сб, 25/02/2023 - 11:17

Уроки истории: Крым, Донбасс и Курск – чего хотела Украина 100 лет назад

Как начинались территориальные метания украинской «самостийности».

После окончания Гражданской войны большевикам предстояло, по сути, «собрать» новое государство из осколков прежней империи. И в первую очередь нужно было решить, на каких принципах должны объединиться разрозненные войной и революцией республики. О последствиях принятых решений в новом выпуске проекта «Уроки истории» рассказала кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории филиала Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова в Севастополе Надежда Катамадзе.

Процесс определения принципов существования нового государства известен в истории как дискуссия об автономизации и федерализации или спор между Сталиным и Лениным.

Первый вместе с большинством членов партии предлагал, в сущности, вернуть республики в состав России, объединив их и частично ограничив их суверенитет. Второй был категорически против подчинительных отношений и настаивал, чтобы в основу нового государства был положен федеративный принцип, согласно которому все республики, включая РСФСР, должны быть формально равными.

Правда, логика у Владимира Ильича была своеобразная: будучи истовым противником «классово-антагонистического», «буржуазного» государства, он искренне считал, что иным народам — «инородцам» — Россия должна «возместить так или иначе своим обращением или своими уступками <…> то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены им правительством «великодержавной» нации». Так писал Ленин в своей работе «К вопросу о национальностях или об «автономизации».

Читайте по теме: Уроки истории: как «тюрьма народов» украинизировала Малороссию

Эта несправедливая оценка роли русского народа, лёгшая в основу союзной политики, отразилась на жизни государства в самых разных направлениях. В том числе и на установлении административных границ между республиками.

«И здесь интересно сложилась ситуация с Украиной. После объявления независимости в 1917 году, Украина выдвинула амбициозные претензии на российские земли к востоку от Киева. Речь шла о 9 губерниях: Киевской, Подольской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической. Кстати, с обязательной припиской: без Крыма. Судьбу некоторых смежных с Россией областей и губерний — Курской, Холмской, Воронежской и других — предполагалось решить в будущем», — рассказывает Надежда Катамадзе.

Однако фактически украинское правительство контролировало только центральные губернии. Население Донбасса и Луганска уже тогда было против националистической риторики идеологов украинской «независимости». А западные земли тогдашнее правительство УНР — Украинской Народной Республики — во главе с Симоном Петлюрой согласно условиям Варшавского договора отписало Польше, надеясь взамен получить ресурсы, необходимые для войны с Москвой.

«В целом на протяжении трёх лет своего существования УНР де-факто контролировала лишь малую часть той территории, на которую выдвигала претензии, — отмечает историк. — Да и та постоянно сжималась под натиском то красных, то белых в то время, как правительство УНР колесило по стране, оставив Киев. Именно тогда сложилась присказка: «В вагоне — Директория, под вагоном — территория"».

Длительное противостояние всё-таки закончилось победой большевиков над независимцами. Именно благодаря тому, что в Украине к власти пришли коммунисты, начавшие проводить просоветскую политику, республика в итоге приросла территориями Донбасса и Луганска. Что и превратило её в одну из самых богатых и промышленно развитых советских республик.

Как разворачивалась борьба между сторонниками автономизации и федерализации, как присоединялись к УНР новые территории, образовавшие современную Украину, смотрите в видео ForPost.

 

Смотрите программы ForPost на нашем канале в YouTube. Подписывайтесь, жмите на колокольчик, чтобы не пропускать новые видео.

Читайте также: