Часть пассажиров теплохода «Армения», затонувшего во время эвакуации людей из Севастополя и Ялты в ноябре 1941 года, могла спастись — эту сенсационную новость сообщили миру сотрудники центра подводных исследований Русского географического общества. Озвучена она была и на недавнем заседании попечительского совета РГО, в котором в режиме видеоконференции принял участие Владимир Путин.
До 500 человек?
Напомним: «Армения», на борту которой, по разным оценкам, находилось от 4,5 до 10 тысяч человек, погибла в результате налёта немецкой авиации 7 ноября 1941 года. Для сравнения: жертвами такой громкой морской катастрофы, как гибель «Титаника», стали 1,6 тысячи человек. Но о «Титанике» знают все, а вот трагедия «Армении» гораздо менее известна.
Долгое время не удавалось найти и место гибели теплохода. Хотя в поисках принимали участие известные учёные, в том числе и американец Роберт Баллард, нашедший остатки «Титаника» и затонувший немецкий линкор «Бисмарк». И вот в апреле прошлого года появились сенсационная новость — экспедиция центра подводных исследований РГО обнаружила «Армению» в 15 морских милях от Ялты.
На прошлой неделе, то есть через год после обнародования информации о находке, была озвучена новая, ещё более сенсационная новость. Причём озвучена не где-нибудь, а на заседании попечительского совета РГО, в присутствии Владимира Путина и Министра обороны РФ, президента РГО Сергея Шойгу.
«Мы пришли из моря только три дня назад и вскоре вновь вернёмся на объект, потому что этот выход дал нам немало новых знаний и поднял немало вопросов, ответ на которые найти пока не удалось, — сообщил присутствовавшим исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. И продолжил: — Обследования позволили нам усомниться в расхожей версии о том, что теплоход затонул всего за четыре минуты и ни у кого не было никаких шансов спастись. При обследовании правого борта мы не обнаружили ни фрагментов, ни самих шлюпок на штатных местах, а их было 10. Все шлюпки сброшены за борт, и на канифас-блоках обрублены канаты».
По мнению членов экспедиции, шлюпки могли быть спущены на воду.
«А это значит, что теплоход был на плаву минимум 15–20 минут, а это практически 500 человек спасённых: десять шлюпок почти по 50 человек. Кроме того, в кормовой части обнаружен кормовой погрузочный люк открытый. То есть люди покидали борт с тонущего судна и этим путём. Возникают закономерные вопросы: а где же тогда спасённые и сколько всего было людей на борту? Объект сам нам на эти вопросы не ответит, поэтому был начат проект „Теплоход «Армения». Вспомнить всех”, цель которого (вдобавок к полевым исследованиям) — вести обширную архивную работу и сбор человеческих историй для воссоздания картины трагедии, составления и обнародования единого списка жертв катастрофы», — сказал Фокин.
Восстановление информации о погибших — дело, безусловно, благое. А вот версия о том, что до 500 пассажиров «Армении» могли спастись, вызывают сильные сомнения. Если это так, почему о них до сих пор не было слышно? Как удалось столько лет хранить такую сенсацию в тайне?
Коллективный реквием
Опрошенные нами эксперты отнеслись к новости более чем скептически. Один из них, попросивший не называть его имени, вообще сомневается, что найдена именно «Армения». Но даже если это действительно она, исчезновение лодок ни о чём не говорит, считает этот человек. Уже в те годы существовала система, с помощью которой лодки в случае затопления корабля спускались на воду автоматически.
И еще одно важное обстоятельство: согласно справке Гидрометцентра, в день гибели "Армении" была штормовая погода — от 4 до 7-8 баллов. В такую погоду шлюпки вряд ли могли удержаться на воде. Значит, надежды на спасение практически не было даже в том случае, если лодки были спущены на воду.
Тем не менее поиски «спасённых», кажется, уже идут. Об этом сообщил на заседании попечительского совета РГО генеральный директор телеканала НТВ Алексей Земский.
«В шлюпках, которые отсутствуют на борту, могло поместиться 500 человек, — снова подчеркнул Земский. — Повторю ещё раз: непросто искать информацию 80 лет спустя. Должен с радостью отметить, что наши просьбы о помощи встречают самый сердечный отклик, нам помогают все: министерства и частные граждане, Крыловский научный центр — мозг нашего судостроения, Черноморский флот — от медиков до гидрографов, архивы военные, гражданские, Крымская метеослужба и даже конструкторское бюро, в котором „Армению” проектировали».
К годовщине гибели «Армении» НТВ и РГО намерены снять документальный фильм — «коллективный кинореквием», как выразился Земский, планируется показать 7 ноября этого года. Режиссёр фильма — Елизавета Листова, правнучка композитора, автора «Севастопольского вальса» Константина Листова.
Ольга Смирнова
Обсуждение (33)
Стесняюсь спросить...а отсутствие шлюпок как объясняет отсутствие воспоминаний пассажиров и команды в течении 80 лет?
Дайте денег мы кого-то поищем в аналах? Как-то так?
Наверняка фашисты расстреляли на бреющем полете с воздуха и пытавшихся спастись на шлюпках.
to strelec: Вы себе представляете сколько нужно сделать заходов, что бы расстрелять "пытавшихся спастись на шлюпках"? Сдается мне, что Motalygin прав, РГО осваивает деньги (другим, например РЖД с вокзалом и переносом путей, можно, а им что нельзя?) паразитируя на святом и пользуясь очень высокими связями, да и в том, что нашли именно "Армению" действительно есть сомнения.
Помню передачу "Жди меня", встречу матери и сына, которые спаслись. Женщина жила в Севастополе.
Добивали не только лодки,но и отдельно плывущих,если такие были, полное господство в воздухе...В 7 градусной воде больше двух часов не продержаться и 30км не проплыть
to Василий Миронов:
Точно также расстреливали пассажиров во время бомбежек поездов.везущих севастопольцев в эвакуацию.Они выскакивали из вагонов и прятались вдоль жд,а сверху их расстреливали из пулеметов.Знаю из рассказов родственников,эвакуированных в Тамбов.
Не вижу никакой сенсации.
Вижу трагедию людей и их семей
Не верю. Если бы спасся хоть один человек - он бы давно объявился сам....
В начале 70-х годов довелось встречаьтся с одним человеком, помню фамилию - Лановой. Работал старшим механиком на вспомогательном флоте. Что-то он рассказывал про Армению, вроде работал на ней в годы войны. Его уже нет, но наверняка остались родственники.
to Чудо:
В ноябре температура воды выше, но не в этом суть, я нисколько не сомневаюсь в звериной сущности фашизма, но делать несколько заходов на уже торпедированную цель без основного оружия (торпед) да еще на бреющем, где Хенкель111 (если это был Хенкель) не бог весть как управляем, даже при "полном господстве в воздухе" с целью "расстрелять одиночных" когда их там тысячи... - патронов не хватит, да и бензина точно. Немец выполнил задачу и улетел, ему далеко было добираться.
to strelec: Мой отец тоже в 5 лет попал под бомбардировку эшелона при эвакуации в Сызрань, но "расцвечивать" и без того страшную трагедию некомпетентными домыслами не нужно.
Если бы пассажиры спаслись, то о них были бы какие-то сведения. Ну не может человек не оставить после себя след, тем более, если это не один человек, а много. А раз о них ничего не известно и нигде они не появлялись, значит, увы, они не спаслись
Не все ли равно: деньги на ветер или деньги в воду).
Интересная работа на воздухе для молодых севастопольских офицеров вышедших на пенсионное обеспечение
to scilla-1:
В этой истории не все так ясно было. Мутная история была с этим сыном. А женщина действительно была одна из тех немногих, которые уцелели. Но ко времени встречи с сыном была уже сильно больная и уже много не понимала и многих не узнавала. Сейчас уже ее нет в живых.
to Аллегро: Да при чем здесь "молодые севастопольские офицеры вышедшие на пенсию", когда в руководстве РГО хватает московских, большей частью не служивших?
Хм, странно... На всех довоенных фото т/х "Армения" - с восемью спас.шлюпками с каждого борта. То есть, их было 16. А "пришедший из моря три дня назад" чиновник из РГО твердит о десяти. Не думаю, что при переоборудовании грузопассажирского судна в санитарный транспорт было целесообразным уменьшение количества спасательных средств. Вобщем, компетентность чиновника в этом вопросе вызывает у меня серьезные сомнения. И опять же, таинственные "канифас-блоки"...
Если верить архивам:"Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153.Спасти удалось только восьмерых (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8) (по другим данным — 82)."...
to Василий Миронов:
Я не "расцвечиваю домыслами",а передаю рассказ тех,кто испытал это на себе.В данном конкретном случае домыслы у вас.Может,вам неведомо,что за спиной пилота сидел стрелок ?
to strelec: Их там даже два (стрелка), а точек для стрельбы 5, и вот именно потому, что я представляю ( в отличии от Вас) как это выглядит и очень у многих прошедших войну интересовался, как это бывает, рекомендую Вам не заниматься фантазиями. Вы ж не РГО что б на этом бабок срубить.
Помню по молодости, сначала читал воспоминания, а потом на одной из памятных встреч от ветеранов-партизан слышал, как при отходе одной из груп отступающих в леса Крыма , были очевидцы гибели теплохода от бомбардировщиков. Ветераны-катерники, а теплоход шел в охранении, могут пролить свет на обстоятельства. А вообще следует задаться вопросом, а с какой целью так усиленно роют эту ОЧЕНЬ(!) щепетильную и кровотощащую тему? ДЛЯ ЧЕГО??
to Василий Миронов:
Вы под бомбежками и обстрелами были*Вряд лди.А мои родственники были и рассказывали про них.А если вы Фома неверующий - это ваша проблема.
to strelec: Т.е. Вы тоже не были и, в отличии от меня, не служили, и о военной технике и ее боевом применении имеете крайне абстрактное представление, но для ваших домыслов, на основе рассказов Ваших родственников, это не проблема?
В действительности небольшое количество людей спаслись. Информация о них все время всплывала в печати. Но в настоящее время вряд ли кто, даже из бывших детьми в то время, остался жив. В архивах есть еще документы с катеров и самолетов сопровождения и докладные начальству. Пусть ребятки из РГО пороются.
Не совсем понимаю, даже если 500 человек спаслись,сколько их могло дожить до прихода советских войск? Никакой сенсации в этом нет.
Никакой сенсации нет, тема "обсосана" многократно, в том числе серьезными историками, чистый популизм.
to Банщик:
Архивам верить можно, и даже нужно. Но тогда история выглядит ещё более запутанной. Если часть людей спасли, то "компетентные органы" опросить их должны были обязательно. И следы допросов, с именами и фамилиями, тоже нужно искать в архивах.
Мне случалось общаться с одним из выживших матросов в результате трагедии с крейсером «Новороссийск». Он всегда с неохотой, если это слово здесь уместно, вспоминал события тех дней- слишком горько и трагично это произошло. Трагедия с теплоходом «Армения»- это не тот случай, чтобы что- то скрывать или молчать. В любом случае, всем погибшим- царствие небесное.
Скорость погружения "Армении" была такая, что спастись можно было только чудом. При ее тоннаже образовавшаяся засасывающая воронка просто не дала шансов людям на спасение, также как и фашистские самолеты. Плюс в 7 ноября (без оглядки на "моржей") температура воды далеко не +25 градусов, а 15 морских миль - расстояние, которое человек в намокшей одежде не в состоянии проплыть даже в спасательном жилете, так как умрет от переохлаждения и температурного шока в первые минуты.
to Motalygin Alexandr: стесняюсь спросить способы поиска кого-то, да еще в таких труднодоступных местах: то в течении реки со странным названием "80 лет", то в задних проходах. Не стыдно такое писать?
to Токумен:
Вы напрасно набросились на чиновника он говорит что исследовали правый борт, а это половина шлюпок т.к. вторая половина находились на левом борту, очевидно две шлюпки добавили уже когда судно стали использовать как военный транспорт, т.к. информацию давало еще и КБ проектирующие это судно и чиновник ей обладает, обычно судно гибнет с креном на какой-нибудь борт и использовать шлюпки возможно только одного борта. Это не толстый чиновник, а практикующий водолаз и оператор подводного аппарата с международными сертификатами лично принимавший участие во множестве исследований затонувших судов и кораблей.
Да нет,врятли.Даже если предположить,что спасшихся людей заставили дать подписку о неразглашении,правда бы все равно просочилась.Да и спустить шлюпки в условиях бомбежки-это далеко не означает спастись.Еще одна история для чьей то монографии ...
По количеству жерт это настоящая трагедия.Светлая им память.Но об этой трагедии мировая общественность практически ничего не знает, знают только Титаник...Я пытался разобраться в этой истории при помощи всех доступных общеизвестных сведений и информации, но чем больше было информации, тем запутаней и таинственней становилась вся эта трагическая история.Достоверно известно, что за гибелью "Армении" с берега возле Ялты наблюдала группа партизан, также это видели некоторые жители Ялты, но и здесь информация довольно противоречива -одни говорили что это была выпущеная торпеда (торпеды) торпедоносцем, зашедшим со стороны гор, другие говорили что "Армению" потопили бомбардировщики своими бомбами...Также якобы спасшаяся женщина, чудом доплывшая до берега...По логике вещей надо поднять архивы, в них должны быть рапорта летчиков и командиров катеров сопрвождения , которые должны были видеть гибель "Армении".Но этого никто почему то не делает...Таинственная и очень запутанная история...Свою лепту в эту секретность и таинственность внесла информация о том, что "Армения" вышедшая из Севастополя, заходила в Балаклаву и брала какой то таинственный суперсекретный груз, который сильно охраняли НКВДэшники, что это было неизвестно, кстати во многом из за этого потеряного времени, она не смогла выйти ночью из Ялты, как предписывала Инструкция.Выход был произведен утром, в светлое время суток, что в то время равнялось самоубийству и капитан это все понимал, но у него просто не было другого выхода, кроме всего прочего немцы уже входили в Ялту. Считаю, что должно быть произведено полное раследование этой трагедии и результаты доведены до общественности и это не ради праздного любопытства, а прежде всего ради увековечения памяти погибших и восстановления исторической справедливости.
to kostoprav: анналы- исторические события в хронологической последовательности (летописи)
"Река времени"- тематическая задачка по истории из Рабочей тетради 4 Кл.
Стесняюсь спросить... В каком месте мне покраснеть? Или сами справитесь после "температурного шока" у человека
Нашли повод для очередного распила?
Уже историю готовы переписывать, лишь бы бабла государственного хапнуть...
Моя родственница рассказывала мне году так в 71-м о том, как она тонула в ноябрьском море в день своего рождения - 7 ноября, после бомбежки теплохода "Армения", на котором она эвакуировалась из Севастополя. Взрывной волной ее откинуло в море - она находилась на палубе в толпе людей. Несколько часов она болталась в воде, вроде, на обломках каких-то досок. Потом потеряла сознание. Очнулась в госпитале в Туапсе. Говорит, что ее подобрал в море катер, и переправил в госпиталь. От всего пережитого и от переохлаждения она заболела, и потеряла зрение. Из Туапсе ее переправили в госпиталь в Батуми. Зрение со временем вернулось. А когда в 44-м Севастополь освободили, она вернулась в город. Рассказывала эту историю она шепотом, говорила, что об этом нужно молчать. Боялась. Почему и кого - не говорила. Прожила долгую жизнь. Конечно, уже давно ушла из жизни, так как была она 1911 года рождения. У нее остались дети и внуки. И они тоже знают эту историю. И тоже, увы. без каких-либо подробностей.