Высокоскоростную железнодорожную магистраль до Адлера в перспективе можно дотянуть до Донецка и Луганска. Об этом заявил президент Владимир Путин, подчеркнув, что реализация проекта улучшит связанность страны. В чем заключаются особенности строительства подобных магистралей и какие задачи российским строителям предстоит решать в первую очередь?
На этой неделе президент России Владимир Путин заявил о перспективах строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) до Адлера, а в дальнейшем в сторону Донецка и Луганска. Заявление было сделано в ходе торжественной церемонии запуска движения по МЦД-3, в которой также участвовали мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и глава РЖД Олег Белозеров.
«Если от Москвы до Адлера «протащить» – это будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто ездит отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И, вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю. Минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии», – сказал президент.
По словам главы государства, «нужно двигаться и в Нижний, нужно двигаться в Воронеж, из Нижнего – в Казань, из Казани – в Уральский регион». «Это существенным образом не только снизит время передвижения людей от одной крупной агломерации к другой, это существенным образом улучшит связанность страны, подтолкнет развитие таких, казалось бы, далеких от транспорта сфер, как образование, наука.
"Когда люди смогут передвигаться легко в течение получаса-часа от одной крупной агломерации к другой, то расстояние будет измеряться не километрами, а минутами и часами передвижения", – сказал президент. Резюмируя дальнейшие планы по развитию ВСМ, Путин констатировал, что таким образом возможности использования транспорта улучшатся для 80% граждан страны как в плане качества, так и по времени передвижения. В конце 2021 года Путин на большой пресс-конференции заявлял, что тема ВСМ все еще «требует экспертного изучения». «Если будет заходить ВСМ, авиация на этом плече, Москва – Санкт-Петербург, перестанет существовать», – говорил Путин.
Проекты высокоскоростного железнодорожного движения в России обсуждаются многие годы, но ни одной ВСМ пока не построено. План строительства ВСМ был согласован в начале августа 2021 года. Но осенью газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщала, что реализация проекта может быть сдвинута или вовсе отменена.
Первым реализованным проектом такого рода должна стать магистраль между Москвой и Петербургом. Проработать параметры этого проекта правительство поручило в июле этого года Минтрансу совместно с Минэкономразвития, ОАО «РЖД», АО «Группа «Синара» и ПАО «Сбербанк». И вот теперь, похоже, есть первые результаты. «Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно… Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации», сказал президент.
В экспертной среде считают, что и проект создания ВСМ вплоть до Донбасса нужно также реализовывать. «Строительство сети ВСМ имеет смысл, только если линии протянутся на промышленный Средний Урал и на густонаселенный Русский Юг, и будет принята установка на создание опорного транспортного треугольника всей европейской части (Москва – Петербург, Екатеринбург, Адлер). Тогда такая сеть станет глобальным катализатором активности и сыграет примерно такую же экономическую роль, как в Китае», – пишет в своем Telegram-канале эксперт по вопросам развития железных дорог Сергей Сигачев.
Также планы по ВСМ могут сильно поменяться в зависимости от итогов завершения спецоперации и противостояния на Украине в целом.
По мнению экономиста Ивана Лизана, строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Донбасса будет имиджевым проектом страны и свяжет железной дорогой новые регионы России. Эксперт отмечает также, что успех проекта напрямую будет зависеть от хода СВО. «Если посмотреть на схему украинских железных дорог, то без взятия Харькова нормального железнодорожного сообщения (с новыми регионами) не будет», – пояснил Лизан.
Идея прямого железнодорожного сообщения между Киевом и Москвой обсуждалась до Евромайдана в 2014 году. Еще во время подготовки к проведению чемпионата Европы по футболу в 2012 году железнодорожные перевозчики России, Украины, Белоруссии и Польши подписали меморандум о взаимодействии в организации транспортного обеспечения Euro-2012. Тогда же правительства России и Украины были готовы подписать соглашение по быстрым перевозкам. Но госпереворот в Киеве и свержение президента Украины Виктора Януковича помешали этим планам.
Кроме того, Лизан отмечает важность реализации проектов по строительству железных дорог в новых регионах. В частности, на восстановление железнодорожного перегона между Луганской народной республикой (ЛНР) и Ростовской областью потребуется около 75 млрд рублей. По его словам, старым регионам нужна прямая связь с Донецкой народной республикой (ДНР), которая сейчас возможна только через Таганрог с дополнительной пересадкой. Рядом расположена так называемая успенская ветка. С 2017 года осуществляется движение межобластного пассажирского поезда по маршруту Ясиноватая – Иловайск – Успенская.
Обсуждение (1)
На смену майским пришли августовские?