Обнародованы детали того, как готовился резонансный теракт, когда 17 декабря 2024 года были убиты генерал-лейтенант, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов и его помощник Илья Поликарпов.
Издание «Коммерсантъ», изучив материалы уголовного дела, рассказало, что завербованные Украиной агенты применяли конспирацию, легенду о сотруднике Росгвардии, замаскированную взрывчатку и шли на другие ухищрения.
Ключевой фигурант
Ключевым фигурантом громкого дела стал ранее несудимый гражданин Узбекистана Ахмаджон Курбонов*. По данным следствия, на мужчину, почти не говорящего по-русски, вышел один из участников террористического сообщества, проживавший в Стамбуле. В переписке через Telegram его уговорили совершить теракт против российского офицера, пообещав 100 тыс. долларов и вид на жительство в одной из стран Евросоюза.
В Москву Курбонов* отправился не сразу: 22 июня 2024 года он сначала вылетел из Ташкента в Баку (Азербайджан), а оттуда в Астану (Казахстан). Чтобы скрыть свои следы, из казахстанской столицы мужчина отправился в Караганду и только там сел на поезд до Москвы.
В российской столице узбекистанец жил по хостелам и съёмным квартирам, с которыми ему, по данным следствия, помогали выходцы из Ингушетии Батухан Точиев* и Рамазан Падиев*. При этом первый выдавал себя за сотрудника Росгвардии и, чтобы Курбонов* мог жить без регистрации, говорил, что «место в хостеле или квартира нужны его товарищу по оружию, которого преследуют украинские спецслужбы».
Поставки из-за границы
Перед терактом Ахмаджон Курбонов* получил около 850 тыс. рублей. Примерно половину суммы мужчина получил от СБУ через криптовалютчика, находившегося в Баку, остальные средства, тоже в криптовалюте, отправлялись на адрес биржи, находившейся в башне «Федерация» («Восток») «Москва-Сити».
Получив данные на генерала Кириллова, узбекистанец установил его адрес на Рязанском проспекте и, используя арендованный автомобиль, устроил слежку за офицером. Впоследствии мужчина установил камеру в багажном отделении автомобиля Chery Tiggo 4, оставил его у дома, в котором проживал генерал Кириллов, и уже дистанционно наблюдал за перемещениями будущей жертвы из съёмной квартиры.
Между тем другой участник сообщества — выходец из Баку Роберт Сафарян*, проживающий во Владимире, — получил три посылки от некоего Марка из Польши. В них были две дрели-шуруповёрта, три топливных фильтра для двигателей внутреннего сгорания и музыкальная колонка.
«Дрели являлись уже готовыми минами-ловушками, а в остальных приборах агенты СБУ прятали пластиковую взрывчатку», — уточняется в публикации «Ъ».
В три этапа — с 26 октября по 5 ноября 2024 года — посылки с помощью лиц, «не осведомлённых о преступных намерениях участников террористического сообщества», через Литву и Белоруссию были доставлены в подмосковное Одинцово. Там их получил Сафарян* и отправил Курбонову* с помощью сервиса «ЯндексGO».
Страшный взрыв
Бомбу, эквивалентную по мощности 500 г тротила, Ахмаджон Курбонов* изготовил по видеосвязи с куратором. В качестве поражающих элементов были использованы 1,5 тыс. стальных шариков для стрельбы из рогатки.
Ранним утром 17 декабря 2024 года исполнитель оставил у подъезда электрический самокат Kugoo Kirin Max Speed, к рулевой колонке которого скотчем прикрепил пакет с дистанционно управляемой бомбой. В целях конспирации мужчина использовал перчатки и закрывающий лицо снуд (элемент одежды, который носят на шее).
Взрыв, как установили эксперты, прогремел в 6 часов 3 минуты, когда генерал Игорь Кириллов и его помощник Илья Поликарпов направлялись к служебному автомобилю Toyota Camry. Смерть обоих военных наступила в результате минно-взрывных травм и множественных осколочных ранений. Взрыв был такой силы, что повреждения получили стоявшие на улице машины и помещения близлежащего дома. Имущественный вред, нанесённый собственникам 27 квартир и 13 автомобилей, оценили в 3,3 млн рублей.
Итоги громкого дела
Резонансное преступление было фактически раскрыто по горячим следам: Ахмаджона Курбонова* задержали через несколько часов, когда он ехал в подмосковные Электроугли, чтобы отсидеться в снятой для него квартире (адрес с геолокацией ему скинули сообщники).
Вскоре правоохранители задержали во Владимире Сафаряна*, который, как утверждает следствие, передал подрывнику бомбу, привезённую из Польши. Изначально ему вменили только незаконный оборот взрывчатки, но после этапирования в Москву предъявили обвинения в участии в теракте.
Немногим позднее, в январе 2025 года, были арестованы Батухан Точиев* и Рамазан Падиев*, которые, согласно материалам дела, обеспечили подрывника квартирой, где он пытался скрыться после совершения преступления.
Ахмаджон Курбонов* был приговорён к пожизненному заключению. Роберту Сафаряну*, Батухану Точиеву* и Рамазану Падиеву* назначили 25 лет, 22 года и 18 лет строгого режима соответственно. Кроме того, им предстоит выплатить вдове генерала Светлане Кирилловой 7,2 млн руб., а её сыну и вдове помощника генерала Ильи Поликарпова — по 10 млн руб. Частично были удовлетворены и иски владельцев 27 квартир и 13 автомобилей, повреждённых в результате взрыва.
Но если Ахмаджон Курбонов*, как уточняет РБК, признал вину в совершении теракта и активно сотрудничал со следствием, то другие фигуранты настаивали на том, что не знали о причастности Курбонова* к терроризму.
«Точиев* и Падиев* утверждали в суде, что занимались исключительно сдачей в аренду квартиры, а Сафаряну*, по его словам, не было известно о содержимом посылки, которую он передал подрывнику», — отмечается в публикации.
При этом уголовное преследование ещё как минимум трёх фигурантов продолжается — их пытаются найти, в том числе и за границей, пишет «Ъ».
Андрей Гринев
*Внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.






