Заслуженный врач РФ, генетик Евгений Лильин заявил о серьёзных сбоях в системе здравоохранения в пандемию коронавируса. Жители регионов, фельдшеры, медсёстры создают петиции о плачевной ситуации в больницах и поликлиниках. Не сдерживают эмоции и чиновники, в грубой форме требуя от медперсонала пошить бахилы.
О том, кто в российской медицине перешёл на осадное положение, а кто стал героем, — в материале ForPost.
Президентская статистика
Президент России Владимир Путин на совещании с главами регионов, которое прошло 28 апреля, акцентировал внимание на ситуации в здравоохранении. По данным главы государства, дефицита масок и аппаратов искусственной вентиляции лёгких не будет. В мае с медицинского конвейера сойдёт 2,5 тыс. аппаратов ИВЛ, а производство защитных масок уже увеличилось более чем в 10 раз: с 800 тыс. в сутки в начале года до 8,5 млн в апреле.
Путин подчеркнул, что в России с нуля было развёрнуто массовое производство целого ряда лекарственных препаратов, востребованных при лечении коронавирусной инфекции.
За март-апрель было отлажено производство тест-систем. Оно было увеличено в 9 раз. В результате в 60 раз увеличилось количество проводимых исследований, позволяющих выявить инфекцию.
Улучшается ситуация и по защитным костюмам, заявил президент. Если в январе в сутки их выпускали 3000 штук, то к концу апреля страна выходит на показатели в 100 тыс. штук в сутки. К середине мая будет шиться 150 тыс. костюмов в сутки.
Читайте также: Как Путин намерен изменить жизнь Севастополя и Крыма
«Да, по сравнению с тем, что было ещё совсем недавно, это много. Но по сравнению с тем, что нужно сейчас, всё ещё мало, недостаточно. Готовые комплекты защитных костюмов для врачей, медсестёр, медицинского персонала, для тех, кто работает в самой опасной, так называемой красной зоне, распределяются буквально с колёс», — сообщил на совещании Владимир Путин.
Президент подчеркнул, что нужно действовать на опережение и незамедлительно принимать исчерпывающие меры.
От улыбок к слезам
Лильин внимательно отслеживает шаги Минздрава РФ по лечению коронавирусной инфекции. В частности, он оценил действия чиновников от здравоохранения по созданию дополнительных койко-мест на территории выставочных павильонов, развёртывание полевых госпиталей с привлечением военных.
Доктор биологических наук считает, что в пандемию коронавируса многого можно было избежать, если бы экс-глава Минздрава Вероника Скворцова и вице-премьер Татьяна Голикова не сделали в прошлом «ряд опрометчивых шагов по разрушению системы здравоохранения».
При этом и сама вице-премьер Голикова весьма критично отзывается об этом.
«Никогда не скрывала своего отношения к оптимизации (здравоохранения). Я считаю, что было допущено много ошибок при её проведении в регионах», — сказала Татьяна Голикова в начале года в интервью «Вести.ру».
Лильин подчеркнул, что действующие власти сделали опрометчивый шаг, развалив мобилизационную систему здравоохранения, созданную после Гражданской войны. Её автором был советский партийный деятель, врач Николай Семашко. Запущенная им модель позволила создать в каждом районе, в каждом городе больницы. В любой момент эти медучреждения могли принимать определённое количество пациентов. Не нужно было строить дополнительные модули, куда-то переезжать, медицинскую помощь можно было оказывать прямо на месте. За счёт подхода Семашко в советской России удалось побороть тиф, а в годы Великой Отечественной войны эффективно оказывать медицинскую помощь населению.
Читайте также: Недовольство властью и отрицание холеры: так ли спокойно прошла эпидемия 1970 года
«При Скворцовой количество ФАПов было уменьшено вдвое — с 4000 до 2000. Всё это преподносилось главе государства как оптимизация, сокращение расходов на здравоохранение. Сегодня мы хлебаем результаты всего этого. Сейчас с помощью Минобороны мы развёртываем те самые койко-места, которые были уничтожены в ходе оптимизации», — уточнил Лильин.
Оптимизация российской системы здравоохранения началась с 2000-го года. Согласно официальным документам правительства России, она должна была привести к повышению качества медицины за счёт повышения эффективности медработников и больниц.
На практике же, как отметил Лильин, происходила ликвидация и укрупнение медицинских учреждений, постоянное сокращение медперсонала. Закрывали больницы и увольняли врачей на фоне ежегодного увеличения инфекционных и паразитарных заболеваний, роста болезней системы кровообращения, эндокринной системы и других.
По официальным данным Счётной палаты РФ, после оптимизации сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые показатели в два и более раз. Сейчас по типовым нормам Минздрава на посещение участкового педиатра и терапевта отведено лишь 15 минут, из которых основное время на практике уходит на дублированную отчётность.
Для поликлиник и больниц оказание платных услуг стало не «роскошью», а средством элементарного выживания. Это связано с тем, что существующие ставки оплаты различных медицинских услуг (из средств, перечисляемых медучреждениям из системы ОМС за лечение застрахованных пациентов — прим.) зачастую не соответствуют их реальной стоимости.
Цена врачебной ошибки
Лильин отметил, что оптимизация системы здравоохранения привела к тому, что на всю страну осталось примерно 50 профессиональных врачей.
«Качеству подготовки медработников уделяется крайне мало внимания. Медперсонал живёт во времена постоянных экспериментов: то фактически ликвидируют ординатуру, то чуть ли не ежегодно проводится аттестация врачей, вместо одного раза в пять лет. И лучше от этого не стало, так как всё это покупается, к сожалению», — уточнил генетик.
Читайте также: Как обеспечат Крым во время путинского карантина
Поэтому заслуженный врач РФ не удивлён тому, что его коллеги заражаются коронавирусом. По его мнению, этот факт говорит об отсутствии нужного профессионализма у врачей.
«Коронавирус должны лечить пульмонолог, ревматолог и рентгенолог. Сейчас этим занимаются уролог, дерматолог, студенты 4-5 курсов медвузов. Если у тебя в дипломе написано «врач», то ты обязан лечить от COVID-19, но уролог не компетентен в болезнях лёгких. И с этим мы вынуждены сегодня жить», — сказал Лильин.
Однако не только медики виноваты в ситуации, которая сложилась в российской медицине. Кандидат политических наук Сергей Маркин уверен, что винить нужно чиновников.
«Конечно, чиновники виноваты в том, что в стране сложилась неправильная система здравоохранения, оказавшись слишком слабой и очень коммерциализированной, что у нас нет грамотной промышленной политики. Мол, всё купим на глобальном рынке, чем сами будем производить. Подчеркну, что Скворцова билась за то, чтобы выделялось больше средств на изготовление масок, костюмов защиты, но ей Силуанов (Антон Силуанов, министр финансов РФ — прим. ред.) не давал денег. Так что ж теперь делать врачам: плакать в ординаторской или в условиях пандемии начать самим шить маски и бахилы? Ответ на этот вопрос очевиден», — отметил Маркин в разговоре с ForPost.
Читайте также: Китайские власти заявили о наличии вакцины против коронавируса
Политолог подчеркнул, что в данном случае на авось сработали и главы ряда регионов, которые не создали запас медицинских масок, бахил, антисептиков на всякий пожарный случай.
«Поэтому губернаторы не вправе критиковать сегодня врачей за отсутствие средств индивидуальной защиты, так как сами не смогли создать этот резерв. Не вправе подвергать критике врачей и Силуанов, не давший в своё время денег на масштабное развёртывание производства масок и бахил в России», — подчеркнул собеседник ForPost.
На помощь придут колхозники
Ситуация в некоторых регионах накалена до предела. Например, не выдержали нервы у заместителя министра здравоохранения Краснодарского края Валентины Игнатенко. Чиновница спустила собак на врачей во время совещания.
«В чём сложность нашить бахил? Я, конечно, понимаю, костюмы «Тайвек» там, допустим, или маски лицевые, или очки, или респираторы — проблема. Бахилы — две тряпочки сшить. Возьмите ткань любую, посадите двух-трёх санитарок, которые вам прострочат. Сейчас народ дома сидит, делать нечего. Почему вы ждёте манны небесной? Кто вам их привезёт? В вашем колхозе попросите, оплатите 1000 рублей. Вам любая женщина нашьёт, которая это умеет делать», — заявила Игнатенко.
В социальных сетях высмеяли чиновницу. Однако заслуженный врач РФ Евгений Лильин считает, что Игнатенко права.
«Сейчас врачи практически работают в условиях военного времени. Они не позаботились о том, чтобы дефицита бахил не было. Конечно, пусть санитарки сядут и нашьют их, если возник дефицит», — отметил заслуженный врач РФ.
Читайте также: Севастопольская медицина почти излечилась от вымогательства денег
В свою очередь, политолог Маркин уверен, что коронавирусная ситуация научит людей создавать резервный запас из масок, бахил, антисептиков. Если бы россияне были более ответственными, то такого ажиотажа не возникло бы в регионах, уверен эксперт.
Зона боевых действий для врачей
По мнению директора НИИ детской хирургии, депутата Государственной думы Дмитрия Морозова, задачи, которые сегодня стоят перед медиками, очень похожи на военные.
«Они требуют воли, чётких поступков, взаимопонимания. Пандемия коронавируса показала наши сильные стороны, их очень много. Наши врачи большие молодцы. Конечно, были подсвечены слабые звенья, но я думаю, что работа над ошибками будет проведена», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Морозов.
На данный момент врачи пытаются заявить о себе, рассказать о своих достижениях и потерях. Например, медработники создали сайт «Список памяти», где перечислены имена и фамилии докторов, санитарок, фельдшеров, погибших от коронавирусной инфекции. Всего в списке 74 фамилии.
«Среди 74-х погибших — четыре медработника из Белоруссии. В числе умерших — 12 хирургов, медсёстры, водитель скорой помощи, врачи-реаниматологи и другие. Мы все на фронте, поэтому каждый россиянин должен примерять на себя роль врача-инфекциониста. Взялся за ручку — помой руку, когда тянешься рукой к лицу, не надо чесать глаза — ты находишься в зоне заражения», — пояснил Морозов.
Депутат Госдумы попросил не набрасываться на врачей и не обвинять их в непрофессионализме.
«Мы на комитете Госдумы по здравоохранению уже приняли решение, что разместим у себя этот «Список памяти». Я прошу людей вглядеться в светлые и открытые лица врачей, которые отдали свои жизни ради спасения пациента. Мы должны продумать механизм поддержки семей этих людей, всем собраться и помочь. Льготы должны быть сравнимы с теми, которые получают военнослужащие за участие в боевых действиях», — уточнил депутат.
Политолог Маркин также предложил приравнять к участникам боевых действий врачей, которые лечат людей, больных коронавирусом. Наделить их соответствующими льготами, а затем провести масштабную работу над ошибками, которые были допущены при реформировании российской системы здравоохранения.
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
Надо оптимизировать раковую опухоль чиновничества,пожирающую страну своим бездарным управлением и неконтролируемо разросшейся численностью.
Например,в 2013 численность госадминистрации в Севастополе составляла 350 чиновников.А в российском Севастополе тем же самым городским хозяйством управляют 2500.Вот и оптимизируйтесь .
Врач 40 лет стажа : месяц тому назад пошёл и заказал на Малашке 20 тканевых масок (за шитьё отдал по 30 р. за штуку )..Выполнил наказ чиновницы из из Краснодара...
В таком случае когда нет пандемии можно и весь медперсонал инфекционок и персонал скорой приравнять к участникам боевых действий. Только вот думаю, что они вам в ответ скажут: "Лучше поднимите нам зарплату."
Когда выплатят севастопольским врачам, работающим с коронавирусеыми больными, региональную (27 тыс.) и федеральную (80 тыс.) надбавки? А вообще размер зарплаты медика должен определяться не региональными, а федеральными законами. Право на получение достойной зарплаты имеет каждый врач, независимо от того, лечит ли он пациента в Москве или в Севастополе.