Сегодня, 8 февраля, в нашей стране отмечается День российской науки. Благодаря науке человек научился делать многое из того, что наши предки твердо считали невозможным: разговаривать с другим человеком, который находится за тысячи километров от него, освещать огромные пространства нажатием кнопки, парить над землей. И лучшего дня, чем сегодняшний, для рассказа о сконструированном учеными СевГУ беспилотнике не придумать.
«В нас верят»
Фотографией с изображением его модели поделилась пресс-служба СевГУ. Первое, что бросается в глаза, – необычная форма беспилотника. Детище лаборатории «Динамика полета и управления беспилотных авиационных систем» Института национальной технологической инициативы (НТИ) СевГУ выполнено в форме капли.
«Это большая капля, которая является летающим крылом (крылья по бокам – для маневрирования) с высоким и качественным коэффициентом подъемной силы. Мы рассчитали его решением обратной задачи термодинамики», – рассказал на ученом совете СевГУ директор Института НТИ Сергей Дудников.
«Назначение аппарата – логистика, беспилотная аэродоставка грузов и почты. В отдалённой перспективе – аэротакси, – поясняет замдиректора Института по инновационной и проектной деятельности Дмитрий Рыбаков. – Многие компании интернет-торговли и "быстрой доставки" видят в них возможность организовывать доставку небольших грузов "в день заказа" или даже в течение нескольких часов после заказа.
Конкуренция среди таких компаний сегодня высока, и от скорости доставки товаров зависит многое. А уж как порадует такая услуга жителей уголков, куда по поверхности земли не доберешься раньше, чем через несколько дней!
То, что мы видим сегодня, называется "компоновочным" макетом беспилотника. На нем ученые проверят общие параметры аэродинамической формы, которая была создана с помощью компьютерного моделирования. Сам летательный аппарат будет делаться из легких и прочных композитных материалов и оснащаться микротурбинным двигателем.
«Прототипы этих двигателей разрабатываются партнёрами СевГУ. Испытания гибридных силовых установок с такими двигателями в нашем Институте ведутся и сейчас», – говорит Дмитрий Рыбаков.
Системы управления, навигации, связи, отдельные сенсоры и системы обработки информации от сенсоров тоже разрабатываются как подразделениями и лабораториями СевГУ, так и его партнерами.
Помимо этого, ученые СевГУ по заказу одного из авиапредприятий выполняют два проекта на сумму 3 миллиона рублей.
«Помимо написания и тестирования драйверов для операционных систем жесткого реального времени для самолетов, нас пригласили в проект по созданию информационных двойников пассажирских самолетов следующих моделей МС-21. Наша кафедра «Программная инженерия интеллектуальных систем» активно в этом участвует», – говорит Сергей Дудников.
Ну, полетели!
Работают сотрудники института и над созданием тяжелых транспортных беспилотников и аэротакси. Без инфраструктуры, позволяющей проводить испытания, это невозможно, поэтому она была создана в поселке Голландия. Начать эксперименты планируют уже в 2022 году.
«Уже заказаны новые винто-кольцевые движители, которые позволят создать летный образец мультироторного беспилотного воздушного судна (БВС) грузоподъемностью до 50 кг и станции автономного базирования для него. Эта станция совмещаема с роботизированным устройством приёма и обработки перевозимого груза. Получен заказ на использование полетного контролера и микроволновых систем посадки посадочной станции для беспилотников. Планируется реализация проекта по построению автономных сетей беспилотного авиационного мониторинга с применением БВС вертикального взлёта», – добавляет директор Института НТИ.
Самой интересной из всего перечисленного нам показалась новость о работе над аэротакси. Дешевой, конечно, такая услуга не будет, особенно поначалу. Но, может быть, хотя бы с ее помощью удастся избавить город от пробок?!
В июне 2021 года в СевГУ сообщали, что завершить разработку необходимых для создания аэротакси технологий ученые планируют к 2025 году. По словам Дмитрия Рыбакова, эта информация остается актуальной. Верит он и в то, что в течение ближайших лет мы увидим, как беспилотники-курьеры и аэротакси курсируют над нашим городом.
«Есть такая известная фраза – что только русские не придумают, чтобы дороги не строить, – говорит он. – Кстати, строительство современных автодорог, особенно в регионах со сложными грунтами, мероприятие очень дорогостоящее. А машинка в формате летающего такси по технической сложности вполне сопоставима с современным автомобилем со всеми его противобуксовочными, противоскользящими и прочими системами. Поэтому и их стоимость при внедрении разработки в производство будет соотносимой».
Купить личный летательный аппарат по цене джипа наверняка захотят многие. Во-первых, это красиво. Во-вторых, престижно. А в-третьих, никаких тебе пробок! По крайней мере, поначалу.
И, наконец, летающая машина дает простор для фантазии организаторов всяческих развлечений, в том числе у воды. Любители экстрима, считает собеседник, такую возможность оценят. И пусть пока все это кажется фантастикой – разве не на наших глазах свершился прыжок от дисковых телефонов, установки которых нужно было еще добиться, и медлительных ЭВМ, занимающих целые залы, до помещающихся в ладони смартфонов? Наши предки могли бы сравнить их с волшебным блюдцем из сказок – смотришь и видишь, что происходит за тридевять земель. А мы в этой сказке живем.
Ольга Смирнова
Обсуждение (27)
За чей счет этот банкет "севастопольских" ученых? Опять "осваивают" дотации из бюджета.
Мне интересно, а с МО они согласовали этот вопрос? Или "ученые" будут запускать, МО их сбивать, как опасные цели, и всем хорошо ....
to SB_Sb:
Это всё будет в другом веке, и не у нас, нам нечего беспокоиться...
да тут с правилами по самокатам разобраться не могут. А что начнется, когда они еще и полетят ?
Развитие технологий, это хорошо, это шаг в будущее. Но не в том направлении двигаются) Не нужно пока нам это)
Ну и куда же без межпланетного шахматного турнира? Катер разработайте изобретатели...
И все это под крыло троллейбусного управления с руководством дептранса с Пашей Иено?
Автомобиль простой и достойный до сих пор изобрести не могут. Чтобы Ладу Весту придумать, потратили 6,5 млрд рублей и кучу времени. Интересно, сколько денег понадобится, чтобы самолет для посылок соорудить?
Денег в стране много, ресурсов немеряно и люди умные есть, но изобретаем какую-то чушь. А нужные вещи, как компьютеры, холодильники, телевизоры, телефоны, медицинское оборудование - как то не получаются у отечества реализовать. Китайцы тугие, и те научились технологии тырить и "свое" что-то лепить. А мы только подводные лодки, танки и истребители классные делаем. А, еще Aurus модный замутили, но это все как-то не для простого народа. Зато Мантуров у нас самый успешный и богатый министр, блин....
Вроде вперед двигаемся, но как будто куда-то не туда
Электро зарядками для электромобилей уже весь город опутали?
Севэлектроаэротранс...
Не волнуйтесь, товарищи, это как с заводом беспилотников в Дубне - липовый! Бабло попилят только чуток...
ну и зачем изобретать велосипед? подобные беспилотники уже многие годы китайцы, турки, америкозы делают! сделайте хотя бы такие же для начала! ну нет, это не наш путь, мы с азов, с формул начнём, прямо от Архимеда!
а вдруг уже летающие дроны иностранные инженеры сделали без "решения обратной задачи термодинамики"?
помните, как на дне города китайскими дронами нам слова и картинки в ночном небе красиво рисовали? а если бы они при этом ещё и законы термодинамики, и теорему Пифагора, как наши учёные, использовали, то было бы ващще!!
А что с таксой? Оклемалась? Готовят к полётам на беспилотнике? Ещё был глубоководный аппарат для Марианской впадины, поплавки на водохранилище с электронным табло показаний уровня воды в интернете. Продавцы "мыльных пузырей" )).
А можно катер в Голландию в 7.45?
to Uta: самокаты уже давно летают. По Б.Морской, так, точно.
Полеты гражданской авиации над городом запрещены.
Над базой ЧФ тем более.
Здорово!! Катера можем не закупать,теперь через бухту летать будем! А если серьезно..Фантазии,у нас улицы и причалы не могут нормально отремонтировать,какие там высокие технологии.
Что то меня эта затея пугает.Хотели как лучше-получилось как всегда?
Без комментариев.
Ну все, заживем теперь
Общежития построить не могут, а вот беспилотники... Фантазеры
Понравился последний абзац статьи. Типа смартфоны мы тоже придумали.
to SeaCat2019: Это как же так читать надо) это об учёных независимо от национальности и страны проживания
to SB_Sb:
МО пусть занимается своими вопросами.
to SeaCat2019: а мне там понравилось про "сказку".
Не нужно так иронизировать! Вполне возможно, что у задачи прецезионно управляемых полётов на большие расстояния с небольшими грузами и небольшим расходом топлива есть несколько решений: не только военные беспилотники (кстати, требующие некоторых ВПП) и бытовые дроны с несущими винтами для фото и видео, но и подобные "капли", и даже ещё что-то (типа экранолётов или гравицап - кто знает!). Люди работают, разумеется не там, где нужно долго и безнадёжно кого-то догонять, а там, где есть перспектива инженерного решения с параметрами не хуже, или лучше.
Кто беспокоится за государственные деньги - вам никто не мешает замутить свою разработку и искать спонсоров не только в государстве, но и в частных компаниях. Сумеете очаровать деловых людей - будет и вам что пилить.