Крым

Уроки истории: как рождался украинский национализм

У истоков раскола между Россией и Украиной стоит человеческий фактор.

Уроки истории: как рождался украинский национализм
Фото:
коллаж ForPost
Вместе с историками разбираемся, откуда растут корни сегодняшнего конфликта на Украине.

Сегодня, глядя на сводки боевых столкновений в зоне спецоперации, многие жители Крыма и других регионов России, освобождённых территорий ДНР и ЛНР, Запорожской области и Херсонщины — да даже многие люди на территории Украины, из тех, кто шёпотом поддерживает российские войска и жаждет освобождения от гнёта слетевшего с катушек, неконтролируемого украинского национализма — невольно задаются вопросом: как мы до этого дошли? Как два братских народа, объединённых языком, культурой, религией, пошли друг на друга с оружием в руках?

То, что спецоперация, по сути своей, «отчасти» является гражданской войной, признал даже президент России Владимир Путин во время своего выступления на заседании Валдайского клуба. Российский лидер подчеркнул, что единство русского и украинского народов — это «исторический факт», который не изменить. Однако за долгие века общей истории были периоды, когда древнерусские земли «оказывались в составе других государств по целому ряду причин». И неудивительно, что эти государства стали «продвигать там свои интересы».

Историки, для которых тема зарождения и развития украинского национализма — прежде всего объект исследования, уже не первый год говорят о том, что упомянул в своей речи Владимир Путин: попытки раздела единого народа начались в XIX веке и с тех пор при поддержке Запада приобретали всё больший размах. И воспитание украинской идентичности, переросшей в «самостийность» и приведшей в итоге к 2014 году и к февралю 2022 года, проводилось именно с целью «разделять и властвовать».

Увы, историю в таких деталях — важных, но подчас забытых или использующихся в извращённом виде — обычные люди знают мало. А ведь именно там, у истоков, возможно, нужно искать правду, которая даст объяснения сегодняшнему положению дел. Нужно вспоминать те «уроки истории», которые наши народы в прошлом, на самом деле, уже проходили, и не раз.

Чтобы напомнить, как зарождался этот конфликт, ForPost начинает новый проект. Именно поэтому он так и называется: «Уроки истории». В его рамках мы попытаемся вспомнить, откопать те важные «мелочи», которым раньше не придавали значения, а сегодня — особенно на Украине — предпочитают делать вид, что их вовсе не было. 

К подобным «мелочам», например, в своё время относили некоторые подробности биографии историка, профессора Николая Костомарова, который по праву считается одним из идеологов украинского национального движения. Как «человеческий фактор» в руках обиженного учёного стал мощным инструментом искажения исторической действительности, рассказала севастопольский историк, кандидат исторических наук, старший преподаватель филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе Надежда Катамадзе.

 

2350
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user Н.Д. Русский Севастополь
2734

Взято из Инета.

Т

"Недавно, читая одну историческую справку, я наткнулся на интереснейшую информацию.



В 1775 году Екатерина Великая назначила Потёмкина генерал-губернатором Новороссии. Он провёл перепись населения (Государственный Архив РФ Фонд 728 Оп.1 Ч.1 Л.27).

И оказалось, что на этих землях, включая земли Войска Запорожского, проживает всего 152 000 человек, из которых почти половина кочевники-ногайцы!!!

Он пишет Екатерине письмо: "Матушка! Дай людишек, а то отдадим обратно турку Южный берег".

И Екатерина разрешила Потёмкину брать крепостных крестьян из внутренних губерний России и переселять их в Новороссию!



За 3 года было переселено 2.5 миллиона человек при том, что ВСЁ население Российской империи было тогда всего 29 миллионов. Это позволило Потёмкину за 5 лет построить города Николаев, Херсон, Мариуполь, Екатеринослав, Одесса, Запорожье, Севастополь и т.д. На эти же земли Екатерина пригласила сербов и немцев. Переселение сербов из-под турок - 100 тысяч человек, они осели между Славянском и Луганском.

152 тысячи от 2.5 миллионов - это всего 6 %.



Т.е., Новороссия была безлюдна и заселена русскими крестьянами.

И никакими "украинцами" они не могут быть по определению!

6 % не могли за 200 лет превратиться в 90%.



Стараниями пропаганды русские люди забыли о своих корнях, превратились в "Иванов-родства-не-помнящих", в украинцев.

 

 

Profile picture for user Николай Орлов
2566

У меня вопрос к кандидату исторических наук, старшему преподавателю филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе Надежда Катамадзе. Почему она пытается заглянуть в дела семейные господина (или пана) Костомарова, но совсем игнорирует исторический контекст и исторические факты. Например, такие. Костомаров в 1833 году стал студентом историко-филологического факультета Харьковского университета. Почему этот факт так важен? Объясню.

Для Польши Переяславская Рада стала началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потери независимости в 1795 году. И теперь уже поляки были вынуждены искать способы борьбы против укрепляющейся России. Обратим внимание на эту дату 1795 год. К этому времени во Франции произошла революция, оказавшая заметное влияние на умы европейской интеллигенции, в том числе и Российской (взять хотя бы тех же «декабристов).Эта дата знаменательна тем, что в этом году произошёл окончательный третий раздел Польши. В этом же году в своей книге «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах» известный польский дворянин Ян Потоцкий высказал «крамольную» мысль о том, что жители Малой Руси - совершенно особый народ, отличный от великорусского… Судьба самого Яна Потоцкого показывает, что существовавшая в России практика, согласно которой на присоединённых территориях было принято сохранять местной знати все их привилегии (это касалось казачьих старшин на территории воссоединённой Малороссии, татарской знати в Крыму, и конечно польских шляхтичей после ликвидации польской государственности), в полной мере коснулась и семьи Потоцких. Ян дослужился до чина тайного советника, являлся кавалером ордена Святого Владимира I степени, был избран почётным членом Императорской Академии Наук. Интересна также версия гибели Яна Потоцкого, 20 ноября 1815 года в Уладовке, неподалёку от Винницы, он застрелился сразу после Венского конгресса, окончательно закрепившего Польшу за Россией. А его брат Северин при Александре Iявлялся действительным камергером, членом государственного совета, действительным тайным советником. Северин Потоцкий обращался в Комиссию об училищах с предложениями: 1) «О необходимости основания в университетах теологического (богословского) факультета», которое не было принято вследствие протеста Святейшего Синода, заявившего, что религиозно-нравственное воспитание народа подведомственно ему, и 2) «О неудобстве учреждения университета в С.-Петербурге». То есть Северин пытался саботировать появление университета в С.-Петербурге (который всё-таки появился в 1819 г.) и он же принимал участие в разработке образовательных программ. Так, Северин Потоцкий был первым попечителем Харьковского университета и именно ему университет обязан своим профессорским составом. В ведении Харьковского учебного округа находились также все учебные заведения совсем молодой ещё Одессы. Северин Потоцкий вместе с герцогом де Ришелье формировали штат первого в городе учебного центра — коммерческой гимназии. Граф способствовал становлению Благородного института (впоследствии Ришельевского лицея), созданию Городского девичьего училища (1817 год)… 

Ещё один поляк Адам Чарторыйский [1] являлся в это время министром иностранных дел Российской империи. А с 1833 года поселился в Париже, где поддерживал антироссийскую политику западноевропейских держав, противоправительственные революционные и национально-освободительные движения, рассчитывая при их успехе на восстановление Польши…

Четвёртый поляк, Тадеуш Чацкий, тоже очень активно занимался вопросами просвещения на территории Российской империи. Например, в 1807 г. он был в Харькове, затем в Петербурге, где во время отъезда князя Адама Чарторыйского в Курляндию управлял Виленским учебным округом. Известен он ещё и тем, что когда в 1805 г. возникла идея об учреждении университета в Киеве, Чацкий выступил противником этого проекта, поскольку задумал создать для юго-западной России польское образовательное заведение в Кременце (Волынский лицей).

 

Только после польского восстания 1830—31 гг., когда все скомпрометированные польские учебные заведения были закрыты, министр народного просвещения, граф С. С. Уваров, поднял вопрос о К. университете, как об учреждении, которое могло бы содействовать распространению русской образованности в крае. 25 декабря 1833 г. было решено перевести в Киев Кременецкий лицей, с преобразованием его в университет св. Владимира, который был открыт 15 июля 1834 г., а чтение лекций началось с сентября того же года.  Состав преподавателей в начале был смешанный: из Кременца были переведены профессора-поляки, к ним присоединены профессора русские и немцы. Первым ректором был М. А. Максимович. В 1838 г. польское движение привело к временному закрытию университета и увольнению или переводу профессоров и студентов польского происхождения…

Вполне естественно, что такая активная работа поляков на почве «просвещения» вскоре стала давать плоды. Уже в 1845 году Костомаровым был создан политический кружок «Кирилло-Мефодиевское братство»... ССЫЛКА

Уважаемая Надежда, эти факты для Вас не имеют значения?

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
11
802

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
491