чт, 07/03/2019 - 08:01

«Подпольные» бабушки Севастополя конкурируют с турецким «олл-инклюзивом»

С теневым туризмом в Крыму придётся смириться, считает эксперт.

Государственные вложения в инфраструктуру Крыма и Севастополя сегодня откладываются в основном в карманах теневого бизнеса, но с этим приходится мириться, пока не подняты до среднероссийских реальные доходы простых крымчан и севастопольцев. К такому выводу приходит публицист и аналитик Николай Проценко в материале о пятилетних итогах возвращения Крыма в состав России.

Крымский мост, новый аэропорт и трасса «Таврида» — и это только самые крупные из проектов — быстро восстановили и даже заметно увеличили поток туристов на полуострове, на непродолжительное время снизившийся из-за резкого уменьшения отдыхающих с Украины после возвращения регионов в состав России. В 2013 году Крым посетили 5,9 млн человек, а в 2018 — уже 6,8 млн — такую официальную статистику приводит Николай Проценко.

«Но если не сводить задачи развития туризма к регулярному перевыполнению „плана по валу” (в том смысле, что турпоток должен год от года расти), то приходится признать, что крымский туризм, как и прежде, представляет собой довольно стихийный, если не сказать дикий, рынок», — пишет он.

Аналитик приводит данные минкуротов Крыма (а в этом вопросе его статистика сходна с севастопольской): «по-чёрному» на полуострове работает не менее половины гостиничного сектора — главного источника туристической прибыли, а до 80% туристов живут именно в частном секторе.

Читайте по теме: Запрет хостелов: в Крыму оценили заботу о жильцах многоквартирных домов

Усиливает этот эффект «недовложений» в бюджет то, что смежные отрасли — общепит и транспорт — также не отличаются прозрачностью, отмечает эксперт.

При этом если на сочинских и краснодарских курортах, где тоже велик теневой сектор, имеется серьёзная альтернатива в виде российских и международных отельных сетей, то единичные высококлассные отели в Крыму Николай Проценко называет «бутиковыми» очагами на фоне организованной самодеятельности теневых предложений.

«Стоит ли нашим курортам пытаться конкурировать в этой нише с той же Турцией, если пресловутые бабушки из частного сектора и так поддерживают приличный турпоток?» — задаётся ироничным вопросом публицист.

Бороться с этим административным путём не получится, считает он: попытавшимся «закрутить гайки» властям быстро напомнят о низких зарплатах в регионах. По данным РИА «Рейтинг», Симферополь по этому показателю в 2018 году оказался на 80-м месте в списке 100 крупнейших городов России, а Севастополь — на 99-м.

«Иными словами, туризм под „чёрным” или в лучшем случае „серым” флагом для многих крымчан оказывается просто самой естественной формой самозанятости. Но в таком случае нужно, видимо, смириться с тем, что туризм делает очень скромный вклад в крымский бюджет», — заключает публицист.

Читайте также: