пт, 03/11/2023 - 12:00

Переделка отреставрированного севастопольского музея продолжается

И дело не только в окнах и влаге внутри здания.

Работы, внезапно возобновившиеся на отреставрированном Музее им. М. П. Крошицкого, не ограничиваются только преграждением влаге доступа в здание. Что случилось и почему рабочие долбят стену музея, пытался разобраться ForPost.

О возобновлении работ у исторического здания, некогда принадлежащего севастопольскому купцу Гавалову и чудом устоявшего во время Великой Отечественной войны, мы сообщили вчера. Но тогда усилия рабочих были направлены на окна, решением проектировщиков расположившиеся на уровне земли. Как пояснили рабочие журналистам портала, в здание попадает влага.

Подтвердил это и и. о. замгубернатора Павел Иено. По его словам, проверка показала наличие недочетов, которые и устраняют подрядчики. Однако через несколько часов прогуливающимся по проспекту Нахимова предстала еще более странная картина: окруженный коллегами рабочий разрушал стену здания в том месте, где расположены водосточные трубы.

Его коллеги, к которым я обратилась за разъяснениями, сообщили, что требование пустить трубы поверх стены было выставлено управлением охраны объектов культурного наследия Севастополя (Севнаследие).

«Раньше было именно так, но при СССР трубы спрятали. А теперь нам сказали сделать, как было вначале», – пояснил один из представителей подрядчика.

На вопрос, но почему сейчас, а не раньше, мужчина резонно ответил, что об этом надо спрашивать не строителей.

«А представьте, как нам жалко свою работу!» – добавил он.

Напомним: менее месяца назад, в середине октября, директор департамента культуры Анжела Сумакова сообщила депутатам заксобрания, что все реставрационные работы на здании завершены, и оно полностью готово к возвращению музейной экспозиции. И вот – такой «сюрприз».

От главы Севнаследия Ирины Масликовой удалось узнать, что замечания были предъявлены подрядчику раньше, однако разрешение на «работы по сохранению ОКН» «в рамках устранения» этих замечаний Севнаследием выдано только 2 октября.

«В ноябре 2022 года по результатам обследований, проводимых в процессе реставрационных работ, научным руководителем совместно с авторским надзором принято решение о необходимости демонтажа простенка, который закрывает часть фасада объекта культурного наследия, являющегося предметом охраны объекта, подлежащим обязательному сохранению. Были выполнены необходимые согласования с заказчиком работ и Севнаследием», – сообщила Ирина Масликова.

После демонтажа простенка и «осмотра технического состояния открывшегося участка фасада» будут выполнены работы по реставрации этого участка «в соответствии с технологическими методиками реставрации, разработанными в проектной документации, и замена ливнестока».

После этого глава Севнаследия добавила, что трубы там были «гнилые, давно зашитые и не доступные для обслуживания».

Из этого ответа можно сделать вывод, что в данном случае строители от проекта отступили. Однако пожелавший остаться неназванным источник ForPost считает, что виной многих бед здания именно «косяки» проектировщиков. Сейчас, утверждает он, в здании существенно превышена влажность, что может быть крайне опасно для музейной коллекции.

Напомним: нынешний подрядчик – ООО «Асгард» – завершает начатое ООО «Гуар». Работа первого подрядчика была ознаменована рядом скандалов и завершилась расторжением контракта.

Вместе с восстановлением исторического облика труб, как выяснилось, строителям поручено снять памятную доску, посвященную заслугам предприятия «Севастопольстрой», занимавшегося восстановлением здания после Великой Отечественной войны. Она также нарушает исторический облик здания.

Нужна памятная доска или нет, судить не беремся. Но, предвидя возмущение читателей, добавим, что другой пожелавший остаться в тени источник рассказал журналистам, что после войны здание было восстановлено с огромными недочетами, повлиявшими на его сохранность. Зная, какой огромный пласт работы по восстановлению Севастополя пришлось проделать строителям тех лет, упрекать их было бы, наверное, кощунством. Но и не учитывать этот факт, повлиявший на дальнейшую судьбу дома Гавалова, тоже не стоит.

Ольга Смирнова

Читайте также: