Россия

Казахстан наконец раскрыл детали крушения самолёта в Актау, в котором обвинили РФ

«Рули управления отказали, управляем секторами газа, запрашиваем аварийную посадку».

Фото:
данные с отчета о расследовании Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса Казахстана

4 февраля Министерство транспорта Казахстана на своём сайте опубликовало подробный отчёт о крушении самолёта азербайджанской авиакомпании AZAL в Актау, следовавшего по маршруту «Баку-Грозный». Ранее оно обещали слелать это на прошлой неделе, но реализовало только сейчас.

Из отчёта следует, что члены экипажа подали сигнал бедствия — ранее заявлялось, что этого сделано не было. Также названы причины, почему воздушное судно не смогло приземлиться в Грозном, Махачкале, Минеральных Водах, а запросило экстренную посадку в казахстанском аэропорту.

«Mayday, mayday, mayday…»

Согласно отчёту казахстанского Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте, проблемы на борту самолёта начались в 4:25, члены экипажа сообщили диспетчеру, что управление обоими GPS потеряно.

Было принято решение сажать борт в аэропорту Грозного посредством ненаправленного радиомаяка (NDB). В 4:37 членам экипажа было дано указание ждать посадки с NDB, а в 5:09 было дано разрешение на посадку.

«В 5:13 по информации, полученной с регистраторов полётных данных (FDR), воздушное судно находилось в наборе высоты, пересекая высоту 3500 футов над уровнем моря по давлению QNH (атмосферное давление, приведённое к среднему уровню моря — прим. ред.) аэродрома Грозный. (...) Режим управления автопилотом (...). Режим N1 обоих работающих двигателей составлял 81,9%. Системы глобального позиционирования GPS 1 и GPS 2 не принимали сигналы со спутников. Дальномер DME не принимал сигналы с наземных станций», — сказано в отчёте.

После ситуация на борту усугубилась:

  • давление в 3-й гидросистеме упало до 0 PSI, уровень жидкости в 3-й гидросистеме упал до 0 %;
  • зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу;
  • зафиксировано начало разгерметизации кабины;
  • давление в 1-й гидросистеме упало до 0 PSI, уровень жидкости в 1-й гидросистеме упал до 0 %;
  • произошёл повторный удар.

«05:14 по данным CVR (бортовой речевой самописец) командир по внутренней связи связался с кабинным экипажем для уточнения ситуации: "Алло, что случилось?". Бортпроводник доложил: "Взорвалось два сидения, я … ммм я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю". <…> Грозный, отказало управление, удар птиц в кабине. <…> В кабине два кресла взорвались. Нам надо, нам надо значит ближайший аэродром, где погода нормальная. <…> Мы следуем на Минводы, дайте нам, пожалуйста, погоду Минвод. <…> Я не могу сохранять сто пятидесятый, у нас давление повышенное в кабине», — сказано в отчёте расследования.

Диспетчер стал корректировать курс в Минеральные Воды. Однако в 5:23 члены экипажа сообщили, что не могут следовать этим курсом — системы управления стали отказывать. Они запросили данные по Махачкале.

В 5:39 члены экипажа сообщили, что «топлива на борту три восемьсот тридцать», «двигатели работают», «отказала система управления элеронами и рулём высоты». Члены экипажа запросили метеосводку по Актау. Когда эта информация была предоставлена, члены экипажа попросили пожарных, скорую, а также сообщили, что на борту «шестьдесят два пассажира», «опасных грузов нет».

В 6:02 члены экипажа подали сигнал бедствия, хотя ранее утверждалось, что этого сделано не было:

«Mayday, mayday, mayday Азербайджан, Актау вышка, добрый день, рули управления отказали, управляем секторами газа, запрашиваем аварийную посадку на полосу одиннадцать».

Далее ситуация выглядела так:

  • 06:22:20 экипаж приступил к выпуску механизации в положении один (FLAPS 1);
  • 06:22:24 экипаж приступил к выпуску шасси;
  • 06:22:40 экипаж приступил к выпуску механизации в положении два (FLAPS 2);
  • 06:23:30 экипаж приступил к выпуску механизации в положении три (FLAPS 3);
  • 06:24:52 по данным (FDR) сработала звуковая сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP;
  • 06:25:25 по данным (FDR) сработала звуковая сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP;
  • 06:27:58 зафиксировано столкновение самолёта с землёй с креном вправо 35 градусов, тангажом «-5,8» градусов, в конфигурации: — закрылки/предкрылки выпущены в положении три (FLAPS 3);
  • шасси выпущены, створки открыты.

О повреждениях самолёта

Самолёт Azerbaijan Airlines «Эмбрайр 190», следовавший из Баку в Грозный, совершил жёсткую посадку в аэропорту Актау утром 25 декабря 2024 года. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа. Выжили 29 человек, в их числе девять россиян. Всего на борту, согласно спискам, находились 16 российских граждан.

В отчёте о расследовании авиаинцидента представлены фотографии с места происшествия. Самолёт после удара о землю развалился на части.


«После столкновения с земной поверхностью ВС (воздушное судно) распалось на несколько частей. <…> Центральная и передняя часть фюзеляжа, нижняя часть кабины пилотов и правое крыло полностью уничтожены огнём.  Верхняя часть кабины пилотов отделилась от нижней части, на которой сохранились верхняя панель инструментов, 2 ветровых остекления кабины и 1 боковое окно. Задняя часть фюзеляжа с хвостовой частью находились на расстоянии от остальных частей ВС. Левое крыло с центральной частью ВС находились на месте возгорания фюзеляжа и частично сохранились. Шасси — в результате столкновения были разрушены и разбросаны на месте происшествия, верхняя часть левой стойки осталась в нише левого крыла. Правый двигатель разрушен на несколько крупных и мелких частей. Левый двигатель частично сохранился», — сказано в отчёте.

Схема падения обломков

В нём акцентируется внимание на «сквозных и несквозных повреждениях разной величины», которые были обнаружены в «хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления».

«Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму», — сказано в отчёте.

В нём также есть данные о повреждении трубок геральдических систем.

Помимо этого, представлены доказательства «повреждений электрической проводки управления привода стабилизатора (триммера по тангажу) до столкновения с земной поверхностью, вероятно, вызванные внешними объектами».

Эти повреждения стали причиной «неработоспособности первого и второго канала триммирования по углу тангажа», сказано в отчёте.

В документе представлены фотографии посторонних предметов, найденных в обломках самолёта. Они направлены на экспертизу.

Также в документе даны метеосводки из Грозного, Махачкалы и Минеральных Вод. Судя по ним, скорость ветра и видимость позволяли посадить самолёт на одном из этих аэропортов. Однако этого сделано не было.

Реакция на расследование

Политолог Сергей Марков уверен: этот подробный отчёт даёт ответ на главный вопрос «Что произошло в то утро в небе над Грозным?».

«Около аэропорта Грозного было два взрыва и осколки от них нанесли ущерб системам самолёта, от которых он и потерпел катастрофу. Но, впрочем, об этом и сразу почти было известно. Там подробности имеют значение. Например, почему самолёт не сел в ближних аэропортах, а полетел в Актау?  Откуда пошла версия с взрывом кислородного баллона и птицами? Когда конкретно экипаж был предупреждён о системе "Ковёр" в Грозном? Ответов на эти вопросы я пока не увидел. Ждём комментариев именно авиаспециалистов», — написал политолог в телеграм-канале «Логика Маркова».

На Западе уже нашли виновных. Агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана сообщило:

«Азербайджанская сторона располагает фрагментом ракеты "Панцирь-С", который был извлечён из самолёта и идентифицирован с помощью международной экспертизы».

Источник RT в российских авиационных кругах, участвующий в расследовании авиаинцидента, сообщил, что такие выводы преждевременные:

«Российская сторона до сих пор не получила образцы посторонних элементов, которые были найдены в корпусе самолёта, для проведения их экспертизы. Поэтому утверждения ряда зарубежных СМИ об идентификации их как поражающих элементов ракеты ЗРК "Панцирь" нуждаются как минимум в дополнительном изучении».

Эксперт напомнил обвинителям с Запада, что в предварительном отчёте Минтранса Казахстана «нет данных о том, что это за "посторонние объекты"».  В нём отмечается, что «эти элементы будут отправлены на дополнительную экспертизу», а раз так, то делать какие-то выводы пока преждевременно.

Ни российские, ни азербайджанские власти пока не сделали никаких заявлений по этому поводу. Расследование авиапроисшествия продолжается.

Роберт Вочовский

3674
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
3
В среднем: 2.6 (5 голосов)

Обсуждение (4)

Profile picture for user gunner
740
gunner

А ведь по малазийскому боингу все-равно обвинили Россию!

Profile picture for user d dd
7092
d dd

почему то нет фоток того,что извлекли?

надо подождать финального отчета

Политолог Сергей Марков уверен

в чем?

Profile picture for user Светлана Иевлева
13
Светлана Иевлева

d dd,

Profile picture for user d dd
7092
d dd

я видел отчет,в статье нет

Главное за день

Крымский курорт получит единый туристический код за десятки миллионов рублей

Во время благоустройства отреставрируют уникальный памятник.
14:22
0
81

Дома рассказывают: где в столице Крыма мог бывать Пушкин

188 лет назад закатилось солнце русской поэзии.
18:16
2
1446

Нужен ли севастопольцам погибший 188 лет назад Пушкин

Спойлер: не интересен он только тем, кто его не читал.
17:07
12
1988

Старейшую здравницу Крыма вновь решили перепродать

Идёт ли на пользу курортному региону передача санаториев в частные руки?
14:20
0
10564

Два ЧП с танкерами в один день — грозит ли нам новый коллапс с мазутом?

Почему возникли ЧП с танкером в Усть-Луге и балкером возле Сахалина?
08:30
2
1637

Сколько в Крыму студентов с детьми и нужны ли им ясли?

Новая инициатива Минобрнауки России наткнулась на региональные грабли.
17:14
2
508