вт, 31/07/2018 - 19:00

В Севастополе все построенные в оползневой зоне дома обречены, — учёные

Геологи рассказали о причинах схода оползня между пляжами «Учкуевка» и «Толстяк» на Северной стороне Севастополя.

Строительство в оползневых зонах не только чревато потерей собственности, но и провоцирует возникновение новых обрушений, подчёркивает ведущий геолог «Крымгеологии» Алексей Фёдоров.

Что стало причиной схода оползня между пляжами «Учкуевка» и «Толстяк» и можно ли предотвратить дальнейшие обрушения? Своё мнение по этому поводу высказали побывавшие на месте происшествия севастопольские учёные.

«Ничего сверхъестественного в происходящем нет — на юго-западном побережье это вполне обычная ситуация. И на оползне в районе аэропорта „Бельбек”, и дальше по побережью это случалось и будет случаться. На оползневую активность влияет техногенное увлажнение — отсутствие канализации, утечки воды, осадки, штормовая активность моря. В этом месте оползень существует с незапамятных времён. До 2000 года он был очень активным, потом потихоньку стабилизировался, но до поры до времени: сейчас он находится, как у нас говорят, в стадии вялотекущей ползучести. Небольшие подвижки идут постоянно, и то, что сейчас произошло, рано или поздно должно было случиться. Видимо, роль спускового крючка сыграли недавние ливни. И, конечно, важна антропогенная активность», — считает ведущий геолог «Крымгеологии» Алексей Фёдоров.

О том, как влияет на происходящее деятельность человека, учёные говорили ещё год назад во время прошедшего в заксобрании круглого стола, посвящённого оползневой активности на территории Севастополя. Как пример безответственности было приведено строительство мини-гостиницы, при котором на головную часть оползня было свалено около 5 тысяч кубометров грунта.

«В 2014 году в головной части Учкуевского оползня началось строительство, в ходе которого был срезан грунт. Около 5 тысяч кубов грунта сбросили на головную часть оползня, тем самым „пригрузив” его и спровоцировав активацию. Сейчас судьба всех расположенных там построек незавидная. Учкуевский оползень находится в стадии глубинной медленной ползучести. Активизируется он, когда штормовая ситуация поменяется. В последние годы она была относительно стабильной, но как только усилятся шторма, всё изменится», — предсказал тогда Алексей Фёдоров.

Как видим, не понадобилось даже штормов — спусковым механизмом стали ливни. Сейчас синяя крыша той самой гостиницы виднеется вплотную к опасной зоне.

Прогноз Фёдорова на будущее Учкуевского оползня звучит не слишком пугающе, однако будущее домов и садовых участков, которые находятся в опасной зоне, считает он, предрешено.

«Сейчас оползень будет ещё какое-то время двигаться, потом остановится. А дальше прогнозировать сложно, это будет зависеть от штормов и от осадков. В любом случае в будущем все построенные на этой территории дачи ждёт такая же судьба», — считает учёный.

Способов укрепить берег немало, замечает Алексей Павлович, но стоимость их такова, что «все эти дачи столько не стоят». Нужно находить способ освобождать берег от застройки — после того как оползень в 2000-х стабилизировался, люди расслабились и стремятся «свить гнездо» как можно ближе к воде. Даже заниматься исследованиям на этой территории учёным сложно из-за плотной застройки.

Подтвердил слова учёного о решающем влиянии человеческой деятельности и местный житель Олег Новик. Он живёт как раз по соседству с участком, который вчера был унесён вниз оползенем.

«Я был на море с женой, пришёл с пляжа, смотрю — нет одного дерева. Я побежал к соседу и увидел, что случилась беда», — рассказывает Новик.

Просветительскую работу с соседями, по его словам, он вёл давно — уверен, что беда произошла из-за отсутствия на участках канализации и других причин, приводящих к усиленному увлажнению почвы.

«У меня даже дождевая вода с крыши собирается в ёмкость, и весь участок сухой. И если правительство займётся контролем за происходящим на этой территории, проблем не будет — даже без берегоукрепления глина стоит столетиями», — уверен Новик.

Замспикера заксобрания Александр Кулагин, который также прибыл на место происшествия, констатирует: из 11 пунктов резолюции, принятых на круглом столе в заксобрании, безусловно выполнен лишь один — тот, в котором участники мероприятия обращались не к правительству Севастополя, а к руководству Морского гидрофизического института. Ему было рекомендовано предоставить Алексею Фёдорову место для работы. Эта рекомендация выполнена. А вот все призывы к правительству Севастополя предпринять ряд мер, направленных на предотвращение ЧС на оползневых территориях, остались неуслышанными.

Напомним, как ранее сообщал ForPost, в середине дня 30 июля на Северной стороне Севастополя сошёл оползень. Длина опасной зоны оползня к 31 июля уже достигла 800 метров, а ширина опасной зоны — 100 метров. Под угрозой попасть в опасную зону оползня, что чревато новыми обрушениями, находятся 33 участка: 22 в СТ «Парус» и 11 в СТ «Лесовод».

Ольга Смирнова

Читайте также: