Продлить для Севастополя и Крыма свободу от 44-ФЗ на пять лет и расширить перечень закупок у единственного поставщика предлагают авторы законопроекта. Он разработан и внесен в Госдуму группой депутатов, в числе которых представитель Севастополя Татьяна Лобач и депутат от Республики Крым Михаил Шеремет.
Главное изменение, которое предлагают авторы изменений к пресловутому ФЗ-44 – продлить свободу от него для Крыма и Севастополя до 31 декабря 2029 года
Полное название №44-ФЗ – "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Этот закон подвергался достаточно суровой критике на всей территории РФ. Однако для Севастополя и Крыма, которым после воссоединения с Россией посчастливилось стать местом реализации большого количества новых проектов (в том числе инфраструктурных), он доставлял наиболее значительные трудности.
В начале 2020 года главы двух регионов Михаил Развожаев и Сергей Аксенов обратились к Владимиру Путину с просьбой предусмотреть для Крыма и Севастополя особый порядок госзакупок, поскольку 44-ФЗ тормозит реализацию ФЦП социально-экономического развития Крыма и Севастополя. Их услышали, и в начале марта 2020 года соответствующий законопроект был внесён в Государственную Думу.
Депутаты, как и следовало ожидать, законодательную инициативу поддержали. А в мае 2020-го в Севастополе был утвержден порядок выбора единого поставщика специально созданной при правительстве комиссией.
В июне 2023 года, выступая перед депутатами заксобрания, губернатор Михаил Развожаев высказал мнение, что новая система закупок безусловно пошла Севастополю на пользу. Согласны с этим и авторы законопроекта.
«За истекшие десять лет нахождения в составе Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь достигли значительных результатов в реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». В значительной степени этому способствовало предоставленное Республике Крым <только ей? – прим.автора> право самостоятельно осуществлять регулирование в сфере закупок. Механизм выбора единственного поставщика позволил привлечь подрядчиков, способных выполнить условия контрактов без нарушения установленных сроков выполнения работ. Региональное законодательство в сфере закупок доказало свою эффективность во время введения ограничительных мер со стороны недружественных стран в период проведения специальной военной операции», – подчеркивают они.
Почему в этих строках говорится о предоставлении самостоятельности только Крыму, понятно не вполне. Как ранее рассказывал ForPost, с просьбой продлить действие закона, освобождающего два региона от тяжкого бремени 44-ФЗ, Сергей Аксенов и Михаил Развожаев обратились к президенту в апреле 2024-го.
В законопроекте, внесенном в Госдуму 18 октября, это новшество главное, но не единственное. Кроме этого, авторы предлагают расширить перечень закупок, которые Крым и Севастополь могут осуществлять в особом порядке. В частности, в обход 44-ФЗ местным властям предлагается разрешить закупать услуги по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей, а также модульные здания.
Как говорится в пояснительной записке к закону, технология быстровозводимых модульных зданий значительно повышает «обеспеченность регионов в необходимом количестве детских дошкольных образовательных учреждений, школ, а также иных социальных объектов». Однако сейчас «указанные объекты закупаются как товар, который подлежит установке».
«Таким образом, поставщик обязан поставить и установить здание, а также провести иные работы по его внутреннему оснащению. При этом обустройство территории, на которой будет располагаться объект, не входит в его компетенцию, и у заказчика возникает целый спектр проблем по благоустройству территории, прилегающей к зданию, связанных с поиском исполнителя данных работ, поскольку и детский сад, и школа, и любой иной объект сдаётся в эксплуатацию комплексно, со всей обустроенной территорией. Таким образом, заказчик осуществляет не одну, а две процедуры закупки, с целью сдачи в эксплуатацию одного объекта закупки», – поясняют авторы.
Говоря о возможности обойтись без 44-ФЗ при закупках услуг по охране, они ссылаются на необходимость «обеспечения антитеррористической безопасности и заключения контракта в максимально сжатые сроки с исполнителями со сложившимся и подтвержденным опытом в данной сфере, имеющими квалифицированные кадры».
«В настоящее время осуществить закупку услуг по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей для государственных и муниципальных нужд возможно в соответствии Федеральным законом о контрактной системе конкурентным способом или у единственного исполнителя, но на ограниченную сумму закупки. Следует отметить, что сложившаяся в Республике Крым практика конкурентных закупок услуг охраны показала, что заказчики субъекта сталкиваются с большим количеством организаций, заявляющих заведомо заниженную цену контракта, и, как следствие, в дальнейшем предоставляющих не квалифицированные кадры для исполнения поставленных задач по охране жизни и здоровья людей», – подчеркивает группа депутатов.
Как можно заметить, в этом абзаце речь почему-то вновь идет только о Крыме. И это еще одна загадка, либо недоработка, которую разработчикам, в числе которых депутат от Севастополя, предстоит исправить.
Когда состоится рассмотрение законопроекта, пока неизвестно. Будет ли он поддержан полностью, мы узнаем позже.
Ольга Смирнова
Обсуждение (2)
Интересно, если ФЗ-44 это тяжкое бремя, то зачем он вообще нужен?
Может попробуем как все, а то как ни закупка, так посадка)))