чт, 06/10/2022 - 12:04

В Севастополе полным ходом идет строительство по сомнительным украинским документам

Причем иногда налицо явный подлог.

Застройщик ссылается на документы, от которых за версту несет фальшивкой, но проверить их невозможно, а остановить стройку – тем более. Эта ситуация кажется абсурдной и возмутительной, но органы власти, призванные контролировать законность строительства, оказываются перед ней бессильны. Как такое возможно, разбирались вчера депутаты заксобрания.

Ну если уж правоохранители…

Как мы уже сообщали, 5 октября перед парламентариями выступил и.о. руководителя Управления государственного строительного надзора и экспертизы (далее Севгосстройнадзор) Дмитрий Клименко. Одной из острейших тем, поднятых во время обсуждения, стало строительство, ведущееся по разрешительным документам украинского периода.

Как сообщил докладчик, из 151 объекта, которые входят сегодня в зону внимания Севгосстройнадзора, 61 строится как раз на основании украинских разрешений. Кстати, в 2020 году «на надзоре» находилось 198 объектов. Это снижение, по словам Клименко, связано как раз с тем, что «украинские» стройки постепенно заканчиваются, а желающие получить разрешения в российском правовом поле не всегда могут это сделать – в частности, из-за отсутствия утвержденных Правил землепользования и застройки. Принять их надеются до конца осени 2022 года.



На вопросы депутатов отвечал и.о. главы Севгосстройнадзора Дмитрий Клименко

Но до полного прощания с украинскими разрешениями на строительство, как видим, еще очень далеко. И, как не раз говорили депутаты, во многих случаях документы эти вызывают сильнейшие сомнения. Поэтому 5 октября председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов попросил Дмитрия Клименко ответить – может ли Севгосстройнадзор в принципе проверять подлинность украинских документов, если они кажутся подозрительными?

Еще один вопрос Горелова касался западного берега Стрелецкой бухты, где еще до 2014 года ООО «Трилока ЛТД» начало строительство яхт-клуба, постепенно превратившееся в нечто совсем иное. Эта история заслуживает отдельного рассказа, однако ответ на этот вопрос и.о. главы Управления упомянем.

«По этому объекту проводились следственные мероприятия с выемкой документации. Насколько я знаю, следственные мероприятия окончены, и сейчас изъятая документация готовится для обратной передачи в Севгосстройнадзор. То есть нарушений там выявить не удалось», – сообщил Клименко.  

Что же касается других случаев, когда проверка подлинности документов буквально напрашивается, препятствием, напомнил выступающий, служит статья 12 федерального конституционного закона 6-ФКЗ. В ней прямо говорится, что подтверждать их подлинность не нужно.

«Поэтому у нас нет права проверять документы, которые нам предоставляются, на подлинность. Вместе с тем мы требуем тот пакет документов, который нам необходим для принятия решения. Да, в нашей практике были случаи, когда на объектах возникали вопросы к тем документам, которые нам предоставляли, и мы направляли эти сведения в МВД. Мы получали оттуда ответы, но, к сожалению, ни разу ни одно уголовное дело не было возбуждено», – рассказал представитель Севгосстройнадзора.

Не верь глазам своим?

Отвечая на вопрос Вячеслава Аксенова об эффективности взаимодействия Управления с правоохранительными органами, Клименко сообщил, что несколько месяцев назад «оценку этому взаимодействию» давала прокуратура Севастополя.

«Мы знаем законодательство с точки зрения строительных норм, требований, правил. А та сторона – правоохранительные органы – с другой точки зрения. И получается, что мы не всегда правильно оцениваем ту или иную ситуацию», – с явным сожалением сказал он, добавив, что часто на сторону застройщиков встают и суды.

«Грустно, конечно, что Севастополь не имеет возможности проверять подлинность документов, которые ему поступают. Севастополь город маленький, и о многих объектах известно, что они строятся по документам, имеющим сомнительное происхождение. Я не буду озвучивать эти слухи с высокой трибуны, но один слух – это слух, а два – это уже явление. И я надеюсь, что ситуацию с проверкой подлинности украинских документов каким-то образом все-таки удастся прояснить, потому что многие городские проблемы и беды произрастают именно отсюда», – отреагировал на это Вячеслав Горелов.

Сказать, что под этой надеждой есть прочные основания, значило бы погрешить против истины. Но есть и совершенно вопиющие случаи, когда вмешательство контролирующих органов кажется логичным и очевидно необходимым. Об одном из них рассказала в своем выступлении Татьяна Щербакова. И это история, уже не раз освещавшаяся нашим порталом, – со строительством офисного здания на ул. Брестская, 18Б.

«Хотелось бы обратить внимание, что, согласно постановлению правительства Севастополя №1058 от 10 ноября 2016 года, объект может строиться на основании документов, полученных до 18 марта 2014 года, если на момент принятия постановления как минимум завершено возведение его фундамента. Проверить, насколько это так, должен Севгосстройнадзор. В его ответе от 11 февраля 2022 года говорится, что заключение по поводу объекта на ул. Брестской в 2020 году было дано архитектурно-строительным объединением «Геометрия». И, как утверждает это замечательное ООО, фундамент здания был возведен в 2013 году», – рассказала Щербакова.

Опровергнуть это утверждение ей помогли фотографии, сделанные из космоса. Найти их желающие могут с помощью сервиса Google Earth.

«Прошу ознакомиться – вот участок, о котором мы говорим. Снимок сделан 19 мая 2014 года», – сказала Татьяна Щербакова, продемонстрировав коллегам наглядное доказательство. 

Далее последовали снимки, сделанные в 2015-м и последующих годах.

«Вот здесь, в апреле 2019 года, появился заборчик. Дальше появляется маленький кусочек бетона», – продолжила депутат.

Движение на участке началось в 2019 году – как подчеркнула Татьяна Щербакова, это подтверждают и «жители многострадального дома по Брестской, 20», не раз заявлявшие в полицию о работе строительной техники, в том числе и в ночное время:

«В марте 2020 года мы видим фундамент, о котором чудесная организация «Геометрия» сказала, что он сделан в 2013 году. Это фото за 13 марта 2020 года, а уже 15 марта было выдано заключение. Несчастные жители Брестской, 20, у которых практически во дворе работал башенный кран, провели осмотр, составили протокол, зафиксировали это все нотариально. Их права нарушены однозначно, потому что снесены были дровяные сараи, полностью разбомблен двор. И далее это нотариально засвидетельствованные доказательства будут направлены в Следственный комитет и прокуратуру».

«Надо что-то делать»

Какую правовую оценку дадут происходящему правоохранители, мы узнаем позже. Тогда, как подчеркнула Татьяна Щербакова, и станет понятно, кто действительно был обманут, а кто, как сказал поэт, был рад обманываться. Но ситуацию с украинскими документами, которые Вячеслав Горелов назвал корнем многих городских бед, нельзя не признать удручающей.

Есть ли способ как-то на нее повлиять, добавив Севгосстройнадзору полномочий? Именно это призвал сделать спикер заксобрания Владимир Немцев. 

«Справедливости ради должен отметить, что сотрудники Севгосстройнадзора оперативно реагируют на обращения жителей и депутатов, на их сообщения о нарушениях. Но вынужден констатировать тот факт, что на сегодняшний день наш Севгосстройнадзор не имеет достаточного набора инструментов для прекращения незаконного строительства, – сказал он, обращаясь к начальнику Управления правовой работы правительства Севастополя Вите Романив. – Мне кажется, просто необходимо совместно с депутатским корпусом разработать набор нормативно-правовых актов, чтобы вооружить Севгосстройнадзор набором необходимых рычагов и инструментов. Если необходимо, давайте совместными усилиями разработаем законодательные инициативы и обратимся на федеральный уровень. Но здесь необходимо что-то делать».

Добавим: то-то делать, причем на федеральном уровне, нужно во многих случаях. В частности, вчера мы рассказали о внезапных законодательных новшествах, разрешивших строить на участках под ИЖС явно многоквартирные дома – главное, чтобы квартиры в них были оформлены как доли.

Вита Романив в своем ответе Владимиру Немцеву тоже сослалась на 6-ФКЗ.

«Первым условием было сохранить права всех добросовестных застройщиков и все те действующие документы, которые у них были. И, к сожалению, этой нормой воспользовались и недобросовестные застройщики», – сказала она.

Предложения дать Севастополю возможность ограничивать сроки действия украинских документов и как-то оценивать их подлинность, по ее словам, делались. Но на федеральном уровне поддержаны не были.

«Если есть вопросы к подлинности документов, единственным верным законодательным путем будет их оспаривание в судебном порядке. Поставить под сомнение печать и реквизиты документов мы можем, но не принять их, к сожалению, не можем. Такая же проблема возникает и с доверенностями, которые нам предъявляют с территорий других государств. Но, к сожалению, мы не были услышаны. Готовы выслушать любые предложения, проработать их повторно», – заверила Романив.

Будет ли услышан голос Севастополя на этот раз, также покажет время. А пока желаем всяческих успехов жителям улицы Брестской, которые намерены отстаивать свои грубо попранные права до конца.

Ольга Смирнова

Теги:
Читайте также: