине которого был совершён этот наезд на пешехода, компенсацию морального вреда. Изначально исковыми требованиями они оценили сумму морального ущерба в 1 млн рублей каждой, но суд присудил выплатить по 300 тыс. рублей.
В итоге дело дошло до Верховного суда, который утвердил 150 тысяч компенсации родственникам, а в пояснении заявил, что никто не может освободить от ответственности владельца автомобиля как источника повышенной опасности. Даже если в аварии с наездом на пешехода виноват сам пешеход, отвечать, в том числе деньгами, придётся водителю.
Юрист Егор Федоров в разговоре с ForPost рассказал, что независимо от наличия вины с точки зрения уголовного права, водитель всегда будет отвечать за причинённый ущерб.
«Это исходит из положений ГК РФ, где указано, что автомобиль является источником повышенной опасности. По ст. 1079 ГК РФ водитель обязан возместить ущерб, если не докажет, что он причинён вследствие непреодолимой силы (например, когда это произошло из-за некоего стихийного бедствия), а также из-за умысла потерпевшего. Тут важно отметить, что само по себе нарушение ПДД пешеходом, из-за которого он был сбит, не говорит об умысле на причинение вреда. Именно поэтому, несмотря на то что водитель не привлечён к уголовной ответственности, он отвечает в рамках гражданского законодательства, причём, как видим, даже перед третьими лицами. Другое дело, что отсутствие вины водителя и неосторожные действия пострадавшего учитываются судом при определении суммы ущерба. Это и было сделано судом. Причём именно на это обстоятельство указывает ВС РФ в своём определении по делу», — пояснил юрист.
Читайте по теме: Водительские права на 20 лет: чем хороша и чем плоха эта идея
Урок ПДД через три, два, один...
Другой спорный случай произошёл в городе Миасс Челябинской области. Там водитель избил подростка, который в компании приятелей перебежал перед его машиной дорогу в неположенном месте и чуть не угодил под колёса авто.
На записи камеры видеонаблюдения видно, что водитель не поленился остановиться и догнать подростка. Он сбил его с ног и нанёс несколько ударов рукой по голове и один удар ногой по туловищу.
Сообщается, что родители мальчика не стали жаловаться правоохранителям. В то же время в сети комментаторы разделились: одни осудили водителя, а другие отметили, что такой «урок» ПДД однажды может спасти парню жизнь.
«Разумеется, выбранный способ воспитания далёк от закона. Более того, если правоохранители займутся проверкой произошедшего, не исключаю, что водителя вполне могут привлечь к уголовной ответственности за побои, например. Но не будем забывать, что как было сказано выше, автомобиль — это источник повышенной опасности. В случае ДТП водителю пришлось бы отвечать в любом случае. Я уже не говорю о моральной стороне вопроса, потому что этому мужчине пришлось бы жить с тем, что он сбил на дороге ребёнка. Поэтому эмоции водителя тоже вполне понятны. Другое дело, что для закона это имеет наименьшее значение», — пояснил юрист Егор Федоров.
По его словам, конечно, безопасность на дорогах зависит не только от того, как водители управляют авто, но и от того, как ведут себя пешеходы.
Читайте по теме: Водителям в России готовят новый штраф за превышение скорости
А что делать?
О путях решения проблемы поведения пешеходов на дороге ForPost пообщался с руководителем московского общественного центра «Автомобилист» Максимом Едрышовым.
«Есть давний спор о том, выводить ли автомобили из перечня источников повышенной опасности или нет. На мой взгляд, этого делать не нужно. В то же время, случаи, подобные тому, что произошёл в Челябинской области, происходят потому, что водители не чувствуют надлежащего контроля государства за поведением пешеходов на дороге. В итоге сами начинают действовать, однако не всегда в рамках закона. Воспитание пешеходов — это большая комплексная работа. И тут нет рецепта, который позволил бы мгновенно дисциплинировать участников дорожного движения. Сейчас камеры видеофиксации на дорогах эффективно позволяют выявлять нарушения и наказывать водителей за них. При этом машину легко идентифицировать по номеру. Что же касается пешеходов, то нынешние технологии позволяют идентифицировать человека при помощи системы распознавания лиц. Думаю, что в обозримом будущем мы придём к тому, что при помощи камер за нарушения будут наказываться и пешеходы. Уверен, что такой подход позволит дисциплинировать многих граждан и они будут воздерживаться от, например, пересечения проезжей части в неположенном месте», — высказал мнение Едрышов.
Он отметил также, что выявление нарушений пешеходов на дорогах при помощи камер видеофиксации уже применяется в Китае.
В свою очередь юрист Егор Федоров обратил внимание и на важность воспитательного момента. Особенно это касается подрастающего поколения.
«Детям нужно прививать культуру нахождения на дороге. Простые, казалось бы, правила: посмотрел налево, посмотрел направо, красный свет — нельзя, зелёный — можно. Но мне часто приходится видеть, как люди переходят дорогу с «закрытыми» глазами, словно у них не одна жизнь. Кроме того, чего можно ожидать от детей, родители которых сами не соблюдают ПДД?» — резюмировал он.
Читайте по теме: Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?
Андрей Мединский
Обсуждение (13)
Теперь понятно почему бабки переходят в неположенных местах
to Vasa: У них льготы и выслуга лет
Если ГИБДД начнет штрафовать пешеходов также активно как это они делают с водителями то что-то может и изменится.
to Oleg K:
А у остальных "незрячих" - встроенная функция "сохранить игру".
В статье много внимания уделено тому, как воспитывать пешеходов. Но главное ведь то, что по решению суда водитель несёт ответственность будучи невиновным, а это уже нонсенс. Это объясняется предельно странно и нелогично, а именно повышенной опасностью транспортного средства. Но если бы пешеход не нарушил ПДД, он бы не попал под машину, какой бы опасностью она не обладала. Поэтому взыскивать с водителя размер морального ущерба, который был причинён пешеходу по вине самого пешехода незаконно. Абсурдности решения суда очень мало уделено внимания в статье.
А вот интересно водитель не испытывает моральные мучения, что убил пешехода?
Ему может встречные иски надо вчинять?
И еще, если наступление морального вреда в таких случаях обязательно, почему нет страхования встроенного в ОСАГО? А суд пусть определяет сильно страдали родственники или нет, но в пределах
страхового возмещения.
Хотят помочь детям и внукам.
Водителя всегда нагибали! А безтолковых пешеходов, полным полно! Оно одело наушники и идёт, вроде как по парку гуляет, по сторонам вообще не смотрит! Ему б.... все должны!!
Когда все физиономии всех СОграждан будут в базе биометрических данных,тогда камеры начнут фиксировать и штрафовать пешеходов.Только у автовладельца в случае неоплаты авто арестовывают,а у пешехода что? ФССП работы прибавится?
самый гуманный суд.......Лаврова вспомнил,.....де.......лы, .......
Отрезать ногу и поместить на ответственное хранение. Потом, пришить обратно.
Как профессиональный пешеход я чаще на стороне пешеходов. Но всему есть предел. А тут - явный перебор. При любом расследовании любого ДТП важно не назначить виновного, а установить истину. Во всём прежде всего должна быть справедливость.
Очень однобокая статья. Получается, что права пешеходов вообще никого не интересуют. Вот к примеру, есть статистика смертей под колёсами велосипеда? Наверное, если и есть погибшие от этого средства передвижения, то не очень много, по причине того, что велосипедист успевает притормозить, если пешеход случайно пересечёт траекторию его движения. Если не рассматривать шоссе и автострады, которые специально выделены для машин, и где априори машины двигаются с большой скоростью, в городах полно дорог, по обочинам которых ходят пешеходы, так как нет тротуаров или они узкие, убитые, заставлены машинами и т.д. В этом случае пешеход является равноправным участником дорожного движения, и почему какой-то торопыга на железной телеге позволяет себе Убивать пешехода?!! Снижай скорость - и не убьёшь человека! У нас в Ялте именно так и приходится передвигаться, потому что никто не наводит порядок ни с тротуарами, ни с парковками, ни с автохамами.