пн, 21/03/2022 - 19:20

Санкции Запада добавили головной боли крымским морякам

Российским коллегам по цеху тоже придётся привыкать к новым сложностям.

Крымским морякам не привыкать к иностранным санкциям: последние восемь лет Украина постоянно вставляла им палки в колёса, многократно усложнив возможность трудоустройства в иностранные судовые компании. Однако на фоне второй волны санкций предыдущие трудности кажутся цветочками. Теперь некоторые российские моряки, в том числе и крымчане, рискуют остаться без зарплат, да и домой могут вернуться позже, чем планировали. Можно ли сегодня как-то защитить права работников гражданского флота, выяснял ForPost.

По национальному признаку

Политическая обстановка первый раз ударила по крымчанам-морякам после Русской весны. Тогда Украина сделала всё для того, чтобы выданные на территории Крыма документы, в том числе для работы в море, не котировались в международных компаниях. Несмотря на то, что многие документы, которые готовят в ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря», отвечают всем международным требованиям, большинство крымских и севастопольских моряков, стремившихся заработать больше на иностранных судах, были вынуждены искать обходные пути, оформляя все «бумажки» или в соседних регионах, или в соседних странах.

Нынешние ограничения, вводимые Западом против России, затрагивают уже не только моряков из Крыма и Севастополя. Хотя официально ни одна международная морская организация прямо не заявила о запрете на сотрудничество с россиянами, отдельные судоходные компании и даже капитаны сработали на опережение.

Даже в многомесячной изоляции от остального мира находится место спорам о том, чей Крым.

Как рассказали ForPost некоторые представители отрасли, за последний месяц были случаи, когда российских моряков списывали на берег во время рейса из-за конфликтов, возникавших среди членов многонациональных экипажей. К счастью, пока это ситуации из ряда вон: в открытом море принято быстро гасить любые стычки между работниками.

«Экипажи смешанные: у меня старпом из Луганска, помощник из Мариуполя, с нами работают ребята с Филиппин. Если и начинаем выяснять, «чей Крым», то только на берегу. И то, если выпьем», — рассказал ForPost симферополец Александр, который ходит в рейсы на испанском танкере.

Очевидно, похожие ситуации, несмотря на их редкость, всё-таки доходят до ведома регулирующих организаций профессионального сообщества. Недаром Международная морская организация (IMO) недавно выступила с официальным осуждением любых форм преследования моряков из-за их национальности. Об этом сообщил на своём сайте Российский профсоюз моряков.

Ничего личного, просто бизнес

Некоторые судовладельцы, стремясь избежать неизбежного, всё же проявляют инициативу и отказывают россиянам в найме. Об этом ForPost рассказали в одном из севастопольских крюинговых (трудоустраивающих моряков — Прим.) агентств.

«Были уже случаи, когда [судоходные] компании отказались сотрудничать с моряками из России. Мол, мы ничего не имеем против вас, но такова политика компании: не брать на работу россиян. Но это происходит не массово. Мы сейчас ищем для этих людей другие варианты трудоустройства», — объяснил представитель агентства.

При этом практика импортозамещения, на которую возлагают надежды в других сферах, отечественный «морской цех» полностью не спасёт.

«Гражданский флот в России не настолько большой, чтобы обеспечить всех вакансиями. Если отказ (международных компаний — Прим.) от услуг российских моряков станет повсеместным, нам будет просто негде работать. Спрос на рынке превысит предложение», — поделился с ForPost неутешительными прогнозами севастополец Сергей, работающий помощником капитана на исландском сухогрузе.

Выход есть

Впрочем, даже работающие на иностранных судах российские моряки уже ощутили на себе эффект последних ограничений: многие сегодня просто не могут получить зарплату (которая в основном начисляется в долларах) или перевести родным заработанные деньги. Об этом корреспонденту ForPost рассказали сразу несколько представителей профессии.

Правда, официальные жалобы в севастопольское отделение Российского профсоюза моряков пока никто не подавал. В любом случае, выход из положения есть, заверил ForPost председатель ППООМ Севастополя РПСМ Артём Боев.

«В такой ситуации обычно предлагается направить зарплату на счёт в другом банке, не находящемся под санкциями, или получить наличными, — пояснил он. — При получении зарплаты наличными мы рекомендуем при пересечении границы декларировать всю перевозимую сумму денежных средств, если эта сумма выше эквивалента 10 тысяч долларов США, и обязательно проходить через «красный коридор» таможенного контроля».

Пелагея Попова

Фото: pixabay.com

Читайте также: