пт, 26/01/2024 - 12:03

Может ли Севастополь обойтись без Чернореченского водохранилища?

И какова роль человеческого фактора в проблемах Севастополя с водой.

Не только погодные факторы стали причиной ЧС с затоплением севастопольских сел и последовавшим отключением воды на всей территории города – уверены участники программы «ForPost–Реактор».

Однако подходить к этой теме, считают они, нужно спокойно и взвешенно. 

Нужна программа

Напомним: на состоявшемся 22 января заседании штаба по ЧС постигшие город неприятности объяснили исключительно стечением природных факторов.



Еще одну версию о причинах изложила в материале ForPost начальник отдела гидрологии и гидрологических прогнозов Гидрометцентра Крыма Наталья Охременко. По ее мнению, в Севастополе в недостаточной мере занимались сбросом лишней воды из Чернореченского водохранилища.

С этой версией тоже согласны не все.

Но есть и другие рукотворные факторы, которые могли повлиять на развитие событий. На один из них обратил внимание ведущий программы «ForPost –Реактор» Сергей Абрамов. Некоторые источники нашего портала, сообщил он, считают одной из причин наводнения искусственное сужение реки Черной в тех местах, где идет сброс воды в море – в частности, в районе Инкермана, где недавно проводились масштабные дорожные работы. 

А вот так выглядело одно из них 19 января.

Усугубило ситуацию, по мнению наших источников, загрязнение труб разнообразным мусором, включая автомобильные покрышки. В итоге выход воды был существенно затруднен, и начался значительный разлив реки.

В том, что погодные условия не соответствовали последствиям, уверены сразу несколько участников программы. При этом рубить с плеча, назначая виновных, уверены они, нельзя.

«Сейчас надо успокоиться и проанализировать – какие факторы стали главными, какие – второстепенными», – считает председатель комитета заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов.

Согласны участники программы и с тем, что главный вопрос на сегодняшний день – какие выводы следует сделать из произошедшего.

«Нам нужна государственная программа, касающаяся ливневок, гидроузлов и всего остального. Без конкретных действий и вложения средств в решение вопросов, которые касаются ливневой канализации, водоотведения, строительства гидроузлов и их обеспечения электроэнергией, мы не сможем эту проблему победить», – подчеркивает Горелов.

О необходимости программы модернизации системы водоснабжения Севастополя говорил 22 января и губернатор.

Прозвучало во время эфира и мнение о том, что при необходимости город может обойтись без Чернореченского водохранилища.

«За несколько лет в Севастополе сделано очень много. Построен гидроузел на реке Бельбек, который дал возможность подавать почти 50 тысяч кубометров воды (кроме летних месяцев) на 3-й гидроузел. Построен водовод с Кадыковского карьера в речку Черную. Сегодня мы можем обойтись без Чернореченского водохранилища. Если построить водовод от Кадыковского карьера до 14-го гидроузла, по нему можно будет подавать до 300 кубометров в сутки. Второе – обязательно надо использовать озеро у горы Гасфорта, сделав врезку в водовод, который идет от гидроузла 2», – считает руководитель «Севастопольского союза промышленников и предпринимателей», экс-глава  Управления ЖКХ Севастопольского горисполкома Вячеслав Горбатов.

Задачей власти было названо и возвращение городу гидроузла № 24, который находился на балансе «Водоканала», но во времена экс-губернатора Севастополя Овсянникова был передан частным лицам и разорен.

«Этот гидроузел должен был принимать воду из Межгорного водохранилища, уже очищенную, и толкать ее, минуя 3-й гидроузел, на гидроузел № 7. Сейчас нужно этот гидроузел возвращать и ни в коем случае не отказываться от Межгорного водохранилища – с него можно получить 120 тысяч кубометров воды», – считает Горбатов.

Ранее он уже предлагал создать в Севастополе сеть накопительных прудов. При этом назывались как раз те места, которые пострадали от январского наводнения: в пойме реки Черной, в районе Сахарной Головки, а также в районе р. Бельбек выше Верхнесадового.

«Но главный вопрос один – нужна комплексная программа, чтобы мы ее рассмотрели в кратчайшие сроки и чтобы все села нашего города имели нормальную питьевую воду. Сегодня половина наших сел не имеет такой воды, при том, что их затапливает», – подчеркивает Вячеслав Горбатов.

Нельзя недооценивать, по мнению участников разговора, и подземные воды.

«Я говорил, говорю и повторяю, что Севастополю повезло – кроме поверхностного, у него есть хороший подземный сток», – напомнил доцент кафедры географии океана филиала МГУ в Севастополе, кандидат геологических наук Виталий Лысенко.

Колодцы и скважины широко использовались в Севастополе до появления сначала Инкерманского водозабора, а потом Чернореченского водохранилища, – рассказал он. Затем значительная часть населения от них отказалась, «потому что централизованное водоснабжение получать лучше – не надо ни за чем ухаживать». Но сейчас, считает ученый, к их использованию стоит вернуться.

«Возможно, эта вода будет чуть дороже, хотя и чернореченская сейчас по стоимости равна той, которую московский водоканал качает из-под земли. Но у нас имеется несколько участков, где можно получить до 140 тысяч кубометров. Подземная вода хороша тем, что подается из разных источников. И если один работать перестал, то будет работать другой. Это позволит избежать коллапса», – говорит Виталий Лысенко.

В частности, он предлагает бурить скважины вдоль рек (Качи и пр.), где идет «постоянная их подпитка под русловым потоком».

«То же самое на 11-м гидроузле, на Бельбекском водозаборе – мы нарастили там три новые скважины, но Северную сторону обслуживает только Орловский водозабор. И если там что-то случится, Северная сторона останется без воды», – подчеркнул ученый.

С ним не в полной мере согласился экс-глава Севастополя Иван Ермаков. Кадыковский карьер, уверен он, ключами в нужной мере не наполнить, а Бельбекский водозабор летом вообще можно не учитывать.

«В свое время специалисты предлагали увеличить высоту дамбы перед 3-м гидроузлом где-то на 5 метров. И когда с Чернореченского водохранилища шел бы сброс воды, она бы аккумулировалась в этом кармане – там порядка 10 млн кубометров воды, – предложил Ермаков свой вариант. – Но я согласен с Виталием Ивановичем – мы плохо используем подземные воды. Северная сторона практически вся ими питается, и, если бы были пробурены скважины вдоль русел рек, этой проблемы не было бы: можно было бы сбросить грязную воду и использовать чистую».

В финале прозвучали предложения Вячеслава Горбатова обеспечить все новые дома емкостями с насосами для подкачки воды на верхние этажи – это требование, подчеркивает эксперт, должно быть «забито в техусловиях».

«И чтобы больницы, школы, детские сады были введены в эксплуатацию вместе с такими емкостями», – добавил Горбатов.

В заключение хочется привести еще один факт, приведенный Виталием Лысенко в числе причин сегодняшней ситуации. Он для тех, кто считает, что в советское время к природе относились максимально бережно.

«Русло речки Черной находится в антропогенном лотке – он был обустроен еще в советское время. Раньше река текла практически посередине долины, потом ее несколько сдвинули, потому что нужны были сельскохозяйственные земли. И постарались сделать так, чтобы этот лоток для речки был как можно меньше», – рассказал он, добавив, что это также ограничивает пропускную способность реки.

Прослушать все выступления экспертов можно по этой ссылке.

Ольга Смирнова

Читайте также: