В Организации Объединенных Наций подсчитали, что на восстановление разрушенного войной сектора Газа потребуется около 70 миллиардов долларов. А ещё там поведали, что на восстановление сектора Газа потребуются десятилетия. Даже просто расчистка всего этого – уже огромная проблема и огромная же техническая задача. Как минимум, после боевых действий на территории образовалось 50-60 миллионов тонн обломков. А это в 13 раз больше объёма египетских пирамид. Такие места, как город Газа, просто стёрты с лица земли. В целом же в секторе Газа повреждено около 83% всех зданий. В общем, распил предстоит просто колоссальный.
Вопрос в другом: а будет ли этот мир? По факту сейчас мы наблюдаем то, что ХАМАС и не думает разоружаться. Более того: его силы снова заходят в районы, оставляемые ЦАХАЛ и во всю расстреливают на камеру тех, кто сотрудничал с израильскими властями. Нетаньяху пока помалкивает: у него сейчас другая задача – освобождение всех заложников, захваченных 7 октября 2023 года (что было одним из главных условий заключения мира).
Зато уже высказывается Трамп, который уже заявил, что если ХАМАС не сложит оружие, то «он этим займётся лично». Что бы это ни значило.
Вопрос: что будет дальше? И что, вообще, происходит?
Напомним, что Трамп продавил Израиль на прекращение военной операции в Газе после того, как ХАМАСовцы выразили согласие на освобождение тех самых заложников. Но после того, как ЦАХАЛ начал уходить с занятых позиций, процесс явно тормозится. И это понятно: ХАМАСовцы опасаются, что, получив назад заложников, Биби продолжит то, что делал. А для самого Биби это их поведение – железный повод возобновить операцию. Как и то, что ХАМАС не разоружается. Не удивительно, что Трамп реагирует так нервно.
Нетаньяху возобновление войны выгодно. Во-первых, у него скоро выборы и без выигранной войны ему на них можно даже не соваться. Во-вторых, этого требуют его собственные ястребы, такие, как министр обороны Исраэль Кац, министром стратегического планирования Рон Дермер и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир (главный сторонник войны до победного конца и до последнего палестинца). Они и так были противниками прекращения военной операции ЦАХАЛ и теперь они внимательно ждут развития событий.
Позиция Нетаньяху, в принципе, тоже не изменилась. А она состояла и состоит в том, что есть лишь два возможных варианта окончания войны: или добровольная самоликвидация и разоружение ХАМАС, или его обнуление военными средствами. Пока что он согласился на первое. Но ХАМАС выполнять соглашение явно не спешит.
Впрочем, что н так поступит, было понятно заранее. И Трампу тоже. То, что он, зная это, всё равно продавил соглашение – не только по причине желания получить Нобелевскую премию.
Фактически, нынешний Вашингтон ведёт с Израилем всё ту же игру, что вёл долгие годы: поддерживал Еврейское государство в войне с палестинцами, но не давал окончательно победить. Потому, как полностью зависимый Израиль на надёжной цепи американцам куда интереснее, чем ЦАХАЛ, окончательно решивший палестинский вопрос. В этом случае зависимость Иерусалима от Вашингтона резко уменьшится. И влияние Америки в регионе резко упадёт: Израиль станет «сам себе папа». Надо ли это Вашингтону? Не надо. Даже при Трампе.
Евреи это всё прекрасно понимают, но вынуждены в это играть, ибо не имеют вариантов – они пытаются «варить лягушку медленно». Нетаньяху хотел из этой ловушки выскочить. Пока не получилось. Но ещё не факт, что он не попытается снова. Благо, ХАМАС даёт ему для этого все основания. В любом случае осталось дождаться прояснения ситуации с заложниками. До этого Нетаньяху ходов не сделает. А лимит времени на это не очень большой. Так что в любом случае, долго ждать не придётся.
Вот и посмотрим, чья игра будет старше.