В 2019 году недостроенную подземную электростанцию (объект «Крот») передали в ведение ГУП «Севтеплоэнерго». Новый распорядитель уникального подземного объекта всеми силами старается оградить его от внимания не только общественников и журналистов, но и профессиональных исследователей.
ForPost попытался понять, какое будущее ждёт «Крота». Выводы напрашиваются не радужные.
Военный ток
О строительстве подземной электростанции в Севастополе задумались ещё до начала Великой Отечественной войны. С 20-х годов прошлого века в городе активно развивалась промышленность и военная инфраструктура, и для поддержания их работы в условиях боевых действий Севастополю требовался защищённый источник энергии. Строить его решили в скальном массиве Троицкой балки. Контролировали работы сотрудники НКВД. К началу войны закончить объект не успели, и вырубленные в скале штреки стали убежищем для жителей близлежащих посёлков.
После войны потребность Черноморского флота в защищённой подземной электростанции никуда не делась, поэтому в середине 50-х годов работы на объекте продолжились.
Однако, даже несмотря на финансовые и ресурсные возможности СССР, дело продвигалось медленно. Но и объём работ поражает.
Площадь подземного объекта, по разным данным, от 30 до 40 тыс. кв. м. Для понимания: это примерно три торговых центра Lavanda Mall или два ТЦ Sea Mall. Кроме того, надо учитывать, что выполнять работы под землёй гораздо сложнее. Высота потолков в машинных залах достигает 20 метров.
К моменту развала Советского Союза «Крот» был готов примерно на 85%. На станции были установлены три котла, два турбогенератора и два дизеля, трансформаторные подстанции и насосные станции. После прекращения строительства Крымской атомной электростанции вблизи города Щёлкино сюда перенесли часть оборудования АЭС.
Смутное время
В период распада СССР «Крот» был заброшен и частично разграблен, затем комплекс передали в управление оператору Севастопольской ТЭЦ — компании «СГС плюс». После событий Русской весны договор аренды с компанией был переоформлен в российском правовом поле.
Однако этот непрофильный актив нужен был компании примерно так же, как собаке пятая нога. К тому же «Крот» требовал деньги на содержание и охрану: в подземную электростанцию регулярно залезали жаждущие экстрима молодые люди. Поэтому предприятие системно пыталось расторгнуть договор аренды и вернуть «Крота» городу.
В конце концов город сдался и нашел комплексу нового хозяина — ГУП «Севтеплоэнерго».
Если прошлый распорядитель подземной электростанции лояльно относился к журналистам и всякого рода исследователям подземных тайн города, то руководство ГУПа максимально ограничило доступ посторонних к «телу» «Крота».
В пресс-службе предприятия ForPost заявили, что на станцию давно не пускают ни журналистов, ни исследователей, ни других интересующихся лиц.
«Посещение данного объекта не представляется возможным. Доступ на него запрещён», — сказано в ответе пресс-службы Севтеплоэнерго на официальный запрос ForPost.
Планами насчёт этого объекта в компании также делиться отказываются. «Информация по данному объекту не подлежит распространению», — заявили в ГУП.
Знакомый с ситуацией на предприятии источник рассказал ForPost, что для руководства компании «Крот» — «головная боль».
«Объект дырявый с точки зрения проникновения. Многие молодые люди пытаются залезть туда через вентиляционные шахты. Высота там большая, можно сорваться и разбиться. Поэтому они хотят максимально оградить станцию от лишнего внимания, а любая публикация и сюжет приводит к „заразному эффекту”», — отметил собеседник.
С другой стороны, про этот объект уже написано и снято столько, что едва ли новое сильно повлияет на популярность этого объекта в среде экстремальной молодёжи.
По словам источника, Севтеплоэнерго с удовольствием бы избавилось от «Крота», но брать его под своё крыло никто не хочет.
Туманные перспективы
Периодически «Кроту» пытаются найти применение. В 2003 году Виктор Черномырдин, который в то время был послом России на Украине, предложил установить в подземную электростанцию списанный ядерный ректор с подводной лодки с запасом прочности в 25 лет. Но против проекта выступили экологи и общественники.
Также звучали инициативы создания на базе «Крота» музея.
Севастопольский историк Алексей Тихонов, специализирующийся на теме подземных объектов города, не видит таких перспектив.
«Все разговоры о создании на его базе музея — ни о чём. Если водить туда людей, то надо делать для людей. Любое подобное пространство без соответствующего ухода и обслуживания становится источником риска. Я даже на горизонте не вижу тех, кто готов реализовать подобный проект», — сказал он ForPost.
По его словам, подземную электростанцию могли бы использовать военные.
«Но если бы она была им нужна, они бы давно её забрали. Как показал блэкаут, сейчас гораздо проще развернуть мобильные электростанции. „Крот” — это объект другой эпохи, это уже история», — добавил Тихонов.
Что делать с этим уникальным комплексом, сегодня не знает никто. Он как чемодан без ручки — и нести тяжело, и бросить жалко.
Глеб Вадатурский.
Фотографии предоставил севастопольский историк Алексей Тихонов
Обсуждение (24)
Черномырдину огромный привет за такую заботу. Во всем Чёрном море нет такого счастья, а тут - нет проблем, да ещё и списаный.
готов взять этот "чемодан...". и даже доплатить по правилам приватизации установленным "ведром" народного достояния (заводов, параходов..., созданых трудом всей страны за прошлые семдесят лет Советского времени..).
Вот тебе и галоши.
Готовьте бизнес-план.
Вообще-то, это полноценный защищённый стратегический объект, рапсположенный в пределах базы ВМФ (Севастополь), посему наиболее уместно, чтобы им занимались военные... И это может быть не только электростанция.
Для понимания: это примерно три торговых центра Lavanda Mall или два ТЦ Sea Mall. Кроме того, надо учитывать, что выполнять работы под землёй гораздо сложнее. Высотка потолков в машинных залах достигает 20 метров.
Как говориться ноу коммент... и это могли делать 60 лет назад без совремнной техники и комьютеров. И это только одни объект, который не успели ввести. Видимо главным условием было по настоящему развитие и защиты страны, а не ради пиара перед выборами. Как блекло, какой серой тенью выглядят вышеперечисленные современные достижения ''экономики'' по сравнению в масштабностью и мощью прошлого. Кто то еще посмеет возразить против явного превосходства той страны,над уродцем, которое скукожилось после 30 лет беспробудного воровства и которое пытаются по телевизору разукрасить платные пропагандисты. Как тут один глпвнокомандующий сказал: калоши выпускали... ну ну, не далее как вчера корвет сгорел в северной столице, 8 лет строился! 8! и сдавать планировали через 1.5 года. 10 лет на судно, это умудрится надо. Муравьи быстрее построят.
Чемодан без ручки это нынешние управители городом. Прос......ть миллиарды это надо уметь.
Зато под Шапито под названием- "кластер" ( промзона) уже строят подземную парковку и Холодильник...(то ли ковидных морозить, то ли - эскимо). Пляски -попрыгушки -поскакушки на костях героев....
Наверняка уже есть "хАзяин"...и это украдут...забыли,забыли уроки войны! И Балаклава,и объект"__"...жадность застит всё!!! Жалко мне вас людишки...
Статья интересная, но ведь хочется и продолжения. А почему бы автору совместно с оператором не сделать интересный репортаж про этот объект. А можно и серию. Объект Алсу-2, хоть уже и сильно разворован, но тоже интересен.
to nucho:
Ну зачем Вы так нежно,........ миллиарды, вот так точно
"Атомный ректор" -- это как?
to Bip:
Припозднились. Он уже недоступен.Уже год, как охраняется военными и что-то там такое делается.
Был там, но давно, в 1999 году
Название организации не перепутали?
Все придумано и опробовано до нас. Умных и грамотных людей было гораздо больше, не говоря о честных. Великое наследие великого народа необходимо передать ведомству МО
Это не "электрический чемодан без ручки", а чиновные головы без мозга. Он там в рудиментарном состоянии и в силах осваивать только фин средства по примитивным схемам, а совладать с чем то технически сложным, но могущим быть действительно полезным, они не в силах.
Уважаемый автор, к сожалению, выдал несколько не верные сведения о истории объекта. После ВОВ станция была запущена в эксплуатацию. Год точно не скажу, но думаю информацию найти можно.Три котла и две паровые турбины давали электроэнергию так же как и Севастопольская ТЭЦ (кстати это было одно предприятие). В начале восьмидесятых было принято решение о реконструкции станции с целью усиления её живучисти. Кто-то посчитал, что не совсем выдерживает удар современными ядерными боеприпасами. Вот только не повезло с началом работ - 1985. Вместе с началом перестройки... но тогда о "лебединой песни" Советского Союза ещё не кто не догадывался. Старое оборудование было полностью демонтировано. Успели выполнить комплекс работ по монтажу новых распределительных устройств и главного щита управления (на второй и третьей фотографии), реллейного зала, трансформаторов и т.д. Построить огромное топливохранилище (тоже в скале). Установить и ввести в эксплуатацию дизель-генераторы собственных нужд (сумарно 1 МВт). Залить фундамент для новых газовых турбин в одном из машинных залов (на четвёртом фото). Много что было сделано. До 85%, скорее всего, не дотягивало, но три четверти возможно было сделано. Турбины уже стояли рядом и ожидали своего счастливого часа... Мощность станции, после реконструкции, получалась не большая - 36 МВт. Но для апокалипсиса и это бы было замечательно. Как ни странно, работы продолжались и при Украине. Всё окончательно встало году так в 1997. Турбины сейчас крутятся на Сакской станции. Судьбу другого оборудования не знаю. В начале двухтысячных полюбили её киношники. Названия сериала не вспомню. Епифанцев в главной роли играл.
to Casper:
Это как - на тот свет, что ли?
А Вы не в числе нас, людишек ?..
Под шампиньоны самое то! Весь город бесплатно можно снабжать!
Или реактор из Голландии перенести!
to Filatoff:
Да и вроде еще объект предназначался для оперативного запуска энергосистемы во время блэкаута. Типа такой толчковый инструмент начальной генерации для запуска основных электростанций, если они остановились.
это не Советские военные - патриоты Отечества.... У этих вершковых военных только саборы и виллы (дочка шайг..., и т.д...) получаются.
Передайте в управление профсоюзу микробизнеса и узнаете какую экономическую выгоду городу и севастопольцам способен приносить этот объект.