ср, 29/08/2018 - 21:00

Никакой зависимости от Украины в Крыму в упор не видят

Заявления из-за Перекопа об инфраструктурной зависимости Крыма от Украины давно опровергло время.

Крым никогда не станет самоокупаемым, так как «зависит» от Украины, - об этом на одном из украинских каналов заявила политолог Олеся Яхно–Белковская, передаёт Рамблер.

По словам украинки, заявления о будущей самоокупаемости Крыма — «блеф», так как полуостров «инфраструктурно» зависит от Украины. Кроме того, напомнила она, Крым находится под санкциями и живёт в условиях дефицита пресной воды. Все перечисленные проблемы делают Крым «серой зоной», в которую никто не станет инвестировать деньги, так что о самоокупаемости «речь не идет», считает Яхно-Белковская.

Напомним, что доступ к пресной воде, которая до 2014 года на 85% обеспечивала потребности Крыма, закрыла Украина – перекрыв Северно–Крымский канал.

Однако в последнее время за решение этой проблемы взялись на самом высоком уровне. До 10 октября по распоряжению премьер–министра Дмитрия Медведев федеральные министерства и крымские власти должны представить свои предложения по выводу полуострова из «водной блокады».

Ещё по теме: Украина предложила продавать Крыму воду в обмен на признание в агрессии

Три–пять лет, и выйдет

Высказывание украинского политолога «несколько запоздало». Если в 2014 году судьба инфраструктуры Крыма без Украины ещё вызывала некоторые опасения, так как регион в энергетическом и экономическом отношении практически всецело зависел от Киева, то за последние четыре года ситуация изменилась кардинально, считает председатель комитета Госсовета Республики Крым по строительству и ЖКХ Леонид Бабашов.

«Я даже не понимаю, на чём основано её высказывание. Если говорить о воде, то Северо-Крымский канал нам перекрыли, железнодорожное сообщение с Украиной давно закрыто. Энергоблокаду мы все пережили. И даже если говорить о трудовом ресурсе, то украинских гастарбайтеров с каждым годом в Крыму всё меньше. Я не вижу никакой зависимости от Украины, ни в каких направлениях», — сказал ForPost парламентарий.

Если говорить об инвестиционном климате региона, то и здесь дела намного лучше, чем представляет Олеся Яхно–Белковская, отметил депутат.

«Инвесторы у нас есть. Регулярно рассматриваются инвестпроекты по разным направлениям. Достаточно напомнить, что аэропорт «Симферополь» — это тоже инвестроект. Если же говорить о состоянии экономики, то повышение цен на топливо - это не сугубо крымская и российская проблема, это общемировая тенденция, об этом даже господин Трамп говорил в одном из своих выступлений. Мы живём не хуже, а даже лучше, чем жили в украинском Крыму», — подчеркнул Бабашов.

То же можно сказать и о санкциях – они действуют не только в Крыму, но в целом в России, и в том числе негативно сказываются на тех странах, которые их вводят, добавил эксперт. А если говорить о сельском хозяйстве Крыма и России, напомнил парламентарий, то санкции привели к результату обратному, чем закладывали те, кто их вводил – они стали импульсом развития отрасли, которая теперь ориентирована на импортозамещение. Теперь этот опыт можно переносить на технологии и производство, считает он.

Проблемы, конечно, остаются, например, с дефицитом воды, но это не делает Крым зависимым от Украины, здесь нельзя проводить параллели, - говорит Бабашов.

«На сегодняшний день мы уже процентов на сорок сами наполняем бюджет. Понятно, что мы сами не потянем «Тавриду», не потянули бы мост. Но когда все крупные проекты, которые требуют крупных финансовых вливаний, буду реализованы, я считаю, в течение 3–5 лет Крым вполне сможет стать самоокупаемым регионом», — убежден парламентарий.

Большой прорыв и слабые места

В результате транспортной и энергетической блокад со стороны Украины Крым оказался в очень сложной ситуации, которая могла на года затормозить развитие региона. Но руководство России вложило колоссальные деньги и усилия в решение этих проблем, и сегодня Крым демонстрирует прорыв в этих сферах, сказала ForPost Александра Швец, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального планирования Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ). 

«Инфраструктурные объекты сегодня создаются на территории Крыма ,и они не украинские. И это делает Крым самодостаточным. А то, что инфраструктурно связывало нас с Украиной — сегодня Украиной и уничтожено: линии электропередачи, Северо–Крымский канал», — напомнила учёный.

Однако до сих пор у Крыма остаются слабые места, с которыми ещё предстоит разобраться, и на это нельзя закрывать глаза, подчеркнула эксперт. Один из них — дефицит воды.

«У нас это звено хромает. И то, что мы сейчас воду используем из артезианских слоёв — это очень опасное дело. Если закончится артезианская вода, сложно нам придётся. Там и различные вторичные процессы подкрепятся — засоления и просто отсутствие чистейшей воды в Крыму. Ведь артезианская вода не очень быстро восстанавливается. Нужны десятилетия, чтобы она восстановилась», — отметила доцент.

Уже сейчас в качестве альтернативы рассматривается вариант переброски воды из Кубани и её притоков, заметила Швец, но если и этот вариант по какой–то причине не подойдёт, найдётся другой. Работа над этим ведётся активно.

Вторая проблема, которую Крыму предстоит решить, чтобы иметь возможность говорить о самодостаточности — работа морских портов: «Сейчас они практически не загруженные. Это делает прибрежную часть Крымского полуострова в этой ситуации уязвимой. Хотя мощности есть. И ещё они устаревают», - отмечает Александра Швец.

Дирекция портов делает ставку на перераспределение грузовых потоков из Новороссийска. Такой вариант вызывает опасение у эксперта, так как впоследствии российские суда, которые зайдут в Крым, могут подвергнуться санкционным гонениям или быть захваченными Украиной. А вот туристические морские проекты под эгидой Минкурортов Крыма, такие как круизы, паромные сообщения внутри Чёрного и Азовского моря, с Турцией, наша собеседника назвала перспективными.

«А  если говорить о сфере транспортной и энергетической — то здесь действительно прорыв. Это и мост, и трасса «Таврида» строящаяся, и аэропорт, и железная дорога», — перечислила Александра Швец.

Власта Пидпалая

Фото: informator.news,

Теги:
Читайте также: