Крым

Столбы, грибок и поллярдинг: что не так с деревьями в столице Крыма

Глубокую обрезку жители уверенно считают уничтожением.

Обрезка деревьев в Симферополе всегда вызывала много вопросов и волнений у горожан. На любое появление рабочих с пилами жители крымской столицы чаще всего реагируют остро. Но творящееся сейчас на центральных улицах города многие прямо называют варварством и уродством.

За последнюю неделю тема «глубокой обрезки» городских деревьев стала живой болью жителей не только в соцсетях, но и в реальной жизни. Многочисленные жалобы привели сначала к совещанию, а следом — к пресс-конференции с городскими чиновниками, во время которой начальник департамента городского хозяйства Роман Гусынин прямо по телефону поручил остановить процесс. Причиной стали нарушения в документах на обрезку, о которых сообщил глава Общественного совета города Александр Юрьев.

Работы не будут продолжаться до особого распоряжения. А жители по-прежнему ждут ответов на вопросы, зачем взрослые аллеи на основных городских артериях превращают в ряды голых «столбов» и почему деревья подвергаются тотальной обрезке в таком шокирующем количестве. В этом попытался разобраться и ForPost.

Никому не мешали

Небольшая роща появилась на оживлённом перекрёстке проспекта Победы и улицы Будённого с лёгкой руки жителя одного из близлежащих домов. Много лет назад мужчина за свой счёт высадил саженцы и с тех пор ухаживал за деревьями.

Расчёт симферопольца был не на урожай или прибыль, а на создание зелёной зоны, естественного барьера между первой линией жилых домов и потоком транспорта. Так объяснила ForPost его намерения преподаватель садово-паркового и ландшафтного строительства Крымского многопрофильного колледжа, агроном-озеленитель Любовь Маркина.

Однако на днях зелёный уголок, созданный руками мужчины, варварски уничтожили обрезчики. Обкорнанные налысо стволы теперь долго не дадут ни тени, ни защиты.

«Зачем, кому деревья мешали?! Проводов над ними нет, над дорожкой ветви не нависали, я следил за кронами, чтоб были пышными, защищали от дорожной пыли и шума...», — приводит слова своего знакомого Маркина в соцсети Facebook.

крым симферополь обрезка деревья благоустройство проспект

Деревья десятилетиями никому не мешали.

И такую печальную картину симферопольцы вынуждены наблюдать не только на проспекте Победы.

Могут рухнуть в любой момент

До начала весеннего тепла обрезать платаны, грецкие орехи, абрикосы и каштаны в городе спешит несколько бригад. За работой двух из них наблюдает биолог, член комиссии по обследованию зелёных насаждений при администрации Симферополя Наталья Майорова.

Рабочим приходится глубоко кронировать деревья, поскольку стволы поражены вредителями и грибком. Это было предположено во время предварительного осмотра при составлении реестра на выдачу порубочных билетов и подтверждено сейчас на старте обрезки, рассказала ForPost общественница.

«Рабочие пытаются дойти до живой древесины, но всё поражено грибами: я насчитала шесть видов. Все серединки пустые, рыхлые и съеденные грибком. Мы убеждаемся в том, что нужно как можно глубже обрезать ветки, потому что они просто могут рухнуть», — объяснила собеседница ForPost.

крым симферополь обрезка деревья работа ветки

Многие спиленные деревья поражены инфекциями.

Наталья Майорова работает с бригадами, выделенными Симферопольским лесничеством. Им приходится буквально проводить реанимацию деревьям, уже прошедшим обрезку.

Наблюдая за действиями других обрезчиков, специалист признаёт: порой возникает чувство, что люди «только вчера взяли в руки пилу».

«Никаких понятий об обрезке у этих людей нет. Они не знают, ни под каким углом делать спил, ни как работать с проводами — всё оборвано. Спасти там ничего невозможно, потому что всё изуродовано», — делится впечатлениями собеседница ForPost.

Можно обрезать глубоко и без последствий

В администрации города защищаются: как пояснили в пресс-службе, обрезка происходит «не на глазок», а после заключения комиссии. На основании актов обследования готовятся порубочные билеты, в которых определён тип обрезки: глубокая, санитарная либо снос. После чего проводятся работы. Сейчас обрезкой занимается подрядчик департамента городского хозяйства и частично МБУ «Город».

Однако такая глубокая обрезка, которую повально устраивают на улицах Симферополя, по словам учёных, допустима лишь в нескольких случаях. Один из них — естественное старение городских насаждений и необходимость их постепенной замены. Об этом напомнил ForPost доцент кафедры садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского Станислав Вишневский.

«В ряде случаев мы сильно редуцируем крону для того, чтобы осветлить место под деревом и подсадить новые саженцы, чтобы могли развиваться и постепенно заместить старое растение. В таком случае это оправдано», — уточнил дендролог.

крым симферополь работы обрезка дерево рабочий

Рабочие убирают спиленные ветви на улице Севастопольской.

Кроме этого есть целый ряд пород, которые прекрасно выносят глубокую обрезку. К примеру, ива и тополь не боятся превратиться в столб или пенёк и через какое-то время снова способны радовать глаз пышной кроной.

К другим распространённым обитателям симферопольских улиц и скверов — платанам — применяют так называемый «поллярдинг» — вид глубокой обрезки, при котором срезают все побеги, чтобы на скелетных ветвях сформировались «кулачки». В итоге дерево после обрезки выглядит очень причудливо, а когда появляется листва, то никто и не замечает, что ветвей нет, объяснил учёный.

Самое главное «обоснование» для глубокой обрезки, которое часто приходится слышать от чиновников — необходимость избежать аварийных ситуаций, когда старые деревья падают от ветра на машины или разросшиеся ветки обрывают протянутые провода. Однако радикально обрезанные деревья, по словам специалиста, часто могут создать ещё большую аварийность в городе. Ведь при развитой корневой системе растения выгоняют мощные «водяные побеги» — хлысты длиной в 3-4 метра, слабо прикреплённые к стволу, но тяжёлые по весу.

краснодар платаны обрезка парк деревья платаны

Поллярдинг платанов в Краснодаре.

«В итоге пучок этих длинных ветвей малоустойчив к ветру и нагрузкам, к примеру, снега. Имея большую массу, эти побеги просто выламываются и опадают прямо с участками коры», — описал ситуацию Вишневский.

Поэтому если решено глубоко кронировать растения и формировать новую крону из водяных побегов, то их необходимо регулярно прореживать и укорачивать в течение нескольких следующих лет. Если не подкреплять обрезку последующим уходом, то такая «забота» превращается в банальное варварство.

«Хотя это не пень, средние ветки сохранены, но я не увидел ни на одной из улиц, чтобы спилы обрабатывали хотя бы масляной краской. Если решились на такую глубокую обрезку, если можете обосновать, тогда выполняйте её по правилам», — обратился к коммунальщикам собеседник ForPost.

Нет системного подхода

Когда в 1950-1960-е годы в Симферополе работала государственная программа озеленения городов, то у жителей не возникало вопросов, правильно ведётся обрезка или нет. Если бы в Симферополе эффективно действовала программа возобновления насаждений и формирования новых зелёных каркасов, то мало кто возмущался бы, считает Станислав Вишневский.

«Если бы мы видели, что в этом году посадили условно пять тысяч деревьев на улицах, тогда [обрезка] оправдана. Причём не только высадили, но и обеспечили их приживаемость», — уточнил учёный.

Вопрос новых высадок в городе, по словам Любови Маркиной, поднимался на недавней встрече общественников Симферополя с руководством администрации города. Последнее, кстати, предложило поручить МБУ «Горзеленхоз» выращивать больше саженцев деревьев.

Впрочем, сравнивать потенциал современного предприятия с советским периодом фактически нельзя: за прошедшие десятилетия зеленхоз сильно потерял в своих площадях. Сейчас у ГУПа осталось лишь несколько теплиц, где выращивают цветы для клумб города.

«Я с 2016 года бьюсь над тем, чтобы им выделили муниципальную землю для питомника (деревьев — Прим.). Мы уже нашли это место, ниже плотины водохранилища», — рассказала собеседница ForPost, с грустью признав, что пока усилия не нашли отклика в высоких чиновничьих кабинетах.

Поэтому пока симферопольцам остаётся только беспомощно наблюдать за обрезкой и тихо завидовать жителям Ялты, где недавно городской суд обязал одного из местных строителей выплатить два миллиона рублей ущерба природе после незаконного спила столетнего дуба пушистого на территории своей придомовой территории.

Пелагея Попова

Фото: Любовь Маркина|Facebook, Пелагея Попова|ForPost

1185
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6648
d dd

как то столкнулся с обрезкой и остро отреагировал,на вопрос что делаете -ответили "мы кроны поднимаем" Т.е из деревьев делают бансаи- пальмы и по опыту ,удаленные внизу  ветви кроны в нашем климате уже не сформируется. И тени с...а не будет.

И по Севасополю это сплошь и рядом.При этом присутсвует пофигизм,могут перепутать и снести здоровое дерево.

Кто знает откуда пошло? 

Profile picture for user Serggio
23877
Serggio

В отличие от поллярдинга, поллитринг для деревьев абсолютно безопасен ok

Profile picture for user STERO
301
STERO

....опять очередное новое заморское слово" поллярдинг".......как Вы, работники СМИ уже достали со своим навязванием заморских вражьих выражений!!! Попова, вроде у Тебя русская фамилия, а пытаешься блеснуть иностранными выражениями - забыла русский родной язык ???

Profile picture for user язасправедливость
1495
язасправедливость

Так же было и в Севастополе. Сначала обезабразили деревья такой якобы обрезкой, а потом снесли. Кто-то хорошо зарабатывает на древесине?

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1755

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2815

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5036