Параллельный обман. Кто и как разоряет россиян на Wildberries
Недобросовестные импортёры прикрылись параллельным импортом, словно фиговым листком.
Эксперты советуют гражданам не приобретать гаджеты и дорогостоящую технику в маркетплейсах — слишком высоки риски контрафакта.
Россияне уже жалуются на купленных котов в мешках. Отдав десятки тысяч, они остались наедине со слепоглухонемой службой поддержки.
Дайте жалобную книгу
Маркетплейсы OZON, Wildberries в июне стали работать с параллельным импортом. Ценник на «санкционку» на 15–20% ниже, чем в обычных магазинах, некоторые товары идут со скидкой в 70% и более.
Так, например, на OZON всего за 14550 рублей можно купить смартфон Samsung S22 — в два раза ниже его обычной стоимости.
Но лишь немногие обратили внимание, что по такой заманчивой цене продаётся контрафакт — у оригинальной модели нет оперативной памяти в 16 Гб.
«Не соответствует заявленным характеристикам. Это подделка», — оставил отзыв разочарованный покупатель.
Служба поддержки маркетплейса отзыв проигнорировала.
Осталась она равнодушна и к обсценному комментарию о смартфоне Samsung Galaxy S9 G960 за 15599 рублей — в красивой упаковке был неработающий «кирпич». Покупатель в сердцах выругался на весь интернет.
Его негативный отзыв — один из тысячи в жалобной книге маркетплейсов, которая толстеет в геометрической прогрессии. Чаще всего сейчас жалуются на восстановленную технику, которую маскируют под оригинал и продают со скидкой.
Читайте по теме: Как разводят в гипермаркетах электроники и как этого избежать
Где покупать без обмана?
Варианты есть, считает специалист по кибербезопасности Сергей Вакулин.
Так, если западная компания продала бизнес, то одежду, машины, компьютеры и смартфоны лучше приобретать у нового владельца.
Кроме того, на сайте производителя можно найти информацию о компаниях, с которыми бренд работал до ухода с российского рынка. Эти импортёры, уверен Вакулин, продолжат завозить качественный товар.
Ещё один вариант — накопить на поездку в Турцию, Казахстан и там купить оригинальный товар.
«Лучше так, чем доверять маркетплейсам. Некоторые считают: куплю китайскую версию смартфона по скидке, перепрошью гаджет, и не будет проблем. Люди не понимают, что перепрошивка — не панацея. Перепрошитые устройства лишаются пакета обновлений официальных производителей. Они небезопасны при эксплуатации», — сказал собеседник ForPost.
Установить подлинность устройства можно только после покупки. Для этого нужно зайти на сайт официального производителя, найти раздел проверки серийных номеров и заполнить соответствующую форму.
Если информации о купленном товаре не окажется, значит, перед вами подделка. Если устройство оригинальное, появится информация, в каких странах он разрешён к продаже.
Подлинность гаджета можно также проверить, позвонив на горячую линию производителя или связавшись с ним по электронной почте.
Читайте по теме: Импортозамещение: глубокая порочность
Когда на кону миллиарды
Маркетплейсы в этом потребительском детективе — либо бесполезный свидетель, либо заинтересованное лицо.
Инцидент с Wildberries — яркое тому подтверждение. 7 июля его разоблачил замдиректора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский. По его данным, люди массово жалуются на контрафактную обувь, БАДы, подгузники и другие товары.
И хотя в пресс-службе компании заявили, что «совместно с Минпромторгом, ФАС и другими ведомствами маркетплейс противодействует появлению контрафакта», кандидат юридических наук, член-корреспондент РАЕН Янис Юкша сомневается, что «пали» станет меньше.
Он принимал участие в расследовании уголовных дел, связанных с продажей подделок. Адвокат видел, как в новый корпус iPhone вставляли старое оборудование либо «железо» из смартфонов, сданных по программе Trade-In. Покупатели до первой поломки не понимали, что стали жертвой потребительского обмана.
По данным Юкши, российский рынок «пали» оценивается в несколько миллиардов рублей.
Такую выручку, считает собеседник ForPost, никто терять не будет, поэтому вряд ли Wildberries даст бой недобросовестным продавцам.
«Если процесс возврата денег потребителям затянулся, государство обязано жёстко вмешиваться в потребительский спор. У нас есть соответствующие органы, которые должны подсказать компаниям, что несмотря на ситуацию на рынке и данные им преференции, они должны соблюдать российские законы и нести ответственность за их нарушение», — напомнил юрист.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин сомневается, что россиянам удастся засудить торговые интернет-площадки.
Он напомнил, что маркетплейс по сути — доска объявлений, которая процветает на деньги разместивших их продавцов. Поэтому у многих «досок» нет служб качества и товароведов.
«Теперь вы понимаете, почему такие доски объявлений не дают никаких гарантий? Они просто посредники между продавцом и покупателем», — сказал ForPost Егармин.
Недобросовестные импортёры понимают, что сейчас закон о защите прав потребителей стал менее эффективным. В борьбе с ними могли бы помочь маркетплейсы, но они молчат, отметил юрист Янис Юкша.
Сейчас минимизировать риски можно только за счёт негативного опыта других покупателей, в ином случае придётся стать героем рубрики «Испытано на себе».
«Когда мы сливаем старую воду из бочки, то видим, сколько грязи и мути на дне. Аналогичные процессы происходят и при перезагрузке рынка. А это значит, что только методом проб и ошибок, а также сбором информации из надёжных источников можно избежать потребительского обмана», — считает Алексей Егармин.
Читайте по теме: Почему россияне стали массово скупать DVD-диски и винил
Роберт Вочовский