В Севастополе владельцы дачных участков о газе мечтают. Особенно это касается жителей Северной стороны. В 2016 году дачники из садовых товариществ «Полюшко» и «Полюшко-2» решили провести себе жёлтую трубу собственными силами. Собрали деньги и заключили 8 августа договор с монополистом — ПАО «Севастопольгаз» на технологическое присоединение к сети газораспределения.
По условиям договора собственники участков были обязаны своевременно заплатить 2 млн 967 тысяч рублей (ТСН «Полюшко» — 2,04 млн, ТСН «Полюшко-2» — 918 тысяч), а ПАО «Севастопольгаз» — обязано за полтора года с момента подписания договора подключить людей к газу.
Уши олигарха Фирташа
Прежде чем рассказать этот увлекательный сюжет борьбы севастопольцев за голубое топливо, напомним краткую историю компании ПАО «Севастопольгаз».
Важно понимать, что ПАО «Севастопольгаз» — это в основном частная фирма. На момент воссоединения Севастополя с Россией компания контролировалась украинским олигархом Дмитрием Фирташем. С 2012 года Фирташ владел 46,1% акций предприятия через ЧАО «Газтек» (украинская фирма, которая принадлежит группе кипрских офшоров) и компанию «Матерон Лимитед» (также зарегистрирована на Кипре).
Ещё 25% + 1 акция принадлежали НАК «Нефтегаз Украины». Именно этот пакет акций при переходе в российское правовое поле был передан в собственность правительства Севастополя. Исполнительная власть Севастополя до сих пор остаётся владельцем четверти акций предприятия, правда, уже в лице департамента по имущественным и земельным отношениям (ДИЗО).
В 2015 году тогдашний губернатор Севастополя вице-адмирал Сергей Меняйло требовал от украинских собственников полной передачи ПАО «Севастопольгаз» в собственность города, но этот процесс завершён не был.
В настоящий момент ПАО «Севастопольгаз», судя по системам раскрытия информации, на 25% принадлежит Севастополю, а на 75% — незаявленным учредителям.
А кто будет работать?
Как рассказал ForPost председатель ТСН «Полюшко» Василий Минин, после подписания договора в августе 2016 года ПАО «Севастопольгаз» за два года даже не приступило к строительству газопровода.
Зато в марте 2017 года стороны подписали дополнительное соглашение, по которому стоимость работ по газификации выросла до 3 млн 541 тысячи. А в марте 2018 года — второе дополнительное соглашение, по которому сроки завершения газификации перенесли на конец декабря 2018 года.
И в 2019 году стороны подписали третье дополнительное соглашение (есть в редакции ForPost). По нему ПАО «Севастопольгаз» увеличило цену за подключение до 6 млн 495 тысяч рублей. Правда, подписывая допсоглашение, дачники приложили к нему протокол разногласий, где сказали, что они согласны с новыми сроками газификации — до конца 2019 года, но не согласны с увеличением цены почти в два раза. И вот этот протокол разногласий, который является неотъемлемой частью договора, стороной ПАО «Севастопольгаз» подписан не был.
200 метров наследия
По словам Василия Минина, прокладывать газопровод субподрядчик ПАО «Севастопольгаз» фирма «Эдельвейс» начал в октябре 2018 года, но в срок работы не выполнил.
«Нам стали рассказывать, что в проекте, который ранее согласовывался, есть ошибка. Нужно доделать 200 метров трубы, которые ранее не учли. Преподносилось это всё как наша ошибка, а не просчёт исполнителя. Но если они неправильно сделали расчёты, то это целиком их ответственность», — считает Василий Минин.
Советник гендиректора ПАО «Севастопольгаз» Юрий Хвостенко в беседе с ForPost признал ошибку и даже взял вину за просчёт в проекте на предприятие. Он объяснил возникшую потребность в строительстве дополнительных 200 метров газопровода сложным украинским наследием.
«С юридической стороны наша вина в этом есть. Но есть и моральная сторона. Когда мы приступили к строительству, по факту оказалось, что точка присоединения находится на 200 метров дальше, чем мы предполагали <...> по картам. Протяжённость трубы увеличилась, стоимость работ увеличилась», — говорит Юрий Хвостенко.
Деньги, деньги, деньги…
Садоводы считают, что ПАО «Севастопольгаз» намерено затягивало выполнение работ с целью получения большей прибыли, всякий раз заключая новые допсоглашения на более выгодных условиях.
Однако представитель фирмы Юрий Хвостенко опроверг эту версию. Он рассказал ForPost, что «Севастопольгаз» самостоятельно никак не влияет на цену технологического присоединения.
«Мы не придумываем цену. Нам её устанавливает государство. В частности, тарифный регулятор — департамент городского хозяйства и его отдел», — сказал Юрий Хвостенко.
По его словам, тариф каждый год может быть разным, и он складывается из многих показателей. Если в 2016-2017 годах тариф устанавливался из расчёта потребления природного газа, то с 2018 года тариф стал применяться по-иному, говорит Юрий Хвостенко, поэтому для «Полюшко» и «Полюшко-2» увеличилась стоимость работ.
В свою очередь, председатель ТСН «Полюшко» Василий Минин объяснил ForPost, что схема работает совсем по-другому. Он утверждает, что именно ПАО «Севастопольгаз» формирует цену на технологическое присоединение.
«Они [ПАО „Севастопольгаз”] суммируют свои расходы, выводят среднее арифметическое. Идут в управление по тарифам правительства Севастополя, утверждают в нём свои расчёты. А потом идут в ФАС и утверждают там. Но первичную документацию по цене формирует ПАО. А это структура коммерческая», — говорит Минин.
Разная арифметика
Василий Минин предполагает, что ПАО «Севастопольгаз» завышал цены контракта. Так, например, независимая экспертиза «Севастопольской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» показала, что по состоянию на май 2019 года стоимость фактически выполненных работ ПАО «Севастопольгаз» по газификации составила 2 млн 23 тысячи рублей.
При этом по договору, говорил Минин, от дачников за эти работы просили 3,5 млн.
«Но более того. За эти же работы в 2019 году от нас начали уже просить 6,5 млн. И утверждали, что цену снизить невозможно. Но, как мне известно, историей заинтересовались правоохранители. И сразу, в 2020 году нам предложили технологическое присоединение уже за 3,9 млн», — рассказал Василий Минин.
Советник гендиректора ПАО «Севастопольгаз» Юрий Хвостенко в очередной раз назвал информацию о завышенных ценах неправдой. Также он отметил, что в экспертизе, на которой настаивают дачники, не учтены все расходы, поэтому её нельзя считать состоятельной.
«В настоящий момент тариф для присоединения физического лица (до ста метров) — 68 тысяч рублей. Количество абонентов „Полюшко” около 200 человек. Если умножить количество на эту сумму, то получим реальную стоимость работ по присоединению. Причём 68 тысяч — это сумма, которая не окупается. И не мы придумали правила этой игры», — объяснил Юрий Хвостенко.
В июле 2019 года ещё три садовых товарищества на Северной стороне — «Таврия», «Прибрежное» и «Южный» заявили о желании присоединиться к газопроводу, который уже был построен на средства «Полюшко» и «Полюшко-2». Тогда председатель «Полюшко-2» Нина Коржова предложила ПАО «Севастопольгаз», чтобы недостающие 200 метров оплатили новые участники этой истории.
Встать, суд идёт
Но садоводы из ТСН «Полюшко» и «Полюшко-2» устали ждать обещанный газ и в одностороннем порядке расторгли договор с ПАО «Севастопольгаз», пойдя против них в суд. Дачники требовали передать им на баланс часть построенной газовой трубы, а также — взыскать с ПАО «Севастопольгаз» денежные средства за невыполненные работы и набежавшие проценты за пользование их денежными средствами. В общей сложности они просили через суд более 885 тысяч рублей.
«ПАО „Севастопольгаз” выполнило часть работ, нет вопросов, мы их принимаем, но само техприсоединение не выполнил. А техприсоединение — это врезка в трубопровод высокого давления. Врезку они не осуществили», — рассказал ForPost Василий Минин.
В свою очередь Юрий Хвостенко сообщил ForPost, что ПАО «Севастопольгаз» не считает договор расторгнутым. Кроме того, он объяснил, что, с его точки зрения, садоводы не выполнили свои обязательства, чтобы технологическое присоединение было возможным.
«Технологическое присоединение регламентируется не только договором, но и постановлением правительства № 1314. Там сказано, что у заявителя есть обязанность — разработать и построить внутреннюю газовую сеть, к которой мы будет присоединяться. „Полюшко” и „Полюшко-2” эти сети не создали, а значит, они не выполнили свои обязательства», — рассказал Юрий Хвостенко.
По словам представителя ПАО «Севастопольгаз», на момент выхода публикации организация полностью достроила газопровод для подключения садоводов к газу. Более того, недостающие 200 метров трубы ПАО построило за свой счёт.
Мирный договор
Не дожидаясь окончания судебного разбирательства, садоводы и ПАО «Севастопольгаз» начали обсуждать мировое соглашение. И по информации ForPost, 19 марта 2021 года оно было подписано.
В результате садоводы отказались от своих судебных претензий — и расторгнутый договор теперь снова считается действительным. Суд обязал ПАО «Севастопольгаз» в трёхмесячный срок завершить все работы по технологическому присоединению ТСН «Полюшко» и «Полюшко-2», а те, со своей стороны, обязаны доплатить за работы. Общая стоимость технологического присоединения утверждена судом на уровне 3 млн 992 тысяч рублей и пересмотру не подлежит.
Дело за малым — выполнить условия мирового соглашения.
Добавим, что нерешение проблемы газификации Севастополя влечёт за собой другие проблемы социального характера.
Сергей Абрамов
Фото читателей
Обсуждение (7)
Дурдом, конечно, с этим севастопольгазом. Вот только мне не понять почему и зачем подключают СТ к газу, теплицы отапливать? Куча прилегающих сёл ещё не газифицированы, где люди живут на постоянной основе. Для СТ Полюшко, конечно, газ важнее. Там же море рядом, можно по дачной амнистии домик построить в несколько этажей, туристов принимать. В этой стране порядка не будет.
Потому, что они платят из своего кармана, а не бюджетного.
Газоснабжение города должно быть в руках госпредприятия, а не контролироваться украинским алигархом, т.к. это стратигически важный объект. Я думаю работа в этом направлении ведутся и не за горами, когда Севастопольгаз полностью перейдёт под контроль государства.
Сложно сказать однозначно, что лучше ПАО или Государственное предприятие.
Ничегошеньки не меняется в этой конторе, сочувствую людям. 4 года назад наш новострой подключали к газу и все было по такой же методичке.
Присылались допы, в которых сумма договора увеличивалась на 1~2 млн. То длина газопровода вырастет, то ШРП надо за наш счёт новый сделать. Не хотите платить больше - делать ничего не будут. А тут и срок действия ТУ подходит к концу и можно начинать все сначала.
Три ТСН заключили договор два года назад(в 2019), полтора года назад (в 2019) перечисли всю сумму, в декабре 2020 должны были быть с газом но, с***, п********* и м****** свои обязательства не выполнили.
А правительство и полиция не видят проблемы и мошеничества
Обратите внимание на постоянное авансирование гражданами работ ПАО "Севастопольгаз". Договор на технологическое присоединение не подписывают и в график выполнения работ не включают, пока не принесешь деньги. А потом тихо ждешь месяцы.
И не надо никаких кредитов в банке брать на развитие производства!
ПАО - монополист, а ГУПС " Севастопольгаз" только ширма для прикрытия этого монополизма, там руководят люди, засланные ПАО. Реально ГУПС ничего не может и не делает.