Пока в Севастополе суд безуспешно убеждает чиновников пойти на мировую с благотворительным фондом «35-я береговая батарея», дело Матросского бульвара живет… в Подмосковье. Телеканал НТС снял, как скульптор Виктор Королёв изготавливает из мрамора копии величественных красавцев-львов, созданных 175 лет назад итальянским скульптором Фернандо Пеличчио. Младшие братья стражей Графской пристани расположатся у южного входа восстановленного бульвара.
Виктор Королёв использует специальную копировальную установку – пунктир-машинку. Скульптор ставит точку на гриве модели, а потом переносит установку на мраморную глыбу, которая только начинает приобретать знакомые каждому севастопольцу очертания. И высверливает точку в камне.
«Переходишь к следующей. И так – точка за точкой. Немножко напоминает, как в детстве мы по клеточкам картинки перерисовывали. Здесь все то же самое, только в пространстве нужно эту точку найти с помощью пунктир-машинки. И так постепенно доберемся до хвоста», – говорит Виктор Королёв.
Таких точек нужно сделать миллион, если не больше. А потом еще раз пройтись по всей фигуре, чтобы довести каждую деталь до совершенства.
Задача - максимально реалистично повторить не только до мелочей выверенную анатомию зверей, но и их характеры, особенности личности, и дух Италии 19-го века. Для скульптора это настоящий профессиональный вызов.
«Очень здорово он все это знал. Такое ощущение, что он просто в львином прайде жил, зная оттенки характера каждого из львов, – подчеркивает скульптор. – Этот – молодой лев. У него такие смешанные эмоции: то ли ему убежать, то ли броситься на смотрящего на него человека. Поза сама такая – лапы расставлены, что он может и в ту, и в другую сторону: или броситься на тебя, или убежать. Тот совершенно другой. Он такой уже поживший, повидавший на своем веку зверюга, который, в общем, встречает тебя и уверен в своих силах абсолютно. Он рычит, скорее, предупреждая, что дальше не надо».
К сожалению, здоровье обоих мраморных львов оставляет желать лучшего. Сказывается почтительный возраст – в прошлом году им исполнилось 175 лет – и военные действия.
«У этого льва было больше утрат. Он просто так здорово пострадал, пережив две обороны Севастополя. У него часть крупа оторвана. Хвост какой-то человек делал, и он его прилепил абсолютно неправильно. Пришлось это дорабатывать. И пулевые ранения на этом бедре. И вырван был вот этот кусок и просто долеплен цементом. К реставрации нужно призывать специалистов, которые бы всё это поправили», – говорит Виктор Королёв.
Впрочем, ежедневное, не слишком почтительное внимание тысяч туристов и местных жителей может оказаться разрушительнее пуль. Мраморные носы стираются, а зубы – выпадают:
«Довольно крупные тётеньки влезают на этих бедных лёвушек. Почему-то они воспринимаются как игрушка. Кстати говоря, в Воронцовском дворце в Алупке они ограждены и неприкасаемые».
Новых львов защитят от агрессивной внешней среды – выхлопных газов и углекислоты, которая неминуемо покрывает статуи.
«Мрамор разрушается. Он превращается в мел. Белый мел. И осыпается. Поэтому нужно делать специальное покрытие – оно называется «гидрофобизация» на основе латекса. Обязательно нужно обрабатывать», – считает маэстро.
Скульптор внимательно следит за тем, как севастопольцы защищали Матросский бульвар от чиновников, и за судебными разбирательствами:
«Мне приходят сообщения о том, что происходит в Севастополе. О том, как чиновники с крыш на вас там смотрят, наблюдают. Мы все это смотрим, переживаем, и думаем, что справедливость восторжествует в конце концов», - говорит он.
Чуть больше месяца понадобилось, чтобы у двух трёхтонных глыб мрамора начали проступать львиные морды. Скорее всего, на работы уйдет еще около трёх месяцев.
«Это, конечно, подарок судьбы. Я просто Бога не устаю благодарить за то, что я вношу некоторую лепту в эту большую историю и Матросского бульвара, и Севастополя вообще», – резюмирует Виктор Королёв.
Фото: Дмитрий Фомин
Обсуждение (6)
Молодец! Спасибо!
Да, проблемы сохранности мрамора у нас - трудное дело. Климат, бомбёжка, мемуарёжка ... Ну , и в рученках зуд непомерно творческий.
Доводилось видеть архивные немецкие фотки. Солдаты фотались на фоне дворца в Алупке. Львы там были также в ограждении. А на ограждении доскональная надпись аж на на их евромове . То есть "Не лапать , ребята ! Ferboten ! " Такие были чистюли.
Дичь какая-то... ловременный лазерный 3Д сканер + ЧПУ станок по камню резанет такого льва за 2 дня... каменый век какой-то...
https://youtu.be/4S3YQfumvTg
to FlyFish:
Тут наверное, как у ювелиров, можно быстренько забацать 3-D модель, размножить изделие на принтере, а потом отлить тысячу форм. Но как-то души в таких изделиях не будет.
А можно делать все руками от прокатки листа, до резки и гравировки каждого миллиметра. И такая ручная авторская работа будет намного ценнее. Как-то так наверное.
Изготовление копий - ремесло отличное от работы скульптора. Скульптор создаёт свои авторские произведения в одном экземпляре и в этом их ценность.
Например, копия памятника адмиралу Сенявину ничем не отличается от оригинала установленного автором ( М.В.Переяславцем) в городе Боровске.
На Матросском бульваре нам важно прежде всего значение подвига капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского - как пример для потомков. Насколько нам важны
" анатомия зверей, их характеры, особенности личности, и дух Италии 19-го века." - вопрос риторический.
Надоели новоделы эти. Старые львы хоть и с недостатками, но авторские, с историей, подлинные, а новые только копии, пусть и идеальные - это уже не то.