вс, 24/12/2023 - 18:05

Красивейший особняк в центре Севастополя берут под охрану

Дореволюционное здание признали объектом культурного наследия.

Дореволюционное здание владельца первой колбасной фабрики в Севастополе получило охранный статус объекта культурного наследия (ОКН). Информация об этом содержится в приказе профильного управления, с которым ознакомился корреспондент ForPost.

Речь идёт о доме с современным адресом улица Щербака, 11А. На фоне остальных строений оно особенно выделяется декоративными элементами. На здании, например, до сих пор сохранился картуш, в котором размещены инициалы первого владельца – Ефима Косолапенко, а также отметка «1905», считающаяся датой постройки особняка.

«Во дворе дома сохранились дореволюционные постройки: двухэтажное здание фабрики, сараи, туалет. Под этими строениями находятся подвалы фабрики, в которых сохранились крюки для подвески туш. В 1910 году колбасная фабрика Косолапенко имела годовой объём производства в 10 тысяч рублей и численность рабочих мест – 5 человек», – отмечалось в заявлении о признании «Дома Косолапенко» объектом культурного наследия.

Эта бумага поступила в профильное управление больше двух лет назад, однако официальный приказ о включении здания в Единый государственный реестр ОКН был подписан лишь после проведения экспертизы – 20 декабря 2023 года.

Нынешний документ Севнаследия предполагает и утверждение предмета охраны объекта. Речь идёт об архитектурно-художественном оформлении фасадов 1905 года – профилированном венчающем карнизе, аттике с цоколем, филенчатом фризе, пилястрах, горизонтальных лепных тягах, рельефном изображении меандра и иных элементах.

Предметом охраны стали художественно оформленные фасады здания.

Добавим, что в Севастополе за последний год официально появилось сразу несколько домов-памятников. Среди них: «Усадьба Хлебниковых», «Дом Кази», а также «Дом-усадьба русского писателя С.Г. Скитальца (Петрова)», о владельцах которых известно довольно много.

В истории же «Дома Косолапенко» пока по-прежнему немало пробелов. Исследователи рассказывают об интересных деталях работы фабрики – например, о паровой машине, обеспечивавшей небольшое предприятие электричеством, а также марках с подписью фабриканта, которые давали покупателям из-за отсутствия мелочи в кассе и принимали назад при следующем заказе.

Вот так выглядели марки, которыми обменивались в лавке Ефима Косолапенко.

О самом Ефиме Косолапенко и членах его семьи информации также опубликовано немного. Известно, что фабриканта арестовали в 1921 году, после чего выслали на Донбасс. Его сын-белогвардеец до этого успел эвакуироваться в Бизерту, а после – в Париж.

Судьбу молодого человека удалось проследить благодаря эмигрантке, поэтессе Ирине Кнорринг. В 1924 году Петр Ефимович пытался ухаживать за молодой девушкой в Париже и остался в её дневниках. Затем он уехал в Бельгию и поступил в университет города Гента. Однако дата смерти Петра Косолапенко неизвестна, как и судьба его сестёр, оставшихся после революции в Севастополе.

Андрей Гринев

Фото: Дмитрий Ларин|ForPost

Читайте также: