Дело в том, что газета China Daily сообщила о военных учениях с участием нового китайского авианосца и самолетов JL-10 с двигателями украинского производства. И это далеко не первый случай, когда Киев подозревают в продаже военных технологий "недружественным режимам". Вот только американцы замечают и осуждают не каждую подобную сделку.
"И нам запрещают, и сами не покупают"
Реактивные двигатели всегда были слабым местом китайской авиационной промышленности. После безуспешных попыток создать собственные моторы или скопировать зарубежные образцы Пекин решил их импортировать. Предложение украинского "Мотор Сич" показалось привлекательным. Четыре года назад Китай уже закупал на Украине дизельные двигатели, газовые турбины для миноносцев Luyang-2 и Luyang-3, приобрел два десантных корабля "Зубр". А в 2016 году государственный концерн "Укроборонпром" продал Пекину три самолета-заправщика Ил-78М. В Поднебесной сложилось мнение об Украине как надежном поставщике военной продукции.
С "Мотор Сич" китайцы тоже неплохо знакомы. Два года назад они выкупили у олигарха и депутата Верховной рады Вячеслава Богуслаева контрольный пакет акций предприятия, но украинские правоохранители заблокировали сделку. Похоже, это не сильно расстроило китайцев, и они тут же заключили соглашение с "Мотор Сич" о поставках 250 двигателей на сумму 380 миллионов долларов. Успели получить только двадцать.
Теперь, когда Вашингтон узнал о сделке, взаимовыгодной торговле может прийти конец. Бывший советник комитета сената по международным отношениям Уильям Триплетт назвал украино-китайские договоренности предательством. С ним согласились некоторые чиновники, призвав Белый дом надавить на Киев. Все это произошло на фоне решения о выделении Украине 250 миллионов долларов на военные нужды.
В ответ на обвинения лидер украинской Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что никакие законы не нарушены, а без контрактов с китайцами "Мотор Сич" просто разорится. "Нам запрещают и китайцам продавать, и сами не покупают", — попенял он американцам.
Ничего незаконного в поставках авиадвигателей в Китай не увидели и опрошенные РИА Новости российские эксперты. "Это обычная коммерческая сделка, за которую Украина хочет получить деньги. Запрещать поставки чувствительных технологий или вооружений в какие-либо страны может только Совет Безопасности ООН. Китай не под эмбарго. Если уж говорить о нарушении Киевом неких норм, то только этических по отношению к американцам", — пояснил РИА Новости замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Председатель совета ПИР-Центра генерал-лейтенант в запасе Евгений Бужинский видит в сотрудничестве Киева с американским "геополитическим конкурентом" потребность в новых рынках сбыта для невостребованной продукции. "Основным покупателем украинских военных технологий была Россия. Сейчас Киев остался без наших заказов", — пояснил он РИА Новости. Эксперт полагает, что после окрика из Вашингтона украинцам придется свернуть сотрудничество с Китаем.
Корейские ракеты на украинских двигателях
Киев упрекают не только в этом. Год назад газета The New York Times сообщила, что КНДР добилась прорыва в развитии ракетной программы благодаря украинскому "Южмашу". Авторы публикации утверждали, что это предприятие изготовило двигатели РД-250 для северокорейских баллистических ракет. В подтверждение приводилось фото запусков. "РД-250 работают на жидком топливе и производятся в основном на украинском предприятии в Днепре", — пояснялось в статье.
Резолюция Совбеза ООН запрещает поставлять Северной Корее военное оборудование и чувствительные технологии, но авторы статьи не исключили, что Пхеньян приобрел украинские ракетные двигатели на черном рынке. В ситуацию вмешался Госдепартамент США, пообещав разобраться и принять меры. В итоге скандал замяли.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин видит в том эпизоде проявление плачевного состояния ВПК Украины. "Сотрудники "Южмаша" ездили в командировки в КНДР, большого секрета в этом не было. Предприятию необходимо было как-то выживать. Многим ясно, что без украинских двигателей Пхеньян не смог бы испытать баллистические ракеты, но официальных подтверждений этому нет. Украину не стали наказывать, списав все на наследие Виктора Януковича", — объясняет он РИА Новости.
Впервые о партнерстве Киева и Пхеньяна заговорили в 2009 году, когда в Таиланде задержали самолет Ил-76, следовавший из столицы КНДР на Украину с 35 тоннами вооружений и боеприпасов на борту, включая ручные гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы. В ситуации безуспешно пытались разобраться власти нескольких стран. Подозреваемыми по делу проходили украинские граждане Юрий Лунев и Игорь Карев-Попов, но никаких мер против них не было предпринято.
Тайные поставки в Африку и сомалийские пираты
Самая загадочная история с поставками за рубеж украинской военной техники произошла осенью 2008 года. Сомалийские пираты захватили в Индийском океане принадлежащий Украине сухогруз "Фаина". Бандиты не сразу поняли, с кем имеют дело, так как судно следовало под флагом Белиза, государства в Центральной Америке. На его борту находились 33 танка Т-72, гранатометы и зенитные установки.
Экипаж "Фаины" пытался объяснить пиратам, что эта военная техника предназначена для Кении: продавец — госпредприятие "Укрспецэкспорт", покупатель — кенийские власти. Но это только раззадорило сомалийцев, и они потребовали 35 миллионов долларов за освобождение судна и членов экипажа. После длительных переговоров с властями Украины пираты согласились снизить сумму выкупа до пяти миллионов, в итоге сторговались на 3,2 миллиона. "Фаина" находилась в плену полгода.
Через неделю после освобождения сухогруз прибыл в Кению. Не успели его разгрузить, как разгорелся новый скандал. Сайт Wikileaks опубликовал секретные документы Госдепа США, из которых следовало, что "Фаина" по согласованию с Вашингтоном везла военную технику вовсе не в Кению, куда поставки разрешены, а вопреки требованию ООН — в Южный Судан. К документам прилагались изображения со спутников, подтверждавшие дальнейшую транспортировку украинских вооружений по железной дороге именно в эту страну. Киев все обвинения отвергал.
Вашингтон долго выступал на стороне южносуданцев и искал обходные пути, чтобы помочь им военной техникой. По версии Wikileaks, именно американцы задействовали Украину и Кению в поставках оружия режиму в Джубе.
"Кенийские военные подтвердили, что они были конечными покупателями украинской военной техники, но наблюдателям было понятно: ничего они у Киева не закупают. После этого в СМИ появлялись сообщения о том, что украинские военные учат южносуданцев обращаться с военной техникой", — рассказывает Вадим Козюлин.
Украинское оружие для повстанцев в Сирии
США использовали Украину и для снабжения оружием сирийских повстанцев в борьбе с "Исламским государством"*. К такому выводу пришли журналисты Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). В опубликованном в прошлом году отчете организации говорится, что с 2015 года американцы поставили в Сирию вооружений на сумму 2,2 миллиарда долларов. Помимо Украины, в схеме участвовали Румыния, Чехия, Босния, Сербия, Польша, Хорватия.
Официально военное снаряжение уходило не в Сирию. Его получателями выступали Командование специальных операций США (SOCOM) и военная научно-исследовательская организация Picatinny Arsenal. Сначала техника переправлялась в Турцию, Иорданию и Кувейт, а затем распределялась среди повстанцев на севере и юге Сирии.
Оборонная продукция для Киева — важный источник доходов. Возможно, поэтому американцы нередко закрывают глаза на то, что Украина продает чувствительные технологии их конкурентам. "В Вашингтоне понимают, что в противном случае им самим придется раскошелиться", — заключает Козюлин.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
Обсуждение (1)
Янки забыли,что в бизнесе друзей нет...