вт, 23/01/2024 - 16:30

Украина хочет запретить все транспортные связи с РФ на 50 лет. Назло кондуктору?

Киевский режим ухудшает жизнь прежде всего на подконтрольной ему территории, считают эксперты.

Власти Украины запланировали полностью прекратить транспортное сообщение с Россией.

Правительством киевского режима подготовлен проект решения о применении санкций к транспортному сектору РФ на 50 лет, сообщило РИА Новости.

Решение должно быть одобрено Советом национальной безопасности и обороны Украины.

Если оно будет принято, на этот срок будут введены запреты:

  • прямого авиасообщения России с Украиной,
  • использование воздушного пространства Украины российскими резидентами,
  • въезда на Украину зарегистрированного в РФ автотранспорта,
  • железнодорожного сообщения для лиц, связанных с Россией, во всех таможенных режимах,
  • плавание во внутренних водах Украины и заход в её морские порты судов под флагом РФ.

Какие последствия у этого могут быть, узнавал ForPost.

Ни поездов, ни самолётов, ни машин

Напомним, в правительстве Украины ранее заявляли, что восстанавливать воздушное сообщение с Россией не намерены, а вот железнодорожное прекращать не хотят. Однако работали над этим.

Украинские власти также сообщали, что не собираются блокировать транзит грузов из РФ.

По факту же авиасообщение между странами было остановлено в 2015 году.

Курсирование прямых пассажирских поездов тоже сошло на нет.

Федеральная пассажирская компания — дочерняя структура «Российских железных дорог» — в 2014 году отменила составы своего формирования из-за оптимизации маршрутов, связанной со снижением пассажиропотока. Тогда остались только поезда, принадлежавшие «Украинской железной дороге» и ж/д администрациям стран СНГ.

Потом, в 2019 году, Украина «совсем запретила полёты в Россию», информировало радио Sputnik. А через три года в Киеве объявили о прекращении отношений и взаимодействий с РЖД, остановке диспетчерской связи с РФ и разрушении ж/д переходов между странами, писали РИА Новости.

В итоге оставался только автотранспорт для поездок из одного государства в другое.

Читайте также: Часть пассажиров в поездах на Крым поедут с новым уровнем удобств

Новый инфоповод

Инициатива правительства Украины о запрете транспортных связей с РФ — не новая история, в Киеве после госпереворота в 2014 году разные политические силы регулярно предлагали это, сказал ForPost политолог, директор факультета государственного и муниципального управления Университета «Синергия» Алексей Бычков.

«Много таких запретов было, даже доходило до инициативы строительства стены на границе Украины с Россией. Чаще всего это — просто риторика, связанная с тем, чтобы мировое сообщество не забывало о существовании Украины. И особенно это важно <для Киева> сейчас, так как фокус внимания <мирового сообщества> смещён на Ближний Восток, на события вокруг Израиля и Палестины — и всё меньше внимания обращают на события, происходящие на Украине. К ним уже привыкли. С тем, что проходит СВО, в Европе свыклись. И поэтому Украине необходимо постоянно давать новые инфоповоды для привлечения внимания к ситуации вокруг неё, продолжения поступления западных траншей, техники и другой помощи, так называемого ленд-лиза для поддержания политического антироссийского режима и пролонгирования, как можно дольше, конфликта с РФ и уничтожения русских на Украине», — считает он.

Нынешнюю инициативу украинских властей можно рассматривать с двух сторон, полагает старший преподаватель кафедры теории и систем отраслевого управления ФИМ Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Роман Могучёв:

российская армия сейчас активно продвигается под Авдеевкой (Донбасс), которая воспринимается в украинском обществе одним из оплотов ВСУ, а потому режиму Зеленского нужно отвлечь украинцев от событий там;

решение принимается на перспективу, как «и вчерашний указ украинского клоуна об исторических территориях Украины», чтобы усложнить переговоры с РФ, когда в Киеве будут вменяемые руководители.

«Ведь вчера российский министр иностранных дел Лавров чётко заявил, что Россия не видит перспектив сохранения власти «зелёной» хунты, измазавшей себя кровью русских людей. Поэтому — с учётом осуществлённых по отмене, запрету и тому подобных действий со стороны украинской хунты за последние 10 лет — данное решение украинского режима не сыграет большой роли для развития как России, так и взаимоотношений между нашей страной и бывшей так называемой Украиной», — сказал Роман Могучёв.

Читайте по теме: Аэропорт в Сочи станет доступнее для жителей Крыма

Путь к изоляции

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Марцева, не вдаваясь в политику, рассказала, как новое «мифическое решение» властей Украины согласуется с нормами международного права.

«В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП) предусмотрены ограничения ряда прав и свобод, в том числе свободы передвижения (статья 12). Но ограничения вводятся только в исключительных обстоятельствах. Например, для защиты госбезопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц и так далее. Однако, согласно статье 12.3, ограничения должны иметь точные критерии, быть пропорциональны угрозе и совместимы с фундаментальным принципом равенства и недискриминации», — пояснила она.

Поэтому возникает сомнение в правомерности такого решения Киева, считает экономист.

В совокупности правоотношений, регулируемых нормами международного транспортного права, достаточно большое место занимают правоотношения, связанные с транзитным перемещением товаров, обратила внимание наша собеседница.

Гарантии предоставления свободы транзита входят в комплекс обязательств, которые берёт на себя страна при вступлении во Всемирную торговую организацию, отметила экономист.

«Таким образом, каждая страна, готовящаяся к присоединению к этой организации, обязана будет закрепить принцип свободы транзита в национальном законодательстве. Напомню, что Украина ещё в 2008 году стала членом ВТО. Следовательно, несоблюдение норм международного права в первую очередь ставит под сомнение сам механизм правового регулирования отношений между странами. Также запреты и ограничения, хоть и допустимые на суверенной территории, приводят к изоляции самого государства, затруднению реализации любых форм взаимодействия. Это однозначно отразится и на экономике, поскольку разрыв устоявшихся взаимосвязей препятствует любой эволюции», — подытожила Татьяна Марцева.

Читайте ещё: Кто проиграет и кто выиграет, если аэропорты Юга России останутся закрытыми

Тупиковый закон

Инициатива властей Украины ввести 50-летний запрет на транспортное сообщение с Россией может иметь значительные последствия для обеих стран, считает политолог Илья Марголин.

Экономические: ухудшение торговых и экономических связей между двумя странами после СВО, что негативно скажется на дальнейшем развитии их отношений — «в каком-то смысле Украина сама вгоняет себя в тупик разрешения разногласий»; увеличение транспортных издержек.

Социальные и гуманитарные: возможные нарушения связей между людьми, разрыв семейных, дружеских и культурных уз, многие будут вынуждены искать обходные пути для общения с близкими, что происходит уже сейчас. Ухудшение условий для тех, кто осуществляет транзит через Украину или Россию, в том числе пассажиров и грузоперевозчиков.

Политические: дальнейшее ухудшение отношений, что может усложнить решение важных политических вопросов, например, дипломатические переговоры и урегулирование конфликта между странами.

Транзитные: потенциальное увеличение нагрузки на альтернативные транзитные маршруты и пункты, что может привести к задержкам грузов, повышению транспортных расходов и ухудшению условий перевозок.

«Итак, инициатива введения 50-летнего запрета на транспортное сообщение с Россией может привести к серьёзным негативным последствиям для Украины в целом. Важно учитывать комплексный характер этих последствий и стремиться к поиску конструктивных решений, способствующих сохранению экономических, социальных и политических связей между Украиной и Россией после завершения конфликта. А <президенту Украины> Зеленскому лучше заняться урегулированием нынешнего конфликта, а не подписывать наотмашь «законы», которые не только подогревают конфликт, но и вводят Украину в тупиковую ветвь развития», — заключил Илья Марголин.

Читайте также: Россия готовит транспортную революцию

Алексей Лохвицкий

Читайте также: