Кассовый сбор фильма «Движение вверх» – пятый результат в истории отечественного кинематографа. Прошлогодний «Викинг», также шедший с большим успехом, за то же время собрал около 1,17 млрд.
Данных о результатах проката в Севастополе, к сожалению, нет – в нашем городе фильм идёт лишь в двух негосударственных кинотеатрах. Однако залы заполнены до отказа, кульминация фильма, как правило, сопровождается аплодисментами, а многие зрители даже не пытаются сдерживать слёз. «Движение вверх», продюсерами которого стали директор телеканала «Россия 1» Антон Златопольский и режиссёр Никита Михалков, рассказывает о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году – советские спортсмены тогда стали олимпийскими чемпионами, на последних секундах вырвав победу у американской сборной. Американцы при этом лишились чемпионского титула впервые с 30-х годов – их первенство казалось незыблемым и вечным. Так что победа действительно была громкой, хотя, как вспоминают тогдашние болельщики, баскетбол вовсе не считался в СССР суперпопулярным спортом. Да и никакой прямой трансляции матча, которая показана в фильме, на самом деле не было.
Изображение самой игры, утверждают скептики, также не слишком соответствует исторической правде. Мы решили услышать мнение людей, занимающихся этим видом спорта профессионально, и узнали даже больше того, на что рассчитывали.
Оказалось, что президент севастопольской федерации баскетбола и глава спортивного клуба «Муссон» Владимир Плотка общается с Иваном Едешко – одним из игроков той самой советской сборной. Едешко был автором паса, в результате которого и был заброшен в корзину легендарный решающий мяч на Мюнхенской Олимпиаде. В своё время Иван Иванович подарил Владимиру Плотке свою книгу «Три секунды и не только», купить которую было невозможно. А 24 января Едешко приезжает в Симферополь, где состоится Матч звезд.
Знает Плотка и жену Александра Белова, забросившего в корзину решающий мяч, хотя лично с ней не общался. Женщину зовут Александра Овчинникова, и она уже высказала авторам фильма свои претензии. В 1972 году, утверждает она, Александр Белов был абсолютно здоров. От себя уточним: по крайней мере, о его болезни никто не знал.
«Я тоже сильно сомневаюсь, чтобы настолько больного человека допустили до игры. Белов в то время был очень сильным, мощным, перспективным игроком, настоящим гением баскетбола. Но все это возмущает тех, кто знаком с героями лично и знает, как всё это было. А сам по себе фильм очень сильный, воодушевляющий, пробуждающий желание побеждать. Мы для своих ребят организовали допремьерный показ – позвали всех детей, зал на 350 мест был заполнен до отказа. И там были такие эмоции! Я сам, пока смотрел, несколько раз прослезился, а о детях и говорить нечего. Они болели, как за своих знакомых, много раз хлопали и теперь просто горят желанием тренироваться, побеждать, быть чемпионами. Даже самые маленькие! Но художественного вымысла в фильме, конечно, много. Есть документальный фильм «Три секунды», посвящённый этой игре. Те, кто его смотрел, знают, что игра была другой. В фильме почти все мячи забиты сверху, хотя в те времена так практически не забивали – это считалось пижонством. А висеть на кольце вообще не разрешали правила», — говорит Владимир Плотка.
Однако все эти «вольности», по его мнению, можно простить: благодаря им фильм стал намного ярче, а впечатление от него – намного сильнее. Такого же мнения придерживается и молодой тренер СК «Муссон» Виталий Федиско.
«Фильм сделали максимально смотрибельным, приблизили к современным реалиям, хотя такого баскетбола по большому счету нет и сейчас. Там же одни слэм-данки! (бросок, в котором игрок прыгает вверх и одной или двумя руками бросает мяч сквозь кольцо сверху вниз, – прим. ред.). А на самом деле в том матче ни одного слэм-данка не было. Теперь по поводу тренировок: в 70-е годы баскетболисты практически не занимались штангой, как показано в фильме. Посмотрите на их фотографии – это были длинные, худенькие ребята, некоторые тренеры баскетболистам даже отжиматься запрещали, чтобы кисть была мягкая. Первыми, кто начал заниматься в тренажёрном зале, были американцы. Но это уже в конце 80-х годов. Сейчас другое дело: баскетбол с тех пор ускорился и стал силовым видом спорта. Но всё это вполне объяснимо: «Движение вверх» делалось не для профессионалов, а для обычных зрителей. И фильм получился просто супер! Дети, когда его смотрели, переживали каждый гол, каждый выпад американцев. Болели, как за настоящую игру!» — рассказывает он.
По мнению Виталия Федиско, «Движение вверх» обязательно поспособствует популярности баскетбола. Хотя в Севастополе, считает он, баскетбол и сейчас – «спорт номер один». В «Муссоне» им занимаются более 400 детей – как мальчиков, так и девочек. И во многом, подчёркивает тренер, такая популярность объясняется созданными для детей прекрасными условиями: все занятия, все выезды на соревнования и в спортивные лагеря для них абсолютно бесплатны.
Ольга Смирнова
По заказу БФ "35-я Береговая батарея"
Обсуждение (8)
Великие победы...великой баскетбольной команды Советского Союза 1972 г. - русских...украинцев ...белоруссов...казахов...грузин...литовцев...! Кстати, мы же... и ще раз сделали - янки в баскетболе ....на чемпионате мира 1974 г. !...где опять блистали - Александр и Сергей Беловы... Модестас Паулускас...и принесли золото Чемпионата мира - в составе сборной Советского Союза , которой руководил именно тот же тренер Владимир Кондрашин, именно его, под фамилией - тренера Гаранжина в фильме" Движение вверх" - так бесподобно сыграл актер Владимир Машков!
Очередной вздох по утраченным советам ! Все же плохо было в СССР!!!
Раньше плакали на индийских фильмах,
а смеялись на демонстрациях.
Щас не того,не того нет...
Плачут по ушедшей эпохе....
Это фильм прежде всего о команде, где каждый со своими возможностями и тараканами в голове и тренере, который вначале нагнул, а потом пасанув на доверии привел всех к невероятной победе, но в конечном итоге команда не забыла о нем...
Ну и конечно же на заднем плане партийная номенклатура, которая мешала достигать целей, и мешает даже сегодня
Победа
а я плачу о бабле, потраченном не на детей, а на ....для ураааа..... А кино где?
to Попов Алексей (Севастополь): Кому как! Мне нравится фильм)))) И большинству
тоже
Российский кинематограф захлестнула волна картин патриотического плана. Причин несколько. В первую очередь это ожидания самого населения страны, вспоминающего славные достижения прошлого и не видящего почти ничего подобного в унылом и бездарном настоящем. Отчасти людям надоел и Голливуд, снимающий пятнадцатые части "Звездных войн" и "Людей Х". Так же за "ура патриотизмом" часто это повод скрыть достаточно посредственную игру актеров, работу режиссера, сценариста, кинооператора и т.д., возможность в очередной раз украсть жирную долю из выделенных на фильм гос средств. Даже не смотря на все это далеко не все картины о которых идет речь становятся коммерчески успешными.
Причину триумфа "Движения вверх" можно найти и в афише. Кроме этого фильма зрителям сейчас и идти-то особенно не на что.