Украина пригрозила России: если вы «отключите» нашу электроэнергетику, мы «поставим на колени ваш крупнейший экономический фактор». Об этом сообщил американский медиа-холдинг Politico, ссылаясь на слова киевского режима, 11 ноября.
Министр энергетики Украины Герман Галущенко — кстати, уроженец Львова — объявил о готовности ударить по нефтегазовой инфраструктуре РФ, если она «усилит свои атаки на украинскую энергосистему» этой зимой. По его словам, Москва якобы регулярно «кибератаковала электросети Украины».
Так Галущенко подтвердил угрозу Владимира Зеленского: ранее украинский президент заявил, что Киев продолжит многочисленные попытки ударов по объектам России, в том числе ответные, если энергосистема Украины выйдет из строя.
Будет «справедливо», если целью Киева станет нефтегазовая система РФ, отметил глава минэнерго, добавив, что не обсуждал с официальными лицами правительства США возможные цели в России.
Минобороны РФ отмечало, что в ходе СВО на Украине удары наносятся «высокоточным оружием» по «военной и террористической инфраструктуре киевского режима». Планирование атак ведётся на основе «тщательно проверенной и подтверждённой по нескольким каналам» информации, заведомо исключая поражение гражданских объектов с мирным населением, подчёркивало ведомство.
«Российская армия воюет против украинской, а Киев воюет с мирными гражданами России», — обращал внимание политолог Сергей Маркин.
Насколько серьёзны слова Галущенко и что за ними стоит, узнавал ForPost.
Сил не хватит
Если обратить внимание на оговорку министра энергетики Украины Германа Галущенко в интервью Politico о том, что он не обсуждал с властями США возможные цели в России, можно сделать вывод: между Киевом и Вашингтоном, вероятно, есть некие консультации военного характера и содержания. Такое мнение высказала политолог-международник Анастасия Симонова.
И слова Германа Галущенко, конечно, не стоит сбрасывать со счетов хотя бы потому, что их произнесло официальное должностное лицо, считает она.
«Но воспринимать эти слова как окончательное решение украинских властей было бы неверно. Ведь, как пояснил сам господин Галущенко, он — не военнослужащий. Он может выносить на обсуждение в высших политических кругах Украины свои инициативы, но не единолично их утверждать», — добавила собеседница ForPost.
Киев постоянно получает от стран НАТО вооружение и оборудование для ударов с воздуха, нельзя сказать, что оно — последних моделей и разработок, но далеко не самое плохое и захудалое, сказала Анастасия Симонова, отвечая на вопрос о возможностях Киева ударить по энергообъектам России.
«Также на Украине с помощью стран НАТО активно модифицируется советское оружие, учитывая современные военные реалии. Несмотря на большие объёмы помощи в вооружении Украины странами НАТО, на сегодня Киеву всё-таки вряд ли хватит сил на массированные атаки на крупные российские энергетические объекты», — подытожила она.
Читайте также: Какими ракетами ВСУ целятся по Севастополю и как их сбить? – анализ инженера-ракетостроителя
Политический детектив
Заявления украинского министра энергетики, сделанные им в Вашингтоне, иллюстрируют несколько политических процессов, считает политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Прежде всего, речь идёт о перехвате США управления Киевом — ориентированных на Великобританию политиков отодвигают от властных рычагов. По сути, Вашингтон стремится централизовать руководство проектом «Украина», что неизбежно в условиях сокращения возможностей финансирования.
«Отсюда и обострение межэлитных конфликтов на Украине, и клятвы в верности США со стороны части высокопоставленных чиновников хунты. Первым стал главком ВСУ Валерий Залужный, который со страниц журнала Economist предложил американцам модель оптимизации расходов: переход к позиционной войне позволит хунте продержаться подольше и избежать затрат на поставку дорогостоящей западной наступательной техники — танков и бронемашин. Спустя пару недель примеру Залужного последовал Галущенко. Он тоже «присягнул на верность» Вашингтону и тоже предложил проект, который органично вписывается в канву американской политики в Европе», — пояснил собеседник ForPost.
Он напомнил: одно из ключевых направлений этой политики — энергетическое закабаление стран Евросоюза.
«США стремятся ослабить и Европу, и Россию. В этом смысле энергетический фронт для них не менее важен, чем Донецкий и Запорожский. А Галущенко хочет сохранить за собой позицию руководителя «украинского участка» в этой большой энергетической войне», — уточнил Вадим Сипров.
И добавил, что в конце октября глава украинского «Нафтогаза» Алексей Чернышов заявил, что договор о транзите российского газа через Украину в ЕС после 2024 года продлеваться не будет.
После того, как американцы взорвали «Северные потоки», Европа лишилась 20% нужного объёма голубого топлива, и сейчас поставлен вопрос ещё о 10%, обратил внимание наш собеседник.
МИД России 9 ноября сообщил о свёртывании работы над проектом заявления председателя Совбеза ООН по расследованию теракта на российских газопроводах из-за неконструктивной позиции США.
«А тут ещё и материал с Галущенко вышел — в нужное время и в нужном месте. Вероятно, в «вашингтонском обкоме» его клятвы в верности приняли и взяли в обновлённую украинскую управленческую команду. Это предположение косвенно подтверждается агрессивной тональностью высказываний Галущенко. Явно на радостях и в холуйском угаре он наговорил на статью УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Да, его призыв к совершению терактов и диверсий на объектах российского нефтегазового комплекса — это только слова. Но они подтверждают террористическую сущность киевской хунты. Какие ещё доказательства этого требуются, если министр энергетики призывает к терактам?» — полагает руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
Он допустил, что недалёкий министр энергетики не понял, почему американцы охотно предоставили журнальные площади для пропаганды международного терроризма.
Судя по всему, речь идёт не об инфраструктуре российского топливно-энергетического комплекса в прифронтовых регионах — их буквально с первых дней СВО киевский режим регулярно атакует и без Галущенко.
«Не исключено, что США попытаются активизировать диверсионную деятельность против нефтегазового сектора в глубине России, вне зоны досягаемости украинских беспилотников. А это новая фаза энергетической войны, её дальнейшая эскалация. Делать это будут «под чужим флагом» — Галущенко уже взял на себя ответственность за предстоящие теракты и диверсии», — предположил политолог.
Вопрос в том, удастся ли США «делегировать» планирование и техническое обеспечение этой диверсионной активности британским спецслужбам, более компетентным в таких делах, считает Вадим Сипров.
Дело в том, что ключевые звенья планирования и техподдержки во вполне понятной схеме давления на российский ТЭК остаются в тени, а риски «замазаться» в подготовке терактов для Вашингтона велики — достаточно вспомнить разоблачение подрыва «Северных потоков», пояснил он.
«Эти риски США и пытаются купировать. Непосредственных исполнителей и тех, кто возьмёт на себя ответственность, в США нашли. Теперь осталось подобрать планировщиков. Британцы на эту роль подходят идеально — «англичанка гадит», валите всё на Лондон. Если это получится, в Вашингтоне в случае чего смогут сказать, что они ни при чём, ведь даже этот украинский полоумный министр энергетики заявил, что про диверсии против российского ТЭК он с американцами не советовался», — заключил собеседник ForPost.
Читайте по теме: О планах США по Украине: нате третьи «минские»?
Алексей Лохвицкий