Севастополь

Верность по–севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки

Долгие годы уникальная подводная лаборатория «Бентос 300» ржавела в акватории Инкермана. Все это время бывшие члены экипажа субмарины неоднократно пытались восстановить аппарат хотя бы в качестве музейного экспоната, но ограниченные финансовые возможности ставили крест на всех попытках спасти легенду советской гидронавтики. Неудачи расстраивали, но подводники руки не опускали. 

В конце октября прошлого года бывший старпом «Бентоса», а ныне один из собственников ржавого «монстра» Юрий Брага решил испытать судьбу ещё раз и принять участие в конкурсе на получение президентского гранта. 

В этот раз морякам повезло. 

На восстановление подводного аппарата было выделено почти девять миллионов рублей. Энтузиасты решили не ограничиваться реконструкцией только «Бентоса». О далеко идущих планах гидронавтов узнало РИА «Новости Крым». 

Три в одном

Подводная лаборатория «Бентос 300» (бентос – глубина в переводе с греческого языка) была построена в конце 1975 года. В 1976 году она прибыла в Севастополь и вошла в состав городского экспериментально–конструкторского бюро по подводным исследованиям. Позже оно было переименовано в Севастопольскую базу специального экспериментального флота и подводных аппаратов «Гидронавт», подчинявшуюся министерству рыбного хозяйства СССР.

Наблюдательно–спасательная рубка сферической формы в носовой части, основная функция – спасение экипажа

«Бентос» – уникален. Это и подводная лодка (в отличие от боевой – без вооружений), и подводная лаборатория, и водолазный комплекс, оборудованный барокамерой и шлюзом для выхода в море. 

Наши сильные стороны: автономность (рекорд беспрерывного пребывания под водой около 12 суток) и рабочая глубина – 360 метров (предельная 400 метров)», – подчеркивает Юрий Брага. 

В носовой части субмарины располагается наблюдательно–спасательная рубка (НСР) сферической формы, основная функция которой – спасение экипажа.

«НСР должны были задействовать, если лодка по каким–то причинам не может всплыть с глубины ниже 100 метров. Выше этой отметки следовало использовать водолазное оборудование. В рубку помещался весь экипаж – 12 человек», — рассказал бывший старший механик «Бентоса» Александр Древетняк.

Подводная лаборатория «Бентос 300» в Севастопольской бухте в районе Инкермана

В 1980 году НСР была успешно испытана и доказала эффективность эвакуации при нештатной ситуации. Правда, испытания проходили на глубине 30 метров при участии трёх гидронавтов. 

«Бентос» в длину превышал 30 метров, в ширину – чуть более шести метров, высота – 12 метров, вес (в воздухе) – 610 тонн. 

Основное предназначение подводной лаборатории – изучение морской флоры и фауны. Аппарат впервые в мире провёл многолетние наблюдения за филлофорным полем Зернова (водорослями, которые используются в медицине и косметике). Осмотрел множество крупных мидийных поселений. Конечно, много исследований было посвящено морским обитателям.

«Мы проводили изучение последствия траления рыбы. Благодаря нашим исследованиям этот способ её добычи, который наносит колоссальный вред придонной флоре и фауне, был остановлен», – отметил Древетняк.

Помимо этого, «Бентос» привлекался к обследованию шельфов, трубопроводов. 

«Именно он обнаружил газогидраты на дне Черного моря – кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды при определённом давлении и низкой температуре», – сказал Брага. 

Пользовались услугами гражданских гидронавтов и военные – привлекали подлодку для поиска и подъёма ракет, торпед.

Губительное мелководье 

До развала Советского Союза было изготовлено всего лишь два «Бентоса», и оба базировались в Севастополе. 

Переход из социализма в капитализм больно сказался на всех сферах жизни развалившейся страны, и база «Гидронавт» не стала исключением. Структуру банкротили, её суда за долги забирали порты иностранных государств.

Внешний корпус почти полностью развалила ржавчина

В начале 90–х оба «Бентоса» выкупили бизнесмены из Сибири. Второй к тому времени только прошёл капитальный ремонт и находился в идеальном состоянии. Аппараты хотели использовать для поиска сокровищ в Карибском море, но из–за финансовых проблем эти задумки реализованы не были. 

«После появления постановления о том, что имущество, находящееся на территории Украины, переходит в собственность страны, бизнесмены перевезли второй «Бентос» в Новороссийск. Какое–то время экипаж находился там, но из–за финансовых проблем вынужден был уехать в Севастополь. 

Попытки вернуть аппарат в город–герой не увенчались успехом – на предприятии не нашлось средств, хотя экипаж готов был работать бесплатно. Подводную лодку закрепили у пирса, но во время сильного шторма она затонула. Позже российские военные для очистки территории под нужды флота распилили «Бентос» на части, которые вытаскивали из воды и утилизировали», – говорит Брага.

Оставшуюся в Севастополе субмарину продают на металл. 

«В 2000 году на лодку проникли какие–то люди, открутили бронзовые клапаны, чтобы сдать. В результате «Бентос» тонет», – вспоминает старпом.

Старпом «Бентос 300» Юрий Брага и старший механик Александр Древетняк

После этого бывшие члены экипажа подводной лаборатории создают клуб «Бентос» и предпринимают попытки спасти уникальный аппарат. В 2009 году основной собственник субмарины Виктор Ковалёв продаёт свою квартиру, чтобы поднять подводную лодку и поставить её в док на ремонт. 

«Тогда мы сняли твердый балласт, облегчили аппарат примерно на 40 тонн – металл мы отдали за услуги дока. После этого лабораторию перетащили в то место, где она находится и сегодня», – подчеркивает Брага.

Музейный флот

Мысль о спасении «Бентоса» не покидала бывших членов его экипажа всё это время. Моряки цеплялись за любой шанс возродить подводный аппарат. 

«Когда я узнал о президентских грантах, решил поучаствовать. В конце октября 2017 года подготовил документы о восстановлении «Бентоса» и создании на его базе музея гидронавтики в категории «сохранение исторического наследия». В конце года я узнал о победе. Нам выделено 8,7 миллиона рублей, ещё 800 тысяч рублей мы должны вложить в проект из личных средств», – сказал Юрий Брага. 

Сегодня состояние подлодки плачевное. Весь легкий корпус сгнил, остались две рубки и прочный корпус, который был создан из более устойчивой к морской среде стали. 

Внешне субмарина выглядит как ржавое чудовище. Однако Брага и Древетняк заверяют, что восстановить лодку в качестве музейного экспоната возможно.

Основная рубка субмарины

«В начале марта мы поставим «Бентос» в док в Южной бухте. Максимально облегчим – уберём все ржавые элементы, лишнее оборудование, приведём его в порядок. В проекте будут принимать участие представители конструкторского бюро «Малахит» (Санкт–Петербург), которые проектировали этот аппарат», – говорит Брага. 

После этого подводную лабораторию перевезут в Балаклаву, где установят на суше в качестве музейного экспоната. 

«Ленточку мы должны перерезать 29 ноября этого года», – отмечает старпом.

 

Однако на реконструкции «Бентоса» команда останавливаться не собирается. В планах создать полноценный музей гидронавтики у выхода из Балаклавской бухты – на участке возле восстановленных вилл XIX века. 

«Именно в этом месте зародилась российская гидронавтика. Там возникла экспедиция подводных работ особого назначения, был организован военный водолазный техникум с учебным полигоном.

Кроме того, в том месте в горе располагается штольня площадью 1,7 тысячи квадратных метров, которую раньше использовали военные. Это идеальное место для размещения современного интерактивного музея», – подчеркивает Брага.

«Бентос» будет не единственным аппаратом, установленным перед входом. В планах поставить там обитаемые подводные аппараты «Север», «Омар», «Тетис», а также два военных автономных рабочих снаряда, один из которых – АС–10 – тоже ржавеет в акватории Севастополя. 

Для организации этого музея энтузиасты регистрируют автономную некоммерческую организацию культуры «Музей гидронавтики», учредителями которой выступят Российское географическое общество, всероссийское научно–техническое общество судостроителей имени академика Крылова (Санкт–Петербург), благотворительный фонд Фёдора Конюхова, клуб «Эпрон», «Донводспецмонтаж» (Ростов), институт кино (Москва), другие структуры и частные лица. 

«Создание АНО позволит нам участвовать в других грантах, получать субсидии и создать новый музей в Балаклаве, который станет ещё одним центром притяжения туристов», – убежден Брага.

5213
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (21)

Profile picture for user irakliya
3508
irakliya

Бог в помощь, дорогие подводники-ветераны! И удачи в вашем тяжёлом труде!

Profile picture for user 1965
7796
1965

   Удачи вам, ребята! Вы большие молодцы.

Profile picture for user Линьков
32341
Линьков

Приходилось работать с ребятами из Гидронавта, правда, с экипажем "РИФ"а.

Отличные капитаны и профессионалы. Успехов.

Profile picture for user Tim Tomas
6080
Tim Tomas

Хорошее дело!Удачи!yes

Profile picture for user PPSh
2846
PPSh

Сегодня Бентос, завтра Коммуна, Запорижжя, затем Азов или Сметливый. Хватит! Корабли рождаются и умирают. Из каждого музей не сделаешь. Тем более предполагается не восстановление корабля, а создание эрзац-копии. 

Profile picture for user yury
1619
yury

Виктор Ковалёв настоящий фанат.При общении с ним узнал,что всё оборудование выгружено с лодки,но он настаивал на восстановлении.Я посоветовал поставить корабль на сушу,скажу честно-для ресторана типа "жёлтая подводная лодка",но денег тогда не было.Сейчас желаю удачи братьям-подводникам.

Profile picture for user Матрос на зебре
377
Матрос на зебре

Она еще не утонула, только потому что ее птицы засрали. В таком состоянии ей самое место на дне, как большой дом для крабов и рыбок всяких. Дешевле новую сварить.

Profile picture for user КРЫМЧАК
16185
КРЫМЧАК

Жалко, очень жалко, и не только все корабли и подводные аппараты базы "Гидронавт" (СЭКБП), жалко большое количество людей перемолотых  жерновами "нэзалэжности".

Сам работал на базе в штате плавсостава с 1986 г.,  сразу после мореходки и до финального конца, - жаль!

 

Матрос на зебре (Москва/Севастополь)

Она еще не утонула, только потому что ее птицы засрали. В таком состоянии ей самое место на дне, как большой дом для крабов и рыбок всяких.

 

Салага, - бычок ты донный, "корабль не тонет, когда он на воде, корабль тонет когда вода в нём, и

не так важно, что происходит вокруг нас, важно то, что внутри нас"!!

Так что "плыви" зебра, ни один ветер, для тебя, никогда не будет попутным!

 

Profile picture for user 73vit
640
73vit

Преклоняю колени перед верностью ребят к своей лодке

Profile picture for user Aleksandr Viktorovich
306
Aleksandr Vikt…

 А Чего запорижжя не перетащат в Балаклаву и не откроют для посещения? Чего боятся? Боятся претензий  украины?

Profile picture for user РегинаМатвеева(Верещагина)
1018
РегинаМатвеева…

Верность-это главное !А "Бентос"-это не "ржавая подлодка",а гордость советской науки,подводная лаборатория,открывшая новую страницу в истории исследования морских глубин.По значимости это можно сравнить с первым советским спутником и полётом Гагарина.

Profile picture for user Aleksandr Viktorovich
306
Aleksandr Vikt…

А кто собственник Лодки?  В 2009 году основной собственник субмарины Виктор Ковалёв продаёт свою квартиру, чтобы поднять подводную лодку и поставить её в док на ремонт.  Уже отжали? Географическое общество? Квартиру вернули?

Profile picture for user SB_Sb
9519
SB_Sb

Если  состояние лодки  сейчас соотвествует размещенному на фото или хуже, то 9 млн. на её восстановление - выбброшенные  деньги. Довести до ума не хватит всё равно....

Зато мужикам "движуха" года на 3-4 ......

Profile picture for user Aleksandr Viktorovich
306
Aleksandr Vikt…

Там только корпус с нержавеющей стали, С жестянки ,тольшиной полмиллиметра проимитировать лёгкий корпус, покрасить его  и вытащить на берег - сделать музей. Внутри с дерева сделать отделку и развестить фото и экспонаты.  9 миллионов хватит с избытком.

Если  состояние лодки  сейчас соотвествует размещенному на фото или хуже, то 9 млн. на её восстановление - выбброшенные  деньги. Довести до ума не хватит всё равно.... Зато мужикам "движуха" года на 3-4 ......

 

Profile picture for user Южная дорожка
1356
Южная дорожка

Судя по внешнему виду 9 млн. ее и близко не спасут. Использовать по целевому назначению данный объект невозможно по причине практически полного уничтожения и технического устаревания. Рассматривать его будущее возможно скорее как музей, но здесь сразу обозначаются дополнительные расходы на его размещение, хранение, содержание...  А это в свою очередь приводит к вопросу - зачем ? С уважением отношусь к людям выбравшим специальности повышенного риска, но может будим строить будущее а не расходовать средства реанимируя прошлое.

Profile picture for user Иван Репа
211
Иван Репа

Респект Вам, друзья!

Profile picture for user Aleksandr Viktorovich
306
Aleksandr Vikt…

А не проще её на плаву держать?  К илюминаторам приварить сети с рыбами. Подводное освещение сделать- будет и аквариум.

Profile picture for user Ирка-55
16
Ирка-55

Это тот Бентос, который  Болтался годами возде ТОФа на той стороне бухты?

Profile picture for user Ирка-55
16
Ирка-55

Тащили, и продавали с него всёЁ У меня до сих пор есть с него провода в желтой оплётке.Именнго глубоководного кабеля

Profile picture for user Aleksandr Viktorovich
306
Aleksandr Vikt…

Я так понял с него всё что можно сдали в металлолом, он очищен и готов к оформлению в музей. В Доке заварить все внешние отверствия, и навести внешнюю красоту. А остальные работы можно у пирса производить внутри.

Тащили, и продавали с него всёЁ У меня до сих пор есть с него провода в желтой оплётке.Именнго глубоководного кабеля

 

Profile picture for user Борух73
231
Борух73

Для взрослых мужиков из бывшей команды, "Бентос" - игрушка, хобби, воспоминания их молодости. Если государство спонсирует восстановление лодки, пусть и в виде муляжа, и контролирует расходование средств, то ради бога. Лишь бы под красивыми лозунгами не было воровства.

Главное за день

Стрелецкий форт, который так и не стал облагороженным местом истории и культуры

Орудия крепости давали отпор турецко-немецкому крейсеру «Гёбен».
20:02
15
870

Эксперты оценили риски новой торговой войны против РФ из-за «бешенства» Трампа

Экономист и политолог рассказали, нужно ли россиянам начинать сушить сухари. 
17:28
0
582

В Севастополе случилось ДТП с пятью машинами

Виновник аварии отказался от освидетельствования.
16:06
6
3318

Украина под внешним управлением: решение для всех?

Продолжаем надеяться на то, что здравый смысл возобладает.
13:48
1
388

В Крыму расследуют дело об осквернении могил военкора и участников СВО

Версию об украинском следе пока официально не подтвердили.
12:16
5
901

Враги пытаются раскачать тревожность в Севастополе

И, возможно, усыпить бдительность?
11:04
9
3913