США отказались от идеи захвата Гренландии из-за угрозы импичмента Трампу, сообщает Reuters. Говорить об этой новости как о чём-то окончательном в нынешней реальности было бы наивно. Эта реальность меняется со скоростью калейдоскопа. И дело не только в личности Трампа — хотя и в ней тоже. Однако кое-что относительно постоянное всё же просматривается: целеполагания Трампа. А они у него, мягко говоря, наполеоновские.
Если коротко, Трамп хочет создать американскую империю как новый формат американской гегемонии. Окопаться в западном полушарии в качестве «нового Рима». И такой формат включает в себя не только Гренландию. Она — даже не закуска, а аперитив. Закуска — скорее Мексика. Основное же блюдо — Канада. И ею Трамп ещё займётся всерьёз.
Квебек и старая трещина канадской государственности
Шансов у него, кстати, куда больше, чем может показаться. Хотя бы потому, что у Канады есть серьёзные внутренние проблемы — и это проблемы сепаратизма.
Старая и хорошо известная история — Квебек. Франкоязычная провинция, реликт англо-французской борьбы за Северную Америку. Франция войну проиграла и ушла, а население осталось. И, хотя с квебекцами обращались несравнимо мягче, чем, скажем, с индейцами в США или эскимосами в Гренландии, гражданами «первого сорта» они себя долгое время не чувствовали.
Как только появилась возможность, Квебек начал разгонять тему сецессии. В 1990-е годы Оттаве удалось эту проблему не решить, а лишь приглушить и задвинуть в чулан. Как выясняется, временно. Сегодня она снова начинает выходить наружу — несмотря на наличие франкоязычных премьер-министров Канады.
Альберта: новый центр сепаратизма
Но Квебеком дело уже не ограничивается. Сепаратистские настроения начали активно проявляться и в англосаксонских провинциях. Главный локомотив здесь — Альберта.
Недавно избирательная комиссия разрешила начало сбора подписей за проведение референдума о государственной независимости. Инициатором выступает движение «Проект процветания Альберты». Для запуска плебисцита необходимо собрать подписи 3,5% населения провинции — менее 200 тысяч человек.
Организаторы настроены оптимистично: в самом движении состоит около четверти миллиона жителей Альберты.
Причин для лозунга «не кормить Оттаву» у них более чем достаточно. В провинции сосредоточено до 98–99% канадских запасов углеводородов, и именно Альберта обеспечивает львиную долю экспортных доходов страны. При этом местное население убеждено, что федеральные власти систематически игнорируют интересы региона.
Особенно раздражение усилила навязываемая правительством Трюдо «зелёная повестка», которую в нефтегазовой провинции воспринимают как прямую угрозу экономическому будущему.
Американский фактор и эффект домино
И вот здесь на сцене потенциально появляется Трамп. Он вполне может предложить Альберте «лучшую сделку» — без климатических ограничений и с прямым доступом к американскому рынку.
Причём дело уже не ограничивается одной провинцией. Сепаратистские настроения начинают набирать силу и в соседнем Саскачеване. А дальше эффект домино может только усилиться.
Ситуацию усугубляет и то, что канадские власти всё чаще ставят внешнеполитические обязательства, в том числе перед украинским режимом, выше внутренних социально-экономических проблем.
Захочет ли Трамп разыграть канадский сепаратизм — вопрос открытый. Но принципиально важно другое: инструменты для этого у него есть, а внутренняя устойчивость Канады уже не выглядит монолитной. И в логике «права сильного» это делает страну потенциально уязвимой.





