Жители России могут вернуться к автомобильной кубинизации, зародившейся ещё в СССР. Это явление, при котором сохраняются старые машины и поддерживается их работоспособность благодаря простоте и возможности ремонта «на коленке», когда люди много лет пользуются одним авто и редко покупают новое. Признаки этого уже появились в нашей стране.
Тренд продления жизни машин
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к продлению жизненного цикла автомобилей, сказал ForPost экономист, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко.
По его словам, это не внезапное явление, а постепенный процесс, который формировался последние годы. В стране выросла доля вторичного авторынка: соотношение продаж новых и подержанных машин достигло 1:5 в текущем году, отметил он.
Основные причины тренда — экономические: высокая стоимость новых автомобилей и рост ставок по автокредитам, уточнил наш собеседник.
«А также развитие сервисных центров, доступность запчастей (локальные производители и параллельный импорт покрывают большую часть спроса)», — добавил эксперт.
Однако при подорожании машин всё больше людей начнут брать кредит, размер которого будет расти, сказал руководитель отраслевых решений для автодилеров в «Т-Бизнесе» (входит в экосистему Т-Банка) Максим Романовский.
По его прогнозу, в общем объёме рынка в среднесрочной перспективе доля покупок машин в кредит останется на текущем уровне, написал РБК.
На увеличение этого показателя может повлиять снижение ключевой ставки Центральным банком России — «уменьшение процента» по займам увеличит кредитование, сделает его доступней для большего количества потребителей, считает Романовский.
Однако, по его словам, это может не дать ожидаемого эффекта без роста реальных доходов россиян и общей стабилизации экономики страны — покупка автомобиля требует от потребителей уверенности в завтрашнем дне.
Кроме того, ужесточение утильсбора с ввозимых в РФ автомобилей прямо повлияет на стоимость целого сегмента машин — вырастет финансовая нагрузка, обратил внимание Романовский. Это не только затронет покупателей, импортирующих авто самостоятельно, но и может повлиять на ценовую политику дилеров.
Путь к кубинизации
Тенденция к кубинизации в России сформировалась ещё в советское время, сказал ForPost кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Тогда за машинами стояли в очередях по многу лет, а после приобретения очень осторожно и последовательно за ними ухаживали, ремонтировали и максимально старались продлить их ресурс, ведь приобрести новые было довольно сложно, напомнил он.
По его мнению, эта тенденция «несколько ослабла» в 1990-х годах, когда цены на новые авто стали «несколько привлекательнее» для простого человека, а широта ассортимента резко расширилась. Она оставалась незаметной вплоть до середины 2010-х годов, когда цены на новые автомобили стали активно расти, а их ассортимент — постепенно сокращаться, уточнил эксперт.
«На сегодня мы лишь наблюдаем возвращение к истокам, когда осторожное владение и поиск возможностей для продления ресурса имеющегося автомобиля становятся трендом из-за сокращения возможностей по приобретению нового автомобиля и сужения ассортимента новых автомобилей», — считает экономист.
Михаил Хачатурян полагает, что в целом в этом процессе нет ничего страшного, кроме, разумеется, роста стоимости обслуживания подержанных машин из-за ограниченного ассортимента запасных частей к старым моделям.
«Ну и, разумеется, стоит понимать, что весьма значимым фактором, который может снизить, но не излечить от кубинизации, является ужесточение экологических норм. С другой стороны, тенденция к кубинизации — это и не исключительно российское изобретение, в целом это общемировая тенденция, которая, учитывая весьма сдержанный рост уровня жизни в мировой экономике, будет нарастать», — подытожил он.
Отметим, ещё в 2022 году президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук прогнозировал: чем дольше продлятся санкции, тем больше наш авторынок будет напоминать кубинский. Напомним, в 1960 году США ввели жёсткий санкционный режим против Кубы, который коснулся и автомобилей — там и сейчас ездят на очень подержанных американских машинах.
Машины с пробегом доминируют на автомобильном рынке
Наш авторынок находится в фазе структурной перестройки, где доминирует сегмент б/у машин, отметил Максим Романовский из «Т-Бизнеса».
Он привёл данные, что за 10 месяцев этого года были проданы 5,32 млн машин с пробегом — на 0,05% больше, чем за аналогичный период 2024-го — 5,31 млн штук. При этом в октябре реализация подержанных авто поднялась сразу на 8%, если сравнивать с октябрём прошлого года, — до 682,8 тысячи штук, написал РБК.
Эксперт уточнил, что новых машин в январе — октябре было продано 1,06 млн — на 19,9% меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го. А только в октябре реализация новых авто сократилась на 3,2%, если сравнивать с октябрём прошлого года, — до 165,7 тыс. штук.
Одна из ключевых тенденций — рост интереса к рынку подержанных машин, отметил Романовский. Он рассказал, что дилеры активно наращивают предложение в этом сегменте.
«С лета ежемесячный спрос на выкуп б/у машин стабильно растёт на 20%, что свидетельствует о стремлении дилеров сформировать привлекательный товарный запас в ожидании роста спроса», — считает эксперт.
По его словам, активность дилеров на рынке авто с пробегом сформировала несколько стандартных схем взаимодействия с клиентами:
- классическая trade-in — позволяет сдать старый автомобиль в зачёт стоимости нового;
- более гибкая trade-up — даёт возможность обменять один подержанный автомобиль на другой с взаимными расчётами;
- комиссионная модель — дилер берёт на себя всю организацию продажи.
Алексей Лохвицкий

"...Признаки этого уже появились в нашей стране...".
Конечно, появились. Потому, что купить новое то, к чему привык, стало практически невозможно.
С ужасом думаю о том, что придет время менять машину.
Так это на Кубе, глюде никогда не было своего автопрома. А у нас вроде бы есть, но цена нового автомобиля недоступна, а и качество вообще осталяет всякую надежду на покупку. Недавно ролик вышел, мужик купил новую лала искра универсал, новый авто с болячками. Люк бензобака не открывается и так в ней еще куча проблем. Ну и что это за автопром? А история с заклиниванием руля. И позиция производителя. Женщина могла погибнуть, а они до сих пор добровольно ничего ей не компенсировали. Вот такой автопром. Конечно лучше мерс 2014 года сохранить и ездить, если движка без турбин и акпп обычный, при должном уходе и не попадании в дтп, в нашем климате 500000 км точно пробежит, а там если, что и больше.
Ну вот, новые тенденции в "развитии страны" появились - кубинизация (
Мало налогов автовладельцами уплачивается? Государство традиционно перепутало "поддержку граждан в сложный период" и "обчистить их до нитки"? (