вт, 24/10/2023 - 11:15

В Севастополе пассажиры общественного транспорта чувствуют себя заложниками

Реальность никак не хочет соответствовать картине идеального мира.

В Севастополе разработан алгоритм действий пассажиров и водителей общественного транспорта на время воздушной атаки. Но реальность сильно отличается от той идеальной картины мира, в которую каким-то образом затесались воздушные тревоги.

«Куда нам идти?»

О том, что водителям общественного транспорта предписали после объявления воздушной тревоги высаживать людей на остановках, ForPost рассказывал неоднократно. Предполагается, что после высадки люди должны дисциплинированно следовать в ближайшее укрытие, а водители – дисциплинированно их дожидаться.

Подробно этот вопрос обсудили на заседании правительства 9 октября. Департаменту транспорта тогда было поручено снабдить каждую остановку перечнем ближайших укрытий. 17 октября и. о. заместителя губернатора Павел Иено признал, что на многих остановочных комплексах таких объявлений по-прежнему нет. И винить в этом только транспортников, как пишут многие наши читатели, несправедливо: далеко не везде есть укрытия, готовые принять значительное число людей.

17 октября поручение сделать все как должно было дано на заседании правительства повторно. А в пятницу, 20 октября, в Севастополе была объявлена самая долгая за все время с начала СВО воздушная тревога, продлившаяся около полутора часов. Корреспонденту ForPost «посчастливилось» пережить ее в общественном транспорте, следующем в недра Гагаринского района.

Несколько дней назад я уже рассказывала, как реагируют на воздушную тревогу водители и пассажиры. Страха, за редкими исключениями, нет - главной реакцией становится досада на остановку движения, тем более что мимо остановившихся автобусов как ни в чем не бывало проносятся личные авто. Но если раньше все эти неудобства приходилось переживать в течение короткого времени, то полтора часа ожидания превратились для пассажиров в настоящее испытание.

Дело, напомню, было вечером. Наш автобус тревога застала на середине пути, который мне предстояло проделать. Подъехав к ближайшей остановке, водитель открыл двери и напомнил пассажирам о необходимости выйти. Вышла примерно четвертая часть находящихся в салоне.

«Куда мы пойдем?», – начали возмущаться другие, поудобнее устраиваясь на доставшихся им сидячих местах.

«Ну если хотите умереть здесь, оставайтесь», – великодушно разрешил водитель.

Три четверти пассажиров выразили готовность не покидать салон. Остальные смешались с толпой на остановке – наш автобус в череде остановившихся был далеко не первым. При этом от остановки почти никто не отходил, да и куда идти, было совершенно непонятно. Так что прилети, не дай Бог, что-то с темнеющего осеннего неба, стоящим досталось бы ничуть не меньше, чем сидящим.

Первые полчаса прошли относительно спокойно. Но отбоя тревоги все не было, и спокойствие начало убывать. Одна соседка по салону начала сокрушаться, что у нее на нервной почве поднимается давление. Вторая вела постоянные телефонные разговоры с детьми, уговаривая их еще немного ее подождать. Видно было, что она тоже нервничает. Да и сидящим вокруг ее переговоры спокойствия не добавляли.

Примерно через час автора этих строк начала мучать жажда. Попросив соседку постеречь мое место, я дошла до ближайшего магазинчика и купила бутылку воды. Магазинчик, к счастью, работал как ни в чем не бывало, а продавцы весело балагурили с не менее веселыми посетителями. У всех – от владельцев личных авто, проносившихся мимо нас, до граждан, мирно прогуливавших по улице своих собачек – продолжалась обычная, ничем не омраченная жизнь. И только пассажиры общественного транспорта чувствовали себя заложниками.

Глас народа

За время полуторачасового ожидания желающих уехать существенно прибавилось, а число стоящих на остановке автобусов, как и следовало ожидать, осталось прежним. Поэтому тем, кто покинул автобусы и троллейбусы, пришлось о своем выборе пожалеть. Автор этих строк к тому времени безнадежно опоздала, и все, что мне оставалось, поехать назад. На каждой проносившейся мимо остановке наблюдалось скопление людей, находившихся в далеко не благодушном настроении.  Вот так, например, выглядела остановка «Студгородок», на которой скопилось большое число студентов.

Кого и от чего защищает остановка общественного транспорта в сегодняшних реалиях, я, простите, понять не могу. И не только я – достаточно почитать комментарии к недавно опубликованной на ForPost статье, где говорилось о поведении людей во время тревоги. Не могу не процитировать некоторые комментарии.

«Сдается мне, что все эти остановки ОТ и высадка пассажиров во время тревоги – палка о двух концах. Если не останавливаться, то можно выехать из потенциально опасного района, а можно, не дай бог, конечно, и наоборот».

«На Хрусталева, на остановке "3-й километр" видел объявление (бумага, наклеенная на каменный забор) о том, что ближайшее убежище находится в детском саду №118. Кто из вас знает и помнит номера тех же детских садов рядом с домом? Понятно, что те, у кого дети ходят в садик, все это знают, а остальные?».

«Хотят избежать скопления народа в одном месте. Прибавится людей на остановках и тротуарах ... только и всего. Обстрел – это та ещё лотерея…».  

«На остановке ул. Г. Петровой висит бумажка, что до ближайшего укрытия 700 метров. Это же просто смешно, пока бабушка туда доколупает, и тревога закончится. Так уж лучше подвозить людей».

«Вообще не вижу смысла высаживать людей во время тревоги и останавливать общественный транспорт. Люди до убежищ не успеют дойти, даже если убежища вдруг есть. А попадёт в человека, когда он сидит в троллейбусе, стоит на остановке или идёт вдоль дороги пешком – без разницы...»

«Высаживать людей из ОТ глупость. У нас ситуация в корне отличается от Донецка (и слава богу). Губернатор с командой просто изображают бурную деятельность».

И, наконец, комментарий женщины, которую, как и автора этих строк, полуторачасовая тревога застала в транспорте. Наши впечатления совпадают практически полностью, только вот ей на этот раз повезло больше.

«Ну какое «рассредоточить», если три четверти пассажиров вышли и сели (встали) тут же на остановке? Я сегодня так попала. Нас высадили на остановке "О. Кошевого". Я и еще несколько человек (совсем мало) пошли домой. В итоге я через полчаса была дома, а отбой тревоги прозвучал еще через час.  И сколько я шла мимо остановок, везде там была масса людей», – пишет она.

Спасибо погоде, которая пока еще не позволяет «насладиться» последствием существующих инструкций в полной мере. Но зима близко.

Ольга Смирнова

Фото автора

Читайте также: