Заменить панораму обороны Севастополя, написанную к 1954 году художниками студии Грекова, на сохранившиеся фрагменты кисти Франца Рубо, дополненные живописью современных художников, — такую задачу намерены рассмотреть в Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике.
Дорисуем?
На позитивный прогноз позволяют надеяться современные технологии реставрации и богатая талантами Россия, считает директор музея-заповедника Александр Барков. Он рассказал, что в ближайшее время в музей приедут специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации. После их выводов станет ясно, «пытаемся ли восстановить это полотно в историческом виде с восстановлением недостающих элементов — либо осуществляем реставрацию того полотна, что было создано в 1954 году сборным коллективом авторов».
Оптимизму заявления Александра Баркова несколько противоречит его же пессимистичное предположение, что ответ экспертов, «наверное, закроет вопрос <о реставрации с дополнением> на какое-то достаточно большое количество времени». Тем не менее он считает важным сначала решить, возможно ли реализовать идею в принципе.
«И когда ответ на этот вопрос прозвучит, вот тогда мы займёмся следующим вопросом: необходимо ли это делать. Сначала вопрос должен быть обсуждён со специалистами на предмет технической возможности, а потом уже <можно> обсуждать целесообразность экспонирования в том или ином формате вообще», — считает он.
То, какая судьба в случае позитивного ответа ждёт полотно 50-х годов, Александр Барков не уточнил, но дал понять, что обоим им на одном бульваре не уместиться.
«Чтобы выставить их отдельно, потребуется здание, сопоставимое со зданием Диорамы. Но несколько фрагментов мы хотим представить независимо ни от чего на тех экспозиционных площадях, которые у нас имеются в настоящее время», — сказал он.
Напомним, что реконструкция Исторического бульвара предполагает создание отдельного корпуса Рубо.
Не навреди
Очень хорошо, что ставится вопрос о необходимости реставрации сохранившихся фрагментов кисти Рубо, считает Светлана Костюченко. В 1998–2016 годах она занимала должность заместителя директора по научной работе Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя.
«Отреставрировать фрагменты — это главная задача, она была поставлена музеем ещё в 1999 году и осуществлялась до 2015 г. Отреставрировано было 6 фрагментов. Вопрос экспонирования представлял для музея ещё более сложную задачу. Мы добились передачи музею здания кинотеатра „Украина” для создания в нём „корпуса Рубо — Тотлебена” — именно для того, чтобы стало возможным экспонировать оригинальные фрагменты, несущие черты яркой индивидуальности художника», — рассказывает учёный.
Из 86 спасённых в 1942 году фрагментов к реставрации и дальнейшей презентации могут быть представлены только 37, очень разной степени сохранности, отмечает Светлана Костюченко.
«Общая площадь 37 фрагментов, хранящихся в музее, и двух фрагментов, переданных музею-панораме „Бородинская битва”,— 607,2 кв. м; это только 38% от общей площади панорамы Рубо. Конечно, современные компьютерные технологии позволяют дополнить графически недостающую живопись, чтобы дать общее представление о композиции, но трудно себе представить имитацию живописи Рубо. Советским художникам, которые ставили перед собой задачу изучить манеру Рубо и перенести её на новый холст, этого не удалось», — напоминает она.
Светлана Костюченко подчёркивает: учитывая значимость Панорамы для Севастополя, касающиеся её вопросы нужно обсуждать с общественным советом, о намерении создать который заявлялось ранее. И независимо от того, будет ли панорама Рубо экспонироваться фрагментами в обычном зале или в панорамном зале с графическими дорисовками, — для этого нужно помещение, отдельное от сегодняшнего здания Панорамы.
Замену в существующем здании Панорамы полотна «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», созданного советскими художниками, на дополненную композицию панорамы Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» Светлана Костюченко считает недопустимой.
«Эти две панорамы в совокупности составляют единый культурный комплекс, ярко отражающий отношение общества к своему прошлому в разные исторические периоды. И если панорама Рубо — одно из лучших произведений русской классической батальной живописи начала XX века, то ныне действующая Панорама являет собой характерный пример советской живописи 50-х годов XX века. И отношение к этим произведениям должно быть соответственное», — настаивает она.
Светлана Костюченко напоминает: говоря о сегодняшней экспозиции, нужно понимать, что в реставрации крайне нуждается не только полотно, но и замечательный предметный план панорамы.
Светлана Косинова
Обсуждение (41)
Только пусть рисуют на абсолютно новом полотне, а то если "Аленка" получится, перерисовывать дорого и долго придется
Так странно слышать сегодня голос профессионализма и разума. Это я о Костюченко, если что.
Да и эту затею "начать и бросить", как вялотекущую реконструкцию Исторического бульвара ...
Стилистика статьи порадовала.
Даже не беритесь! Слабо. Хомо ..... мультимедикус ничего подобного родить сегодня не способен.
Надо Горлову поручить,он освоит
За основу эпического полотна возьмут новый Генплан с Голубыми унитазами?...
Вот именно "позволяют надеяться"( К сожалению то, что до сих пор переделывалось (реставрировалось, ремонтировалось, улучшалось, реконструировалось) в городе ни разу не получилось даже на уровне оригинала. Потому что как то умудряются найти таких "специалистов" для таких работ, после которых уже нужно воскрешать только авторов, что бы вернуть городу то что было (
"Позвольте надеяться на позитивный исход" ...
to Юрий Александрович:
боюсь получится ,,Сеятель,, из 12 стульев...
дубль
Бред конечно полный это "восстановление" пусть восстановят и отреставрируют хотябы то что есть и фонарную крышу здания панорамы чтобы вода на полотно не лилась. Это такое позорище - в последний раз был с туристами - чуть сквозь землю не провалился.
Что же до фрагментов полотна Рубо - я бы реально хотел их посмотреть в отдельной как можно боллее полной экспозиции. И не надо их для этого реставрировать. Пусть будут как есть - от этого их ценность только повыситься.
Я правильно понял, что на оригинал Рубо появился богатый покупатель, и руководство под эту лавочку просто решило продать полотно?
ПыСы: заметьте. С 2014 года я не ошибся ни в одном прогнозе!
Все что я предсказывал с 2014 года по земле, недвижимости, необходимости вечного ремонта Большой Морской, и т.д. и т.п ВСЁ, абсолютно ВСЁ сбылось!
Капец Панораме!!!
А взамен вывесят своё сакральное
Все эти вдруг кровь из носа и теряя тапки "дописывания" и "реставрации" исторических скрепных вещей Севастополя, при игнорировании его явных социальных и экономических проблем, говорят лишь о том, что кто то ведёт очень тонкую и грамотную "оптимизацию" через подобные вещи постепенного искоренения народной памяти о великом прошлом города. Ползучая декоммунизация идёт полным ходом. Заодно и заработать и поиметь свою выгоду. Нет никакой необходимости вдруг переписывать советское полотно, которое уже само по себе является раритетом и панорама ценна именно этим. И если хотят повесить современное, то куда хотят деть советское? В Москве? Чтобы тем самым привлечь к себе больше туристов?
Пусть на месте фонтана откроют ВТОРУЮ экспозицию
Не на-до! Не рисуйте! Не трогайте! Не ваше время! Оставьте для будущих поколейний фрагменты - может когда-нибудь взрастет поколение, которое будет ценить ценности не за деньги, а за то, что это подлинник сохранившийся. Надежда умирает последней.
В здании бывшего кинотеатра "Украина" - обустроить филиал Панорамы - отличная идея! Но, этот зал может быть посвящен именно баталистам...Зал назвать - "БАТАЛИСТЫ". Картины Ф.Рубо, К. Брюллова, В. Верещагина, В. Сурикова, А. Дейнеки, М. Грекова...
Энергетический заряд любви к Родине и его защите необходим именно сегодня, когда кольцо врагов растёт и гибридная война идёт полным ходом...
Занавес, господа...
Что же это за зуд у новых директоров федеральных музеев! В Херсонесе с билборда угрожает надпись: «Скоро здесь будут красиво!». Господин Барков решил дорисовать панораму Ф. Рубо с помощью современных технологий.
При этом господин Барков неверно определяет очередность постановки вопросов. Здесь главное не возможность дорисовать, а необходимость этого действа. Если даже решить вопрос с дорисовкой и экспонированием живописного полотна панорамы Ф. Рубо, то возникают следующие вопросы: 1. что А. Барков собирается делать с полотном панорамы «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», являющимся самостоятельным художественным произведением; 2. что в случае экспонирования дорисованного полотна предполагается делать с предметным планом современной панорамы. Необходимо напомнить, что самым слабым местом панорамы Ф.Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» как раз был предметный план (утрачен в период Великой Отечественной войны). Современники отмечали, что при великолепном живописном полотне предметный план похож на кулисы. Он не воспринимался зрителями как единое целое с живописным полотном.
Предметный же план современной панорамы является лучшим среди европейских панорам. И господин Барков собирается экспонировать дорисованное живописное полотно Ф. Рубо с современным предметным планом?
Нужно отметить, что в планах Музея героической обороны и освобождения Севастополя предполагалось при создании Корпуса Рубо – Тотлебена экспонировать отреставрированные фрагменты живописного полотна Ф. Рубо и уникальный рельеф-макет, где с документальной точностью изображены оборонительные укрепления Севастополя периода обороны города 1854 – 1855 гг., а также доки и городские жилые строения. Его площадь около 75 кв. м. Макет был выполнен в Петербурге под руководством и при участии самого Э.И. Тотлебена. Это действительно был бы прекрасный экспозиционный комплекс. А современную панораму отреставрируйте и оставьте на месте.
Остается только надеяться на профессионализм и разум приезжих реставраторов и экспертов, которых ожидают в музее. Ведь севастопольские специалисты не могут сказать ничего умного…
Да чего тут думать и гадать.Ребята готовят очередной распил, но для него нужны причины и фонды соотвественно.. Вот и шустрят как могут, паразиты этакие.
to Lesh:
об этом я тоже говорил!
Херсонес уже сделали. Это экспонат и как есть должен оставаться.
А "Камасутру" дописать не хотят?
А может не надо
Эй! Богатая талантами Россия! Собираемся с карандашами и красками у здания панорамы в пятницу вечером, порисуем!
А в общем, полный идиотизм исходит из музеев Севастополя с приходом понаехов! Идёт полное уничтожение истории, прошлого! В начале название музея, которое 60 лет представляла музей во всём мире, заменили. Бульвар, уничтожен, теперь взялись за панораму и полотно! А ведь переписывание и игры с историей теперь запрещено конституцией. Хотя руководству музея плевать на конституцию РФ, не впервой!
Уже и до диорамы добрались, снять полотно и отдать победившим в конкурсе "реставраторам", а победит фирма по озеленению или подобная не имеющая к реставрации ни какого отношения! Как всегда! И, что тогда, опять - Эй! Богатая талантами Россия! Собираемся с карандашами и красками у здания диорамы!
Собираться всё же придётся, указать своё место некоторым и следить за каждым их шагом! Музейный вопрос в Севастополе надо решать, как то кардинально ВСЕ музея города подвергнуты уничтожению и унижению! Причина одна - руководство рукожопыми понаехами! Необходимо создавать кардинальный совет по музеям из местных профессионалов и социально активных граждан, который будет утверждать кандидатуры директоров и согласовывать деятельность оных на принадлежащих музеям объектах. Долой понаехов из музеев Севастополя! Музеи верните народу!!!
А вот на какой шедевр тысячу литров краски в СевГУ направли недавно:
https://youtu.be/cebKbdaM5PI
Рубо отыхает
Ну вот..А мне некоторые персонажи предлагают объясниться почему это я называю Севастополь некогда славным и геройским. При таком развитии скоро вообще ничего славного не останется....
Бред! Или понтярство с целью выхватить под этот "проект" немалую сумму денег.
to sevdeel:
to Absolut:
;
В городе сейчас имеется довольно не плохая плеяда художников - баталистов, могущих ещё создать панорамы Альминского сражения, Инкерманского сражения, Балаклавской битвы, но власти российские усиленно уже 6 лет противятся созданию в городе галлереи батальной живописи!
Одновременно препринимают изуверские ухищрения по уничтожению военной истории Севастополя,
Тщательно укрывают от горожан 2500 - летие образования города Севастополя.
Уничтожили полностью (де-факто разрушили) музей Крошицкого М.П., Исторический бульвар, Ансамбль фортификационных сооружений Артиллерийского арсенала в Артбухте.
Теперь своими жопоруками ухватились за полотно Рубо Ф.И.
По - ходу идёт инопланетное завоевание Севастополя определёнными лысообразными личностями. Всё то хорошее , что планирует Путин В.В., искажается до противоположного:
Поручение № 1772- Пр от 17.03.2017 года "Обустроить парк Защитникам Севастополя 1941-1942 г.г." выродилось в "Пляски на костях Героев"!
Поручение № 794 -Пр от 09.05.2020 года "Сохранить военную сторию Севастополя" и отчитаться до 01 декабря 2020 года, вылилось в исключении 759 памятников истории из Госреестра России!
Поручение о создании филиала Панорамы в к/т "Украина" превратилось в череду интерактивных шоу!
Решение о создании на базе СевГУ кафедры архитектуры и дизайна - решают искоренением рисунка, живописи, лепки в Учебном плане кафедры и разрисовыванием нижнего плаца Имперского кадетского корпуса в "Голландии", инопланетарными рисунками косноязычными засланцами!
...
to sevdeel: Помимо тысячи литров краски художникам дали подзаработать и вырасти профессионально. Раньше незаметные - теперь признанные мастера всероссийского арт-мурала, исполнители шедевра (так - в видео у корреспондента). Это фиаско успех, страна! Государство довольно и не жалеет денег: молодежь занята творчеством и выбиванием грантов.
Не пойму, почему к нам слетаются как мухи на г-но, недоспециалисты. Хоть бы одна пчела залетела...
На покорении Америки тоже одни бандиты съезжались...
to Пять пятерок: Профессионалы выросли прямо молниеносно. В моих глазах - так это точно. Маляры недоделанные. Разрисовать старый растрескавшийся и рассыпающийся асфальт без подготовки (подмели?) непонятными бессмысленными кривыми примитивами - вот истинный "МУРАЛ всероссийский" в комнатных масштабах. Краска сойдёт скоро, а плоды движухи останутся у тех, кому они достались. Есть же плоды, конкретная выгода для кого-то из участников "мурала"? Можно ехать в Голландию - побегатьвесело по экзотичным дорожкам. Какой там вам Рубо.
to sevdeel:
Росли же, соперничали, выигрывали царские деньги Рубо и Адамсоны. Тогда, наверное за муралы и за памятники типа опрокинутых есениных ссылали или казнили бы.
И плату за вход установить не менее 1000 рублей, чтобы люди не могли попасть, как в Диараму.
Уцелевшие фрагменты выставить в будущем (надеюсь, когда нибудь через десятилетия он появится) Музее второй обороны Города-Героя Севастополя, как память об ущербе и бесчинствах немецко-фашистских захватчиков в нашем городе.
И плату за вход установить не менее 1000 рублей, чтобы люди не могли попасть, как в Диораму.