Вот уже шесть лет минуло с того дня, когда экс-губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников пообещал начать строительство нового здания онкологического диспансера. Но и по сей день врачи работают, а пациенты лечатся в здании 1964 года постройки. При этом сравнительно недавно онкодиспансер им. Задорожного, в отличие от ряда других медицинских организаций города, прошел процедуру лицензирования.
О некоторых интересных моментах из жизни этого медицинского коллектива ForPost рассказал главный врач онкодиспансера, главный внештатный онколог Севастополя Василий Ощепков.
О новом и хорошем
За комментариями к Василию Николаевичу ForPost обращался много раз: мы говорили о том, как развивается в стране и мире онкология, о вводимых с России новшествах в части организации здравоохранения и о других аспектах работы врачей. На этот раз хотелось понять, насколько катастрофична ситуация, складывающаяся в севастопольской онкологии в связи с перманентным отсутствием нормальных условий работы.
Отрицать, что новое здание остро необходимо, главный врач, конечно же, не стал. Однако рисовать жизнь онкодиспансера исключительно в черных тонах оказался совсем не склонен. Начать разговор он предпочел с позитивных новостей. Например, наконец-то переехало в отремонтированное помещение отделение реанимации – теперь пациенты уже не лежат в коридоре. А ведь было – и сейчас это дико представить – и такое.
«К сожалению, начавшийся в 2020 году ремонт на 1 этаже здания по-прежнему идет. Но свет в конце тоннеля тоже показался, поэтому надеюсь, что скоро завершится и этот процесс», – говорит главный врач.
Но даже в таких условиях сотрудники онкоцентра внедряют новые методы борьбы с болезнью. Именно Василий Ощепков, кстати, в 2000 году первым в России применил им же разработанный метод брахитерапии рака предстательной железы. Теперь метод, применяемый и для лечения других видов рака, используется и в Севастополе:
«Впервые приехав в Севастополь в 2015 году, я сразу хотел внедрить брахитерапию и здесь. Но условий для этого не было, и в какой-то момент даже показалось, что не будет никогда. Теперь они у нас есть, и мы, несмотря на все трудности, начали этот метод применять».
На сегодняшний день таким способом пролечено порядка 30 человек. Преимущества его в том, что источник излучения вводится непосредственно внутрь поражённого органа. Это позволяет направить максимальную дозу лучевой терапии непосредственно на опухоль, минимизировав воздействие на другие органы и ткани. В это трудно поверить, но через сутки после такого лечения пациент отправляется домой. И теперь уже относится к так называемой группе излечения, или к 3-й клинической группе, куда входят пациенты, достигшие ремиссии.
Еще одно новшество для Севастополя (но не для других регионов) – лимфодренаж:
«После удаления груди и лимфоузлов у пациенток возникает так называемый постмастэктомический синдром – отток лимфы нарушается, и конечность отекает. С помощью лимфодренажа мы удаляем лишнюю лимфу и уменьшаем отек. Раньше этого добивались массажем – его никто не отменял, но эта методика более эффективная», – говорит наш собеседник.
Василий Ощепков
Но есть и еще одна внедренная севастопольскими онкологами технология – биопсия так называемого сторожевого лимфоузла. Она нацелена как раз на то, чтобы постмастэктомического синдрома избежать. Увы – из-за того, что лаборатория онкодиспансера также находится в состоянии ремонта, нашим врачам приходится прибегать к помощи симферопольских коллег. Перед операцией пациент едет в столицу Крыма, где ему вводят специальный препарат, позволяющий хирургам во время операции увидеть лимфоузлы.
«Они потому и называются сторожевыми, что первыми стоят на страже и могут засветить злокачественные клетки, – поясняет Василий Николаевич. – Мы находим их с помощью специального зонда, удаляем, тут же отправляем в нашу морфологическую лабораторию, где их замораживают, делают срезы и сразу же дают нам ответ – например, в левом лимфоузле опухолевых клеток нет. Значит, удалять его и тем самым калечить пациента нет никакой необходимости, и операция останавливается. И все это происходит, пока пациентка находится под наркозом: она еще спит на операционном столе, а мы уже приняли решение».
«Ты не один»
Эта замечательная методика дает не менее замечательный эффект: по словам главврача, более чем в половине случаев лимфоузлы удается сохранить, и они продолжают работать по-прежнему. Это позволяет избежать постмастэктомического синдрома и серьезно улучшает качество жизни женщин, перенесших операцию.
«Когда наша лаборатория заработает, все станет еще проще – больным не придется ехать в Симферополь», – говорит Ощепков.
А на вопрос «когда?» отвечает – увы, это еще одна долгая история:
«К сожалению, главные врачи в таких случаях находятся в роли пассивных наблюдателей – мы можем только ныть, рычать, но на ход работ повлиять не можем. Очень долго шло согласование проекта – он сложный, потому что речь идет о радиационной защите. Я специально ездил в Санкт-Петербург, получал лицензию в НИИ радиационной гигиены. В конце концов проект утвердили и во второй половине 2022 года работы начали, но шли они очень медленно. И только в этом году скорость их выполнения заметно повысилась».
Еще одна позитивная новость (правда, не последних дней и недель) – открытие в городской больнице № 1 центра амбулаторной онкологической помощи. О том, для чего такие центры нужны, мы с главным онкологом Севастополя говорили в апреле 2021 года. В 2022-м стало известно, что первый центр амбулаторной онкопомощи будет создан в Севастополе до конца 2022 года. И теперь он действительно работает.
«Выстраивается процесс, позволяющий сократить путь пациента от постановки диагноза до лечения, – констатирует Василий Ощепков. – Это очень важно: ведь та же брахитерапия эффективна на ранних стадиях, на поздних нужны совсем другие подходы. Коллеги, которые работают в центре амбулаторной онкологическом помощи, – большей частью бывшие сотрудники онкодиспансера, компетентные специалисты. После выписки пациентов из стационара они продолжают их обследование и диспансерное наблюдение. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но система онкологической помощи приводится к тому современному уровню, который уже существует во многих регионах России».
Возможно, кого-то из севастопольцев заденут слова нашего собеседника, оценивающего прежний уровень развития городской онкологии как «средневековый». Но трезвая оценка ситуации никому еще не вредила. Тем более что сейчас система онкологической помощи продолжает двигаться вперед – не благодаря идеальным условиям работы, а вопреки их отсутствию.
«В этом году, спасибо выделившему достаточно серьезные средства фонду ОМС, многие наши специалисты прошли обучение новым методикам в ведущих российских институтах. Здесь развитие тоже есть. И если несколько лет назад, признаюсь, я иногда испытывал скепсис по поводу наших перспектив, то теперь вижу их и смотрю вперед с оптимизмом», – говорит главврач.
От позитивного настроя – и это никому доказывать не надо – зависит очень многое. И перспективы излечения от болезни в том числе. Василий Ощепков это хорошо понимает. Как бы ни совершенствовались применяемые врачами методы, как бы ни обновлялось оборудование, они бессильны, если у человека нет воли к жизни.
«Поэтому сейчас мы развиваем еще одно новое направление – реабилитацию. Часто пациент оказывается один на один со своим заболеванием и падает духом. Мы начали использовать новые методы, которые призваны вывести его из этого состояния», – говорит он.
Первое, с чего начали в онкодиспансере – дали пациентам, прошедшим лечение, возможность заниматься йогой.
«Если погода плохая, занятия проходят на этаже, в остальные дни – на свежем воздухе, в саду под сливой. Причем вместе с ними занимаются и доктора, им тоже полезно. Смешанная группа – это для пациентов очень важно. Есть и специальная фитнес-программа, а недавно попробовали арт-терапию: хотим с помощью уроков рисования помочь людям получить некий релакс и открыть для себя что-то новое. Выйти из состояния зацикленности на болезни – самое главное, что необходимо нашим пациентам. И такие уроки помогают им шире открыть двери в мир. А в конечном итоге – быстрее реинтегрироваться в обычную жизнь».
Гармония в душе пациента – лучший помощник в лечении.
Перестать зацикливаться на онкозаболевании не так-то просто, но действительно необходимо: ведь многие пациенты, перенесшие лечение, при современном уровне развития онкологии вполне могут жить, как люди с каким-либо другим хроническим заболеванием – например, гастритом или дерматитом.
«Люди к таким заболеваниям привыкают и не слишком беспокоятся, хотя иногда и следовало бы, – говорит главврач. – А часто и не знают о своем заболевании. В нашем случае очень важно перевести эту историю из трагедии пациента и крах его жизненных планов в состояние хронического заболевания, которое ну есть и есть – не беспокоит, и слава Богу. То есть научить человека с этим жить. Как раз на это и нацелены наши реабилитационные мероприятия».
И все же
Огромное спасибо за развитие этого направления, по словам нашего собеседника, нужно сказать сотрудникам онкодиспансера, которые оценили идею главврача и начали с энтузиазмом воплощать ее в жизнь. Например, врачу-онкологу Марьяне Брунштейн, о которой ForPost рассказывал в феврале 2023 года. Тогда Марьяна Игоревна по результатам общественного голосования стала лауреатом Всероссийской премии пациентов «Будем жить 2023» (номинация «Жемчужины профессии»). А чтобы помогать больным еще более эффективно, она проходит обучение в магистратуре на кафедре «Психология» СевГУ.
Марьяна Брунштейн (Михаил Развожаев / Телеграм)
«В моем представлении это вещь очень позитивная, – говорит Ощепков. – У нас хорошая обратная связь с участниками проекта – пациентам он понравился. И коллегам из других регионов тоже – теперь они хотят сделать такое и у себя. Ну а для нас это важно вдвойне. Да, ситуация с лекарствами выровнялась, с оборудованием стало лучше, и, наверное, когда-нибудь (возможно, даже в этой жизни) мы увидим новый онкодиспансер. Но лечить людей нам нужно сейчас. И настрой больных значит очень и очень много».
И тут мы опять возвращаемся к новому зданию онкодиспансера – молчать об этом значило бы прятать голову в песок.
«Конечно, новое здание необходимо: как бы я ни хвалил свой диспансер, как бы ни выкладывались на работе сотрудники, все мы прекрасно понимаем, что работаем в приспособленном помещении, по сути, мало чем отличающемся от сарая, – констатирует главврач. – А пациент должен находиться в комфортных условиях. У него должна быть современная палата не более чем на двух человек, с душем и туалетом – это не мои или еще чьи-то «хотелки», это требования современных санитарных норм, до которых нам до них еще идти и идти. Пока же высококвалифицированные специалисты вынуждены работать в стесненных условиях, а уж пациентам и совсем некомфортно».
Напомним: о том, что севастопольский онкодиспансер остро нуждается в дополнительных площадях и сотрудниках, необходимых для оказания полноценной и высокотехнологичной медицинской помощи населению, говорится в документе, посвящённом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в городе Севастополе». ForPost рассказывал о нем в июне 2023 года.
Несколько цифр из этого документа: при продолжающемся росте числа выявляемых случаев заболеваний обеспеченность онкологическими койками в нашем городе на 27% ниже среднероссийского показателя. При этом севастопольским онкологам удалось добиться уменьшения количества запущенных и летальных случаев. Показатель смертности, который в Севастополе был традиционно высоким, за последние 5 лет снизился более 20%, показатель одногодичной летальности (когда люди умирают в течение первого года с момента постановки диагноза) – на 21%.
Онкодиспансер Севастополя (пресс-служба правительства Севастополя)
Напомним и о том, что ситуация со строительством жизненно необходимого городу объекта остается почти катастрофической. В начале года, по информации департамента экономического развития Севастополя, его общая строительная готовность составляла около 7%. И порадовать читателей положительной динамикой, увы, невозможно при самом горячем нашем желании.
Спасибо сотрудникам онкодиспансера за их труд в таких суровых условиях. Остальным же севастопольцам, пользуясь случаем, сообщаем, что самым распространенным в наших краях онкозаболеванием остается рак кожи. В эти жаркие летние дни напоминание главного онколога города о необходимости не слишком подставляться солнцу и пользоваться солнцезащитными кремами будет совсем не лишним. Берегите себя и будьте здоровы!
Ольга Смирнова
Обсуждение (9)
«К сожалению, главные врачи в таких случаях находятся в роли пассивных наблюдателей – мы можем только ныть, рычать, но на ход работ повлиять не можем. Очень долго шло согласование проекта – он сложный, потому что речь идет о радиационной защите. Я специально ездил в Санкт-Петербург, получал лицензию в НИИ радиационной гигиены. В конце концов проект утвердили и во второй половине 2022 года работы начали, но шли они очень медленно. И только в этом году скорость их выполнения заметно повысилась».
«Конечно, новое здание необходимо: как бы я ни хвалил свой диспансер, как бы ни выкладывались на работе сотрудники, все мы прекрасно понимаем, что работаем в приспособленном помещении, по сути, мало чем отличающемся от сарая, – констатирует главврач. – А пациент должен находиться в комфортных условиях. У него должна быть современная палата не более чем на двух человек, с душем и туалетом – это не мои или еще чьи-то «хотелки», это требования современных санитарных норм, до которых нам до них еще идти и идти. Пока же высококвалифицированные специалисты вынуждены работать в стесненных условиях, а уж пациентам и совсем некомфортно».
Зато кляйстеры строятся с космической скоростью. Приоритеты расставлены, люди не что, главное амбиции.
При этом главвраче хоть что то стало продвигаться в городе. До этого-болото. Ещё дождаться бы нового здания .... . Мечты,мечты.
Интересно мнение рядовых сотрудников онкодиспансера, как обстоят дела на самом деле, а не на камеру.
Ещё были бы интересны мнения онкобольных,которые перед началом лечения проходят длительный и тернистый путь перед постановкой диагноза,а потом отказываются от лечения ,т.к. сил на эти все хождения уже на осталось….
Вопреки федеральному статусу города,вместо развития экономики и жизненно важных объектов (КОС,онкоцентр,БСМП,неврологический диспансер) федеральные миллиарды тупо расходуются на содержание с оплатой проживания должностных туристов,озабоченных собственным благополучием,а севастопольцы для них - досадное недоразумение на их празднике жизни.,Саботаж и некомпетентность,нарущения законодательства - показатели хамского отношения к севастопольцам.
Онкоамбулатория на 5 Бастионной незаконно огорожена со всех сторон, автостоянка захвачена, вход-Крутая лестница без пандуса. Была ли там прокуратура, местный депутат? Некогда?Заняты? ЧЕМ?!
Больные туда долго не ходят. Здоровья и сил не хватает, да и лечить там не могут, нечем и не умеют.
Это репортаж из параллельной Вселенной что ли ? Ведь люди прекрасно знают, как у нас в городе обстоят дела с онкологией.
Они скорее всего отличаются от интервью, то что в других центрах делается уже давно преподносится тут как ноу-хау. Обидно, что от этого всего страдают люди.