Украинские безэкипажные катера (БЭК) вечером 10 декабря атаковали очередной танкер в Чёрном море. Удар был нанесён по судну Dashan, которое шло в направлении Новороссийска, пишет «Газета.Ru» со ссылкой на украинские СМИ.
Нефтяной танкер, который, по одним данным, был под флагом Коморских Островов (архипелаг между Африкой и Мадагаскаром), по другим — под флагом Гамбии (государство-полуанклав в Западной Африке), могли атаковать морские дроны Sea Baby.
По информации военно-аналитического канала «Рыбарь», группа БЭКов ещё ночью выдвинулась со стороны Одесской области и пошла в направлении восточной части Чёрного моря в обход Крымского полуострова.
Судя по прикреплённой к публикации карте, в момент удара судно находилось примерно в 160 км к югу от Феодосии (около 90 морских миль).
«Во время нападения на танкер в воздухе [на] западе ЧМ действовал британский самолёт-разведчик RC-135W. Сразу после атаки самолёт направился в район нахождения танкера», — отмечается в сообщении «Рыбаря».
Украинские СМИ относят атакованное судно к так называемому «теневому флоту» России. Электронные издания и телеканалы публикуют видео поражения судна несколькими дронами с последующим взрывом на борту, отмечая, что «это была совместная операция 13-го Главного управления военной контрразведки СБУ и ВМС Украины».
Арест судна на Украине
Официальных сообщений этих ведомств по поводу атаки 10 декабря не публиковалось, однако в тот же день Служба безопасности Украины сообщала о задержании в одесском порту другого судна, которое якобы относится к «теневому флоту» РФ.
По заявлениям украинской спецслужбы, сухогруз, прибывший в торговый порт Одессы под флагом одной из африканских стран, как минимум 7 раз причаливал в Севастополе и использовался для экспорта агропродукции. В конце января 2021 года судно, название которого не раскрывается, якобы доставило из Крыма в Северную Африку почти 7 тыс. тонн зерна.
Исходя из сообщения СБУ, среди задержанных нет россиян — капитан и ещё 16 членов экипажа являются гражданами нескольких стран Ближнего Востока.
Волна атак на танкеры
Несмотря на то, что после разрыва так называемой «Зерновой сделки», или «Черноморской зерновой инициативы», Россия и Украина прямо заявили, что будут считать любые суда, направляющиеся в порты противника, «потенциальными перевозчиками грузов военного назначения», а значит, и целями, — ситуация в Чёрном море до недавнего времени оставалась относительно спокойной.
Изменилась она в конце осени, когда 28 ноября у берегов Турции произошли громкие атаки на танкеры, шедшие в Новороссийск. Сигналы бедствия подали суда Kairos и Virat, следовавшие под флагом Гамбии в направлении России без груза. 2 декабря турецкое министерство транспорта и инфраструктуры сообщило, что «нападению подвергся» уже российский танкер Midvolga 2, перевозивший подсолнечное масло из России в Грузию.
Таким образом, декабрьский инцидент с судном Dashan стал уже как минимум четвёртым примером атаки на танкер в Чёрном море за последние три недели.
К чему стремится Украина ударами в море
По мнению одного из бывших сотрудников специальных служб, с которым поговорили журналисты ForPost, украинские атаки на торговые суда могут преследовать сразу несколько целей: с одной стороны — это нанесение ущерба экономике в важной отрасли экспорта нефти прямо сейчас, с другой стороны — это один из рычагов давления на фоне непростого переговорного процесса в будущем.
«В условиях переговоров прекращение атак на суда может стать предметом торга — одним из пунктов, за который Украина может просить встречного шага по интересующим уже её вопросам», — говорит собеседник ForPost.
Примерно в таком же ключе высказываются авторы военно-аналитического канала «Рыбарь». Удары по судам, как и налёты на нефтебазы в разных частях России, они рассматривают, прежде всего, как удары по экономике. Военный корреспондент Александр Коц в свою очередь отмечает, что стоимость страхования судов в Чёрном море за последний месяц уже выросла втрое.
По мнению севастопольского политолога, соискателя кафедры политических наук и международных отношений КФУ им. Вернадского Сергея Абрамова, атаки на торговый флот России (под каким бы флагом ни было судно), буровые платформы, НПЗ и терминалы — это воздействие со стороны Украины и её кураторов на всю цепочку российской нефтяной отрасли.
«Это создаёт уязвимость российского транспортного коридора в Каспийско-Черноморском регионе и ставит перед странами, в первую очередь Центральной Азии, проблему стратегического выбора: или торговать в нестабильном российском коридоре, или уходить на Транскаспийский маршрут в обход России», — отмечает собеседник ForPost.
Напомним, что после атаки на объекты морской инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в районе порта Новороссийск 29 ноября министерство энергетики Казахстана активизировало план по перенаправлению экспортных объёмов нефти на альтернативные маршруты.
Андрей Гринев

Так и будет продолжаться, пока Одесса не воссоединится с Россией. Плохо, что одесситы сами восстание не будут поднимать, будут и дальше сидеть по щелям, как тараканы, и ждать когда их освободит русский солдат. Шакалы, одним словом.