ср, 14/06/2023 - 16:35

В России решили возродить «Оку» — будет ли она маленькой, да удаленькой?

Эксперты назвали условия, при которых у «Бешеной табуретки» может быть хорошая перспектива.

Знаменитая российская малолитражка «Ока» может получить вторую жизнь, если найдутся смельчаки с деньгами для её возрождения. Такой посыл прозвучал из правительства РФ.

Вице-премьер Денис Мантуров заверил, что власти будут «всячески поддерживать» производителей, которые предложат воскресить «Оку». Он отметил, что Минпромторг готов рассмотреть вопрос об этом оперативно, сообщило РИА Новости.

Эту машину собирали заводы в Самарской и Московской областях, в Татарстане в 1988–2008 годах. Из рук вон плохое управление этими предприятиями и установки высокопоставленных чиновников, сделавших ставку на развитие в РФ зарубежных производителей авто, привели к прекращению выпуска «Оки» 15 лет назад.

Подробнее об этом легендарном добром привидении с моторчиком — в материале «Бешеная табуретка»: почему 15 лет назад россиян лишили шустрой маленькой «Оки»

То, что есть шанс возобновления сборки малолитражки, показали «Москвич», серийная сборка которого стартовала в ноябре прошлого года, и «Волга», обновлённая версия которой может появится, как ожидает Мантуров, в следующем году.

Читайте также: Российским чиновникам предложат Lada представительского класса за 2 млн рублей

«Ока» по-китайски

Перспектива возрождённой «Оки» будет зависеть от цены на автомобиль прежде всего, считает специалист по автоподбору Михаил из Севастополя.

«Стоимость, например, полтора или два миллиона рублей — конечно, совсем неинтересная для покупателя. Потому что сама машина — маленькая, плюсов у неё не очень много. Она раньше продавалась только из-за своей цены, так как автомобиль по сути был очень убогим, ненадёжным, никаким. Я бы не испытывал большой радости, если бы этот автомобиль появился в том виде, в котором он был, и стоил больше миллиона», – сказал он.

Если «Ока» будет «народным» автомобилем за 500 тысяч рублей, условно говоря, — хорошая перспектива у неё будет. Если же стоимость превысит ценник тех же китайских машин, то в ней «абсолютно никакого смысла нет», отметил наш собеседник.

«Всё равно на данном этапе, как я думаю, это будет какой-то «полукитаец» или «китаец» на 89,9%, или «иранец». Вряд ли это будет самостоятельная отечественная разработка. Такие разработки, что были раньше, уже вряд ли будут в ближайшей перспективе», — полагает Михаил.

Поэтому нужно проследить за тем, как будет осуществлено возрождение «Оки», вопрос реализации планов — очень важный, добавил он:

«У нас же всегда на бумаге всё хорошо, а при реализации, например, почему-то финансирование прекращается. Оказывается, что закладывали сумму, которой должно было хватить, а на самом деле её не хватает. И так далее».

Читайте по теме: Должны ли китайские машины в России стоить на 1 млн рублей меньше

«Матиз» в пример

В целом малолитражные машины очень популярны в России, отметил специалист по автоподбору.

Он привёл пример бестселлера — прекрасно известного нашим водителям «Дэу Матиз».

«Это был автомобиль за свои деньги, когда он продавался, скажем так, когда всё было спокойно на рынке и были стабильными курсы валют, нефти и драгметаллов. «Матизы» продавались как горячие пирожки.

Был правильный заход на авторынок, была правильная стратегия производителя «Матиза», который собирался в Узбекистане. Не сказать, что это лучшая сборка в мире, тем не менее эти автомобили нашли своих покупателей за счёт своей цены и комплектации — были версии с автоматическими коробками переключения передач, кондиционерами и прочим. А что нужно, по сути, для поездок по городу? «Автомат», кондиционер, усилитель руля — для города, по-моему, это самое основное на сегодня. Всё остальное — уже вторично, даже АБС и подушки безопасности. Когда скорость потока порядка 40 километров час, то если случится какое-то ДТП, всё равно всё будет хорошо даже без подушек. При условии, что пристёгнуты водитель и пассажир, и условии, что автомобиль спроектирован правильно, собран не из картона и фольги, имеет каркас безопасности и так далее», — пояснил наш собеседник.

Если потенциальный производитель «Оки» возьмёт пример с развития кампании по продаже того же Daewoo Matiz, то у него может всё получиться, заключил специалист по автоподбору.

Читайте ещё: «АвтоВАЗ» наконец объявил цены на Lada Vesta нового поколения

Малолитражка для бизнеса

Если у новой «Оки» будут массогабаритные характеристики старой версии, она должна стоить в районе 350–400 тысяч рублей. Примерно столько же, сколько сейчас стоит новый Daewoo Matiz. Такое мнение высказал Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса Университета «Синергия».

«В сумму до 350 тысяч вряд ли удастся уложиться», — добавил он.

По его мнению, спрос на новую «Оку» возникнет, если она будет ориентирована прежде всего на В2В-сектор. Её основными пользователями могут стать, например, курьерские службы и логистические компании, ведь компактная машина удобна в сфере доставки.

В современных условиях очень возможно, что возрождённая машина будет по сути китайской или иранской малолитражкой, на которую повесят шильдик «Оки», считает собеседник ForPost.

«Автомобиль должен соответствовать определённым техническим требованиям. Надо понять, что дешевле — разрабатывать собственные технологии или купить у китайцев или корейцев маленькую машинку и назвать её «Окой». В варианте с дистрибьюцией иностранной машины нет ничего плохого. С точки зрения бизнеса это даже хорошо, потому что не нужно тратить деньги на производство, запуск конвейерной ленты, мануфактуринг нового автомобиля и прочее. У тебя уже всё, по сути, есть», — отметил он.

Читайте также: Как китайцы окончательно убедили россиян в качестве своих автомобилей

Алексей Лохвицкий

Теги:
Читайте также: