ср, 10/01/2018 - 14:03

В Севастополе зрители плачут на «Движении вверх»

Финал 2017 года и первые дни 2018-го неожиданно стали победными днями для российского кино: лидером праздничного проката стал фильм «Движение вверх», собравший до 8 января 1,326 млрд рублей.

Кассовый сбор фильма «Движение вверх» – пятый результат в истории отечественного кинематографа. Прошлогодний «Викинг», также шедший с большим успехом, за то же время собрал около 1,17 млрд.

Данных о результатах проката в Севастополе, к сожалению, нет  –  в нашем городе фильм идёт лишь в двух негосударственных кинотеатрах. Однако залы заполнены до отказа, кульминация фильма, как правило, сопровождается аплодисментами, а многие зрители даже не пытаются сдерживать слёз. «Движение вверх», продюсерами которого стали директор телеканала «Россия 1» Антон Златопольский и режиссёр Никита Михалков, рассказывает о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году – советские спортсмены тогда стали олимпийскими чемпионами, на последних секундах вырвав победу у американской сборной. Американцы при этом лишились чемпионского титула впервые с 30-х годов – их первенство казалось незыблемым и вечным. Так что победа действительно была громкой, хотя, как вспоминают тогдашние болельщики, баскетбол вовсе не считался в СССР суперпопулярным спортом. Да и никакой прямой трансляции матча, которая показана в фильме, на самом деле не было.

Изображение самой игры, утверждают скептики, также не слишком соответствует исторической правде. Мы решили услышать мнение людей, занимающихся этим видом спорта профессионально, и узнали даже больше того, на что рассчитывали.

Оказалось, что президент севастопольской федерации баскетбола и глава спортивного клуба «Муссон» Владимир Плотка общается с Иваном Едешко – одним из игроков той самой советской сборной. Едешко был автором паса, в результате которого и был заброшен в корзину легендарный решающий мяч на Мюнхенской Олимпиаде. В своё время Иван Иванович подарил Владимиру Плотке свою книгу «Три секунды и не только», купить которую было невозможно. А 24 января Едешко приезжает в Симферополь, где состоится Матч звезд.

Знает Плотка и жену Александра Белова, забросившего в корзину решающий мяч, хотя лично с ней не общался. Женщину зовут Александра Овчинникова, и она уже высказала авторам фильма свои претензии. В 1972 году, утверждает она, Александр Белов был абсолютно здоров. От себя уточним: по крайней мере, о его болезни никто не знал.

«Я тоже сильно сомневаюсь, чтобы настолько больного человека допустили до игры. Белов в то время был очень сильным, мощным, перспективным игроком, настоящим гением баскетбола. Но все это возмущает  тех, кто знаком с героями лично и знает, как всё это было. А сам по себе фильм очень сильный, воодушевляющий, пробуждающий желание побеждать.  Мы для своих ребят организовали допремьерный показ – позвали всех детей, зал на 350 мест был заполнен до отказа. И там были такие эмоции! Я сам, пока смотрел, несколько раз прослезился, а о детях и говорить нечего. Они болели, как за своих знакомых, много раз хлопали  и теперь просто горят желанием тренироваться, побеждать, быть чемпионами. Даже самые маленькие! Но художественного вымысла в фильме, конечно, много. Есть документальный фильм «Три секунды», посвящённый этой игре.  Те, кто его смотрел, знают, что игра была другой. В фильме почти все мячи забиты сверху, хотя в те времена так практически не забивали – это считалось пижонством.  А висеть на кольце вообще не разрешали правила», — говорит Владимир Плотка.

Однако все эти «вольности», по его мнению, можно простить: благодаря им фильм стал намного ярче, а впечатление от него – намного сильнее. Такого же мнения придерживается и молодой тренер СК «Муссон» Виталий Федиско.

«Фильм сделали максимально смотрибельным, приблизили к современным реалиям, хотя такого баскетбола  по большому счету  нет и сейчас. Там же одни слэм-данки! (бросок,  в котором игрок прыгает вверх и одной или двумя руками бросает мяч сквозь кольцо сверху вниз, – прим. ред.). А на самом деле в том матче ни одного слэм-данка не было. Теперь по поводу тренировок: в 70-е годы баскетболисты практически не занимались штангой, как показано в фильме. Посмотрите на их фотографии – это были длинные, худенькие ребята, некоторые тренеры баскетболистам даже отжиматься запрещали, чтобы кисть была мягкая. Первыми, кто начал заниматься в тренажёрном зале, были американцы. Но это уже в конце 80-х годов. Сейчас другое дело: баскетбол с тех пор ускорился и стал силовым видом спорта. Но всё это вполне объяснимо: «Движение вверх» делалось не для профессионалов, а для обычных зрителей. И фильм получился просто супер! Дети, когда его смотрели, переживали каждый гол, каждый выпад американцев. Болели, как за настоящую игру!» — рассказывает он.

По мнению Виталия Федиско, «Движение вверх» обязательно поспособствует популярности баскетбола. Хотя в Севастополе, считает он, баскетбол и сейчас – «спорт номер один». В «Муссоне» им занимаются более 400 детей – как мальчиков, так и девочек. И во многом, подчёркивает  тренер, такая популярность объясняется созданными для детей прекрасными условиями: все занятия, все выезды на соревнования и в спортивные лагеря для них абсолютно бесплатны.

Ольга Смирнова

По заказу БФ "35-я Береговая батарея"

Теги:
Читайте также: