пн, 14/06/2021 - 13:24

По факту. Как Севастополь отстаивал себя и свой статус

Люди могут забыть и перепутать, документы и свидетельства – неизменны.

Севастополь вернулся в Россию не вдруг и не внезапно. К этому воссоединению севастопольцы шли через весь свой украинский период, а если кто-то захочет доказать, что ничего этого не было, а Русская весна была силовой акцией России, – в музее героической обороны и освобождения Севастополя хранятся достоверные свидетельства предшествующих лет. Их не сотрешь, как файл, и не подправишь, как не всегда верную человеческую память.

В музее, который теперь называется Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, собрана коллекция материалов общественных объединений Севастополя, активно участвовавших в общественно-политической жизни города и Крымского полуострова с 1991 по 2014 годы.  О ней на недавней конференции по актуальным вопросам истории Севастополя и Крыма рассказала научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Инна Островская.

«Большой пласт собранного ранее материала сегодня имеет особую значимость для осмысления событий, связанных с вхождением Севастополя и Крыма в состав России. К тому же есть планы по изданию сборника документов к 10-летию Крымской весны», – отметила она.

Как рассказала Инна Островская, коллекция создавалась не от случая к случаю, а на регулярной основе. Требовалось через предметы отразить всё разнообразие общественной жизни, и перед сотрудниками отдела современной истории Севастополя была установлена ежеквартальная норма сбора.

В собранных материалах ученый выделила несколько групп документов: о борьбе горожан за правовой статус Севастополя; о противодействии учениям НАТО на территории полуострова, об участии в Общероссийском движении поддержки флота, о защите русского языка, истории, культуры и традиций.

Особенно интересен, отмечает Инна Островская,  комплекс документов о борьбе за правовой статус Севастополя.



Источник фото: crimeahistor

«20 января 1991 года впервые в СССР на полуострове проходил общекрымский референдум по вопросу восстановления Крымской АССР. Одновременно в городе по инициативе некоторых депутатов горсовета на голосование был поставлен вопрос о союзно-республиканском статусе Севастополя как главной базы ЧФ. Это был прецедент без продолжения, так как не существовало механизма реализации высказанного на референдуме мнения, к тому же в депутатском корпусе возобладало понимание, что это вопрос сугубо межгосударственного уровня. Но здесь важна была огласка общественного мнения регионального сообщества и то, что референдумы показали высокую степень гражданской и политической активности населения», – подчёркивает ученый.

В фонде музея-заповедника хранится подборка агитационных плакатов о правовом статусе Крыма и Севастополя, бюллетени для голосования, листовки-обращения с призывом голосовать за статус Севастополя как главной базы Черноморского флота.

Читайте по теме: История Крыма: каким был первый крымский референдум в 1991 году

Эту подборку продолжают подписные листы двух последующих опросов горожан, касающиеся статуса города 1994 и 2000 годов. В коллекции имеется опросный лист консультативного референдума 26 июня 1994 года, в котором приняли участие 187 714 человек. «Да» статусу Севастополя как главной базы ЧФ РФ согласно ответили 167 681 человек, против выступили 14 959.

«Результаты опроса были подтверждены на сессии горсовета, однако в сентябре того же года прокурор Севастополя опротестовал решение городского Совета как не соответствующее Конституции Украины», – напоминает Инна Островская.

В подборке о деятельности Российской общины Севастополя (эта авторитетная пророссийская организация Севастополя и Крыма стабильно работала до самой Русской весны) хранится копия письма мэра Москвы Юрия Лужкова от 3 декабря 1996 года, в котором он изложил Российской общине Севастополя свою позицию по статусу города-героя.

Отдельная история – формирование и деятельность в Севастополе блока Анти-НАТО «Севастопольский бастион», созданного как реакция на попытку США и Украины провести с участием Грузии, Болгарии, Турции, Румынии на западном побережье Крыма военные учения «Си Бриз-1997». В блок Анти-НАТО «Севастопольский бастион» вошли 13 севастопольских общественных организаций.



Фото: УНИАН

В результате общественных акций крымчан, севастопольцев, крымских казачьих общин и при моральной поддержке России (звучали заявления государственных органов) учения были перенесены за пределы полуострова в район Одессы.

«В связи с этим в фондах имеются документы о пикетировании мест учений стран блока НАТО, хранятся и листовки-обращения к парламентам Украины, России, Белоруссии, к благотворительным фондам с предложением создать международную организацию Анти-НАТО», – рассказала Инна Островская.

Заметным явлением духовной жизни Севастополя были конкурсы Фонда истории и культуры им. Г. Черкашина, в том числе – форум «Общественное признание» под девизом «Честь имею жить в Севастополе». Материалы о лауреатах форума начала 2000-х годов и печатные издания Фонда также имеются в фондах музея.

 «Введение этих документов в научный оборот позволит всесторонне осветить события общественно-политической и культурной жизни Севастополя в этот период, они будут способствовать пониманию причины народного волеизъявления крымчан и севастопольцев в марте 2014 года», –  говорит ученый.

Доклад историка был посвящен исключительно общественным организациям и не являлся всеобъемлющим обзором всех шагов Севастополя в сторону России. Партии, общественные движения и личные инициативы этих 23-х лет – это тема для множества других исследований. Отдельное место в музейной экспозиции, безусловно, должны занять артефакты и документы, связанные с событиями февраля-марта 2014 года в Крыму и в Севастополе.

Напомним,  директор Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Александр Барков пообещал подготовить к февралю 2022 года выставку, посвященную Русской весне, и объявил сбор экспонатов. Музейная фиксация фактов и книга отзывов, запечатлевшая отношение посетителей к выставке, не позволят в дальнейшем исказить или фальсифицировать ход исторических событий, отметил он.

Саша Ахтемко

Читайте также: