Севастопольские ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС рассказали ForPost о своём участии в событиях 36-летней давности: о пути в зону отчуждения и возможности повторения подобных катастроф в будущем.
Наша память должна быть подкреплена конкретными действиями. Память как вера — без дел мертва. Поэтому мы устанавливаем памятники — как выражение своей признательности людям за их поступки. Монумент Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы в Севастополе идеально подходит под это утверждение.
Ежегодно 26 апреля возле этого монумента на территории сквера им. Бузина собираются те самые чернобыльцы и их родственники. При жизни им поставлен памятник — за героизм и спасение миллионов жизней по всему миру.
К сожалению, годы и болезни берут своё — ликвидаторов становится всё меньше. Вместо живых людей можно видеть таблички с фотографиями, которые держат в руках родственники или их друзья. Но пока ещё есть живые свидетели ликвидации катастрофы, мы можем из первых уст узнать о пути, которым им пришлось пройти для сохранения жизни других ценой своего здоровья.
Сергей Тарнаков служил в первой части пожарной охраны города Севастополя. Пошёл добровольцем ликвидировать последствия аварии в июле 1986 года. В Чернобыле он продолжил исполнять обязанности пожарного в местной части посёлка Иванково. С ноября доброволец находился непосредственно в Чернобыле — ночевать приходилось в машинном отделении первого блока.
Командировка на АЭС для Сергея Тарнакова окончилась в 1987 году, продлившись чуть менее года.
«От угрозы техногенных катастроф не застрахован никто. Человеческий фактор отменить невозможно. Подобное может произойти на любой станции. Главное — ничего не „придумывать”», — делится с ForPost Сергей Тарнаков.
Василий Прокофьевич Туровец переехал в Севастополь уже после аварии на ЧАЭС. Он — уроженец города Чернобыль. Стал ликвидатором катастрофы с первых дней, работая врачом в Чернобыльской районной больнице.
«Никто не мог подумать, что подобная авария может произойти в принципе. Мы верили в высокую надёжность чернобыльского объекта. Но вдруг что-то произошло. Подробностей мы никогда и не узнаем», — вспоминает Василий Туровец.
Ликвидатор считает, что главная причина катастрофы — непрофессионализм и безответственность людей, находившихся на своих рабочих местах в ту ночь. Атомные технологии — не шутка.
Валерий Павлович Ефремов — дежурный электромонтёр 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Он — участник ликвидации аварии, а сегодня — председатель Севастопольской региональной общественной организации «Инвалиды Чернобыля». Среди участников организации есть и уроженцы города Припять, которых эвакуировали из 10-километровой зоны отчуждения 27 апреля в 14:00.
Валерий Ефремов рассказывал ForPost об эвакуации населения:
«Правительственная комиссия заседала около 22:00 и приняла решение по совету физиков-ядерщиков о немедленной эвакуации населения. Но не было транспорта. Этот вопрос пришлось отложить до середины дня 27 апреля, для того чтобы его найти и прислать. Нужно сказать, что организация вывоза людей проходила хорошо. Паники не было. Люди погрузились в автобусы у своих подъездов и уехали в заранее предусмотренные места».
Валерий Ефремов вспоминает, что людям казалось, будто бы они уезжают из родного города на время и совсем скоро вернутся. Но в свои квартиры никто и никогда не вернётся.
Электромонтёр говорит, что ему повезло.
«В ту страшную ночь наша смена не работала. Весь удар взяли на себя ребята из 5-й смены. К сожалению, и мои коллеги-электромонтёры из той команды также получили смертельную дозу радиации. Они похоронены на Митинском кладбище под Москвой», — говорит Ефремов.
Сейчас Валерий Ефремов занимается патриотическим воспитанием молодёжи в рамках общественной организации. Он считает, что воспитание севастопольских детей на примерах мужества, памяти о героях-чернобыльцах должно рождать в них самосознание. Для того чтобы подобного не происходило. Но если подобное произойдёт — они будут иметь пример, как правильно поступить.
«Нужно нести правду детям. Важен не только подвиг конкретных людей, но и понимание того, что с атомом шутки плохи. Если знаешь — иди работай, не знаешь — не играй в прятки с атомной энергетикой. Потому что это чревато тяжёлыми последствиями», — заключает ликвидатор.
Феликс Галевич
Фото автора