Один из севастопольских застройщиков роет котлованы под очередные многоквартирные дома, привлекает новых пайщиков, но игнорирует требования старых — тех, что уже несколько лет не могут получить ключи от оплаченных квартир. Как так?
Не может быть
Представьте гипотетическую ситуацию, совершенно невозможную в реальности, тем более — в Севастополе.
Вы пайщик строительного кооператива, подписали договор, внесли часть денег и живёте надеждой на переезд. Однако срок сдачи дома раз за разом переносится, и не на месяцы, а на годы. И, что обидно, дом-то практически готов, только живут в нём не те, кто за него заплатил, а рабочие, которые строят другие дома ЖСК.
Конкретно в вашей квартире рабочие не живут — там по щиколотку стояла вода, и теперь стены покрыты неизживаемой плесенью. Вы просите застройщика закрепить за вами другую равноценную квартиру, но получаете отказ. Формально он, конечно, согласился — но с условием, что вы доплатите миллион с гаком в соответствии с сегодняшними ценами.
— Но ведь это не моя вина, что квартира испорчена? — говорите вы.
Ответа нет — все ваши вопросы и претензии застройщик игнорирует. Ему это просто, ведь в правлении ЖСК — представители руководства стройкомпании, а во главе — хозяин компании. Да, по закону это запрещено, ну так ведь ситуация, напомним, гипотетическая.
Тут у вас подошёл срок окончательного расчёта с ЖСК, но снова отдавать в никуда нешуточную сумму вам, конечно, не хочется. Перед оплатой вы пытаетесь получить у застройщика хоть какие-то гарантии срока и качества квартиры, но он предлагает вам лишь вернуть обесценившиеся деньги. Настойчиво предлагает.
В отчаянии вы даже на мгновение соглашаетесь на это, но вовремя понимаете, что сегодня эта сумма ну никак не решит ваш квартирный вопрос.
— Дайте квартиру, — говорите вы. — И, пожалуйста, без плесени.
— Неа, — слышите вы в ответ.
И правление ЖСК вычёркивает вас из членов кооператива.
Да, по Жилищному кодексу это может сделать только общее собрание пайщиков, а не правление — но это же не реальная, а вымышленная история.
Квартиру вашу быстренько продают другому человеку, который то ли по невнимательности, то ли после специального марафета никакой плесени не замечает. Ваши деньги, к слову, при этом всё ещё у застройщика. Они ему очень нужны для другой стройки.
Чтобы восстановиться в ЖСК, вы с уверенностью в победе идёте в суд — и проигрываете. Как, ведь застройщик жёстко нарушил федеральное законодательство?!
Ну, чего только в сказке не бывает…
Правда жизни
Однако жизнь богаче любого вымысла, и такая фантазия об обманутых пайщиках ничуть не удивит Елену из ЖСК «Скифия». Вот видео, снятое на улице Военных Строителей у дома, заселиться в который мечтает сотня семей, в том числе — и Елены.
Ситуация Елены сегодня чуть веселее, чем в описанной выше сказке: проиграв в Нахимовском суде иск с требованием вернуть ей членство в кооперативе, она подала апелляцию — и победила. Городской суд Севастополя отменил (в основной части) решение районного суда.
Конечно же, «Скифия», которой кукловодит ООО «КБРСГ» (оно же в недавние годы — «РБК-строй» и «Стандарт-строй»), ещё будет оспаривать решение суда или как-то иначе бороться с нетерпеливой пайщицей, так что за квартиру — с плесенью или без — Елене ещё предстоит побороться.
И не ей одной.
Пирамида
ЖСК «Скифия» — это три десятка домов разной степени готовности в районе Казачьей бухты, и большая часть — высотные. Как они выросли и продолжают расти в зоне, где по утверждённому Минкультом регламенту к ОКН федерального значения «Достопримечательное место „Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита”» можно строить не выше трёх этажей, — отдельная загадка.
Несколько домов давно находятся в высокой степени готовности, но ключи получили только жители дома № 9. Да и он — отдельная горькая история, о которой мы расскажем в следующий раз.
Что происходит, пайщики поняли не сразу. Об этом ForPost рассказала Ирина, ждущая квартиру в том же доме, что и Елена, но как раз в той части, где живут строители.
Когда Ирина в 2018 году заключала договор с ЖСК «Скифия», срок завершения стройки был обозначен как 2019-й. Кто заключал в 2019-м — тому написали 2020-й, кто в 2020-м — тому 2021-й и так далее. И это всё про один дом, подчёркивает Ирина.
«Сначала недовольных было два, потом десять, теперь — пятьдесят. К нам начали присоединяться другие дома. Пять лет прошло, пока все, наконец, поняли, и мы взялись за руки», — говорит она.
Сейчас пайщики считают, что вложились в своего рода строительную пирамиду, когда на их деньги строятся другие объекты — на берегу Голубой бухты и на улице Крейзера у площади Восставших. Однако у пайщиков ЖСК «Центр» с улицы Крейзера к застройщику те же претензии — первые дома давно находятся в почти завершённом состоянии, но сдавать их в эксплуатацию никто не торопится.
А вот отток чужих денег в сторону ЖК "Голубая бухта" оказался доказанным фактом.
Как сообщил одной из пайщиц департамент капитального строительства, председатель правления ЖСК «Скифия» Андрей Григоров привлечён к административной ответственности за использование пая «Скифии» на другом объекте, на аллее Защитников 35-й батареи, 11а. Ответчик с этим не согласился и подал в суд.
Из ответа департамента капитального строительства. Полный документ находится в распоряжении ForPost
Как и пайщики с улицы Крейзера, рядовые члены ЖСК «Скифия» подозревают, что бессмысленными задержками их просто склоняют к тому, чтобы они забрали обесценившиеся деньги и дали застройщику продать их квартиры подороже. Как иначе объяснить, что будущих жильцов практически достроенных домов годами «кормят завтраками», а рядом растут новые котлованы, на которые собираются новые деньги?
Денег нет?
Объединившись, пайщики начали писать во все инстанции: в прокуратуру (заявление в 9 пунктах), в полицию (в связи с проживанием строителей в их не сданном в эксплуатацию доме), курирующему градостроительный департамент Максиму Жукалову и в Севгосстройнадзор.
Стройнадзор напомнил: в отличие от дольщиков, пайщики ЖСК должны сами решать многие свои проблемы, у чиновников в этой ситуации инструментов влияния почти нет. В доме № 10 они при проверке никого не обнаружили, а вот по срокам новость есть: технический заказчик стройки (ООО «Югспецмонтаж» с одним человеком в штате) известил стройнадзор, что
из-за плохого финансового положения компании срок сдачи дома № 10 переносится теперь уже на июнь 2024 года.
К слову, в это же самое время на вопросы пайщиков о сроках сдачи бедствующий застройщик отвечать оказывался.
Из ответа Севгосстройнадзора пайщику. Полный документ находится в распоряжении ForPost
Обращались пайщики и к правительству, и к губернатору Севастополя, но до сих пор диалог не складывался. Единственное, чего они добились, — «Скифия» попала в реестр многоквартирных проблемных домов Севастополя (см. внизу страницы). Всего их там почти сто.
Некоторую надежу пайщикам дало вчерашнее совещание правительства, на котором Михаил Развожаев поручил своему заму Максиму Жукалову до конца недели провести заседание комиссии по проблемным домам.
«Есть соответствующие обращения от жителей, надо рассмотреть несколько вопиющих случаев. Главы кооперативов, которые обманули людей, должны понести уголовную ответственность», — сказал он.
Пайщики «Скифии» надеются — может, это и про них?
Не полагаясь на удачу, через электронную приёмную они написали заявление с просьбой внести в повестку их дом. Вот только регистрация заявления по закону может занять до трёх дней, и до 30 — его рассмотрение.
А заседание должно состояться на этой неделе.
Светлана Косинова
Фото и видео предоставлены пайщиками "Скифии"