В Чёрном море найден теплоход «Армения», который был подбит немецкой авиацией в 1941 году при эвакуации людей из осаждённого Севастополя, — информация об этом появилась на сайте Русского географического общества (РГО). Сообщается, что судно лежит в 15 морских милях от Ялты.
Трагедия и тайна
Попытки найти теплоход предпринимались на протяжении десятилетий, однако оставались безуспешными. Это порождало многочисленные версии, включая самые смелые: утверждали даже, будто реальный путь корабля и его задачи расходились с официальными. И вот теперь, как сообщает сайт РГО, а за ним — федеральные и региональные СМИ, в деле поставлена точка.
«Армения» в фильме 1935 года
В начале Великой Отечественной войны построенный в 1928 году пассажирский теплоход «Армения» был переоборудован в санитарно-транспортное судно. На его бортах появились красные кресты, и, как сообщает «Википедия», за время обороны и эвакуации Одессы «Армения» совершила 15 рейсов из Одессы в порты Кавказа, эвакуировав за это время более 16.000 человек. Позже она была направлена в Севастополь, откуда и вышла в свой последний рейс 6 ноября 1941 года.
Точное количество людей, находившихся на борту судна в его последнем рейсе, неизвестно — «Википедия» говорит, что, по разным оценкам, оно колеблется от 4,5 до 10 тысяч человек. Директор медицинского музея Севастопольского морского госпиталя Черноморского флота Александр Зубарев считает, что нужно говорить примерно о 6 тысячах.
«Мы делали расчёты, опираясь на общую площадь, которая могла быть занята людьми. Даже если поставить их повсюду, должно было получиться около 6 тысяч. Хотя в обычных условиях „Армения” должна была брать на борт 900–950 человек», — говорит он.
В статье, опубликованной на сайте РГО, говорится минимум о 7 тысячах.
«На „Армению” было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — цитирует автор статьи Наталья Мозилова слова участника обороны Севастополя полковника медицинской службы Александра Власова. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Это тоже кадры из к/ф 1935 года
В списках не значатся
В числе эвакуированных гражданских были руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», артисты театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма. Желающих уехать из обречённого на оккупацию города было очень много, погрузка происходила в спешке, и точного подсчёта пассажиров никто не вёл.
Александр Зубарев подчёркивает: списки медицинских работников и экипажа есть, как и возможность восстановить списки немедицинских чинов, которые были на судне. Но это касается тех, кто поднимался на борт в Севастополе. А «Армения» после него направилась сначала в Балаклаву, а затем в Ялту, куда прибыла ночью 7 ноября. Именно эту задержку, говорит «Википедия», и считают главной причиной гибели теплохода, его пассажиров и экипажа. При этом эксперты подчеркивают: возможность вывезти людей другими судами у командования Черноморского флота была. Но их последней надеждой стала именно "Армения".
До того момента, когда Ялта была оставлена нашими войсками, оставалось всего несколько часов, поэтому люди и здесь буквально ломились на борт. Вот воспоминания человека, которого также цитирует Наталья Мозилова. Самому ему попасть на борт теплохода не удалось.
«В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
В итоге на борт были взяты ещё несколько сотен человек и какой-то груз.
Вместо спасения
Люди на палубе отходящего теплохода, как утверждают очевидцы, стояли сплошной стеной. Из Ялты судно вышло в 8 часов утра, а в 11:25 немецкий самолёт-торпедоносец выпустил по нему две торпеды.
И ещё один кадр из фильма довоенной поры
Именно они и считались причиной гибели судна. Мнения разнились только по поводу числа торпед, попавших в цель («Википедия» ссылается на сообщение военной контрразведки ЧФ, в котором говорится о двух боеприпасах).
Стремительно, всего через 4 минуты после попадания в неё, «Армения» затонула, став могилой для нескольких тысяч человек. Максимальное их число, напомним, — около 10 тысяч. В советские годы официально была признана гибель 5 тысяч. Но даже если так. Для сравнения: на «Титанике», гибель которого, пожалуй, является самой громкой морской катастрофой в истории, находилось 1,6 тысячи человек.
Приблизительные координаты гибели судна были известны, и сенсационные новости об обнаружении теплохода озвучивались и раньше, но каждый раз они оказывались недостоверными.
Только в 2017 году, как утверждает автор статьи на сайте РГО, на дне моря в районе Ялты удалось засечь магнитную аномалию. Произошло это в рамках поисковых работ, проводившихся силами Министерства обороны РФ. После этого район поисков был сужен. И вот в марте 2020 года, когда в ходе очередной поисковой экспедиции этот квадрат был тщательно исследован гидролокатором, стало понятно, что на дне находится нечто, очертаниями напоминающее «Армению».
Это не торпеды
Задача идентифицировать находку была возложена на специалистов Центра подводных исследований (ЦПИ) Русского географического общества. В апреле они приступили к работе и после нескольких спусков подводного аппарата подтвердили, что обнаружена действительно «Армения». По их словам, об этом свидетельствуют расположение палуб, своеобразные проёмы в леерных ограждениях и другие характерные для судна детали, восстановить которые помогает фильм «Сокровища погибшего корабля».
Эта художественная лента была снята на «Ленфильме» в 1935 году, и красавица «Армения» в ней видна довольно хорошо. Но самым главным доказательством поисковики считают судовой колокол, лежащий, по их словам, надписью вверх.
Как утверждают участники работ, исследование даёт основания говорить, что судно не расколото на части и «стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом». Корпус судна покрыт слоем ила, но очевидных пробоин, как уверяют исследователи, на нём нет.
Это исключает вероятность гибели от попадания торпед, фигурирующих в официальной версии. Следы разрушений надстройки и палубы указывают на попадание бомб авиационных — леерные ограждения и другие вертикальные элементы буквально вывернуты наружу. Основные повреждения, опять-таки со слов поисковиков, пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту. По мнению специалистов, это может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна: немецкие самолёты заходили на атаку с кормы.
Видео Центра подводных исследований РГО
А вот версия стремительного ухода «Армении» под воду подтвердилась: часть иллюминаторов не разбита, а вдавлена внутрь. Это означает, что к моменту ухода корпуса на большую глубину внутри судна ещё оставались «воздушные карманы».
«Абсолютно неэтично»
Долгие и безуспешные поиски «Армении» в том месте, где она в итоге и была обнаружена, сотрудники ЦПИ объясняют просто: судно лежало на глубине 1,5 километра. Новых погружений к месту его упокоения участники экспедиции не планируют.
«Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно, абсолютно неэтично, — пояснил журналистам свою позицию исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. — Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
Сообщается, что над местом гибели парохода священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим. А военные отдали им воинские почести: спустили на воду венок и произвели три залпа траурного салюта.
На этом и нам хотелось бы поставить красивую точку, но разговор с севастопольскими специалистами, которые просили не называть их имена, ошарашил. К тому, что найдена именно «Армения», они относятся с большим сомнением. Точнее, практически уверены, что это не так. В качестве главного аргумента опять-таки фигурирует судовой колокол — слишком хорошо сохранившийся и при этом почему-то не поднятый на поверхность.
«Невозможно прочитать название на колоколе, который 70 лет пролежал в морской воде — если железо ржавеет, то латунь просто рассыпается, — говорит один из них. — А тут колокол целёхонький, чистенький и хорошенький».
Другой согласен говорить о достоверности находки, если общественности предъявят хотя бы поднятый со дна «кусок железа». Необходимое для этого оборудование, подчёркивает он, у поисковиков было — это видно на кадрах видеосъёмки.
«Но они не подняли ни единого предмета. Хотя даже кусок железа мог бы стать доказательством. У нас на 13-м судоремонтном заводе есть лаборатория, которая проводит спектральный анализ металла. И есть справочники, в которых говорится, из какого металла делались те или иные корабли. Вот это было бы доказательство. А сейчас их нет», — говорит он.
Смущает его и подводная съёмка — по его словам, некоторые признаки указывают, что производилась она не в том месте, которое указано.
«Это явно не „Армения”», — констатирует наш собеседник.
Кто прав, мы, возможно, узнаем в будущем. Скептики утверждают, что и эта сенсация «лопнет» через несколько месяцев. Нам, как наверняка и нашим читателям, хочется, чтобы «Армения» был найдена. Но и игнорировать альтернативное мнение мы не можем.
Ольга Смирнова
Обсуждение (37)
Вне зависимости от того, является найденное судно "Арменией" или нет, мы не должны забывать, что это варварское военное преступление совершили предки разносчиков "Европейских ценностей". Их дойче-деды тоже несли свои "ценности" в бомбовых отсеках "Юнкерсов". Также нужно помнить, что теплоход "Армения" имел все опозновательные знаки медицинского судна и не имел никакого вооружения на борту.
Всё это к тому, что в нынешней геополитической ситуации нужно быть готовым ко всему: моральных принципов стало еще меньше, а слабого добьют всеми имеющимися средствами.
Верно, это одна из величайших трагедий в истории нашего государства. Преступление, не имеющее срока давности и оправдания. И эти носители демократии и "развитой" цивилизации требовали от нас покаяния?
Смущает то, что не пожелали назвать свои имена. Есть аргументы, сомнения, назовитесь. Что за конспирология? Не такая уж сложная задача идентифицировать по внешнему облику и размерам. Видиосъёмка в наличии. Да и какой смысл врать?
А этих скептиков не сомнений о существовании английского парусника под Балаклавой??? Дерево ж должно рассыпаться, колокол тоже, там должна груда ила лежать вообще-то)))) Однако - парусник лежит и вполне целый.... А причина давно известна, странно что скептики об этом не знают...
а еще курс 220!
не думаю что судно при погружении вращается с изменением курса, а с Ялты на кавказкий берег курс на Новороссийск 87, на Туапсе 96
но никак в сторону Босфора!
Вот только погода 6.11.1941 была нелетная и записей о боевых вылетах в этот день ни в одной части 4го флота Рихтхофена нет. Если выворочены изнутри наружу края палубы и надстроек, то вполне возможно сдетонировал груз внутри судна. Без такой детонации непонятно отчего судно так быстро затонуло. При попадании бомб в верхнюю палубу, был бы пожар , но не потопление за несколько минут. Значит был взрыв внутри с разрушением переборок и пробоина. Чего там везли вместе с людьми? Вот вопрос.
to Помор: 6-го вышли из Севастополя, а из Ялты - утром 7-го
Документы были даже у немцем многие утеряны. А насчет быстро затонуло наверно переборки были открыты между отсеками.
Конечно,не все поверили.Достаточно почитать книгу севастопольского историка А.В.Неменко "Огненный шторм над Севастополем",стр.68.
«Но они не подняли ни единого предмета. Хотя даже кусок железа мог бы стать доказательством."
Очередные скептики нарисовались.Ясно же сказано-на глубине 1500м дайверы работать не могут,поэтому телесъемка велась с необитаемого глубоководного аппарата.Роботов,работающих под водой,которые могли бы поднять на поверхность кусок металла,еще нет.Зато описана целая подводная и сильно поврежденная надводная часть,что говорит о разрушениях,нанесенных с воздуха.
Жительница Ялты,спасшаяся с тонущего корабля,свидетельствует о налете немецкой авиации и страшной бомбежке.Какие еще доказательства вам нужны?
версий и показаний очевидцев много.но что является правдой - тут только "вскрытие" покажет. партизаны в горах видели несколько немецких бомбардировщиков, наши сопровождавшие - утверждали что один торпедоносец был. еще пишут , что все доки по этому дело уничтожили. лично Октябрьский этим занимался, т.к. он на тот момент руководил эвакуацией имущества флота, парт. работников., архивов и прочих засекреченных объектов. по его приказу Армения заходила в Ялту.
очень мутная история...но все кто к ней причастен утверждают , что вина лежит на Октябрьском.
to Denzo : воружение на Армении было, устанавливали на «Армению» четыре 45-мм пушки . было сопровождение авиацией и кораблями. Армения перевозила не только раненых , но и подкрепление. немцы это прекрасно знали, поэтому Армения, если придерживаться международного права и конвенции, не попадала по определение госпитального судна.
По быстрому просмотрел справочники по химии металлов. Исходя из данных таблиц, коррозионная стойкость латуни в морской воде составляет от 7 до 100 мкм в год. То есть за 100 лет на дне морском от 0,7 мм до 7 мм сожрала бы коррозия. Но учитывая, что использовалась морская латунь, с соответсвующим легированием, следует полагать, что рында была изготовлена из стойкой к морской воде морской латуни. Так что надпись на рынде должна читаться. Сероводород агрессивен к меди только в присутствии с кислородом. Так, что воздействия сероводорода на металл также быть не должно. Кроме того, сероводород может создавать при определённых условиях на поверхности металла ингибиторную плёнку из химически устойчивых соединений. Но условия для её появления надо уточнить. Если это так, то рында должна остаться в идеальном состоянии.
Что же это за судно, если не "Армения"? Ведь должны быть списки затонувших судов такого тоннажа.
Авиационная бомба как боеприпас имеет свои особенности. Взрыватель бомбы не срабатывает мгновенно от встречи с преградой. Вертушка успевает провернуться, и за это время бомба углубляется в преграду. Учитывая, что судно было гражданским, а палуба и надстройки деревянными, бомбы пробив их взорвались внутри корпуса, вызвав тем самым такие разрушения и повреждения корпуса. Так что такие разрушения от авиабомб вполне могли произойти.
В кораблестроении применяются коррозионностойкие материалы,поэтому версия об обязательности превращения колокола в труху несостоятельна.
to Excavator: "очень мутная история...но все кто к ней причастен утверждают , что вина лежит на Октябрьском"
Октябрьский отдал приказ выходить из Ялты в 19 часов.В ноябре 19 часов -темнота.А капитан нарушил приказ и средь бела дня вышел в море,подставившись немецкой авиации.
to Вадим:
Вадим, даже уже тогда, палуба и надстройки изготовлялись из стали(алюминий еще не применяли), а вот палубное покрытие и отделка переборок производилась как раз деревом!
а в остальном согласен - бомба кило на 100-200, сброшенная метров 300-500, вполне могла пробить и деревянное палубное покрытие и стальную палубу
Спасибо Форпосту и лично Ольге Смирновой за информацию.
Уверен в том, что если бы не Октябрьский возглавлял оборону Севастополя, а у немцев был не Манштейн, Севастополь немцы не взяли бы никогда...
И здесь с "Арменией" виден его стиль "руководства" - главное отчитаться об успешной эвакуации, а что будет дальше...Ведь он прекрасно понимал, что отдавая приказ зайти в Ялту, он подвергает "Армению" и пассажиров смертельной опасности...
И по поводу "Армении" - не имеем мы просто права предать забвению эту страшную трагедию - страшную и безжалостную по количеству и составу погибших, военных медиков, беспомощных раненых и мирных жителей, циничную по подлости фашистких вояк, уничтожавших беспомощных людей....Необходимо придать этой истории всемирную известность и везде, на всех международных форумах, напоминать этим современным проповедникам "демократии" чем занимались их предки, фашистские вояки...
to Strelec
Роботы для работ под водой существуют много лет и достать могут все, тем более 1500 метров для них глубина не большая. Режут, пилят, крутят гайки, достают трупы,если это необходимо. Просто у нас этот вид техники не так развит
to strelec:
вы представляете , что значило нарушить приказ в то время и в тех обстоятельствах? может капитан исполнял чей то приказ, а на него в последствии все списали? мы можем строить множество версий, но если имело место предательство или халатность высших должностны лиц - то тут до правды не добраться.
причину гибели можно установить, если знать, что на самом деле перевозила Армения. или должна была перевозить , но груз остался в Крыму. немцы просто так корабли эвакуации не топили. эти везде искали свой интерес.
to jaseur: "Просто у нас этот вид техники не так развит"
Так какой смысл зря сотрясать воздух? Факт,что у нас это нереально.
to Excavator: "немцы просто так корабли эвакуации не топили. эти везде искали свой интерес."
Вы глубоко ошибаетесь.Немцы бомбили как поезда,везущие гражданское население в эвакуацию,так и морские суда.Например,лидер "Ташкент",эвакуировавший гражданское население,был обстрелян и затоплен. А "Армения" имела на борту опознавательный знак плавучего госпиталя - красный крест..Да и бесконечные бомбежки Севастополя,превратившие его в руины,свидетельствуют о зверствах фашистов.
половцы
спартанцы
Армения перевозила не только раненых , но и подкрепление. н
to Excavator:
Вы следите за ходом своей мысли: какое пополнение "Армения" могла могло вести на Кавказ, когда вся Проморская армия старалась пройти, проехать, прорваться к Севастополю? Нет, немецкие самолеты целенаправлено атаковали невоенное судно. Если бы "Армения" не заходила бы в Ялту, где долго (всю ночь) шла погрузка людей на борт, то она проскочила бы до Кавказского берега. Но история не знает сослагательного наклонения. Надо не стесняться чаще напоминать об этом жителям Германии, Румынии, Италии, на солдатах которых лежит вина за гибель тысяч жителей Крыма.
;
to Н_иколай:
я разве указал, что из Ялты в сторону Кавказа они выходили с пополнением?? я имею ввиду работу Армении в целом с момента начала боевых действий. и последний поход Армении в Севастополь - это именно доставка подкрепления и боеприпасов. у немцев эта информация была
to Patriot1.: совершенно верно. Иванов отдал приказ сняться всем офицевам с фронта, фактически обрушив его. Именно Иванов не завёз вовремя необходимый запас снарядов и мин. Нам тупо не хватило срнарядов чтобы отвечать на выпады немцев. Тут правда и усатый дибил "знаток" приложил руку, нет не Джугашвили - Будённый, будь он... дословно щас не вспомню но: "Севастополь и так крепко стоит! Выдержит," Это он ответил на просьбу завезти БК ещё в феврале-марте. А в июне уже было поздно! Обрушился фронт под Харьковом и стало не до Севаса! Тут уже Сталик оказался под ударом. И даже ту баржу что всё-таки с трудом загрузили в Новоросе немцы утопили уже у нас в бухте. И всё. Город Сдал Иванов. И пусть strelec, адепт секты Иванова, минусует хоть сто раз суть останется та же . Октябрьский(Иванов) предатель, враг народа.
to суржик:
Из какой точки определяли?
А по большому счету, уходя от атак, судно в любом случае должно было маневрировать. В таких случаях идти одним и тем же курсом означает существенно облегчить задачу бомбардировщикам.
Вы абсолютно правы. Латунный колокол в сероводородной среде, без доступа кислорода, должен быть в хорошем состоянии. Мне довелось поднимать изделия из бронзы и стали с глубин Черного моря более 100 метров, и пролежавший на разрушенных судах сотни лет, стальные изделия из плохого железа действительно бывали сильно коррозированы, а изделия из медных сплавов прекрасно сохранялись. Вот один из известных многим примеров: на рейде Севастополя, на глубине 72 метра лежит затопленная англичанами в 1919 году русская ПЛ "Скат", надпись на ее борту из латуни прекрасно сохранилась, а стальной борт изрядно проржавел.
to суржик:
Вы слышали когда-нибудь, что существуют подводные течения и достаточно сильные и судно по любому развернет во время погружения, а также Вы думаете что судно идет постоянным курсом и скоростью когда его бомбят неуправляемыми боезапасами с воздуха?
to shiper:
Это еще раз подчеркивает уровень местных специалистов скептиков. Несколько лет назад видел поднятую военными немецкую зенитную пушку «Oerlikon» со дна моря, как латунные таблички были в идеальном состоянии все легко читалось без всякой предварительной очистки, хоть буквы и были в десятки раз мельче чем на судовой рынде..
Да какая там тайна.Утопили гражданское судно с людьми.Варвары европейские...
Найти бы вахтенный журнал... Возможно, там и будет ответ на вопрос, почему капитан "Армении" не выполнил приказ Командующего.
to Вадим: латунная рында в любом случае будет покрыта слоем инертных оксидов меди,так называемой патиной и сохранится,даже тогда,когда весь корабль превратится в песок. Летом,в Азовском море,нашли бронзовый таран первых веков н.э.,в идеальном состоянии!
пс:доказательство на аватарке(из личных запасов)
to Roz1975: Это с какого перепугу вы меня записали в секту адептов Иванова? Откуда вы знаете,как я отношусь к предательству Севастополя адмиралом Октябрьским? Тут рассматривается конкретная ситуация,и в ней Октябрьский выглядит адекватом,отдав приказ выдвигаться "Армении" в темное время суток.И из чего вы заключили,что город нуждался в подвозе боезапасов?В инкерманских штольнях были взорваны боезапасы,которых могло хватить еще на две недели обороны Севастополя. Октябрьский рванул из города.когда фашисты появились на Северной стороне.
to strelec: О-о! Я нарвался на "знатока" истории! Пообщайтесь с Саней Неменко за бутылочкой хорошего вина. Может вас и отпустит.