Беда пришла к волонтёрам, очищающим черноморский берег Краснодарского края после мазутной катастрофы 15 декабря 2024 года.
При пожаре в станице Благовещенской (часть Анапы) сгорел их штаб «Шлагбаум».
Но добровольцы, не опуская рук, готовы дальше устранять последствия ЧП.
Как это произошло
Известие о пожаре в волонтёрском штабе «Шлагбаум», находившемся в начале памятника природы Бугазская коса в Благовещенской, прилетело в его Telegram-чат около 19:00 пятницы, 14 февраля.
Тогда уже полыхали как строение штаба, так и здания, к которому он примыкал. Причины возгорания никто не называл.
МЧС России к 19:25 сообщило, что огонь охватил 1000 кв. м «зданий пансионата: горят корпус для проживания и общепит». Были эвакуированы 26 человек. Обошлось без пострадавших. Вскоре появилась информация об увеличении площади пожара до 1400 кв. м.
В 22:06 поступили данные о полной ликвидации пожара. К его тушению привлекли «89 специалистов и 29 единиц техники». Но штаб всё равно сгорел.
Власти Кубани рассказали, что сперва огонь был в ресторане «Соль» и пансионате «Зенит», а потом перекинулся на штаб:
«Часть вещей волонтёров хранилась на территории «Зенита», что-то удалось вынести, но существенная часть пострадала от огня».
Рассказ сенатора
О пожаре также сообщил член Совета Федерации от Херсонской области Игорь Кастюкевич, который в эти дни присоединился к волонтёрам в Анапе.
По его словам, по рации представитель волонтёров сообщил о задымлении в ресторане «Соль», который был закрыт, — «сразу выдвинулись с командой сюда, оказали содействие в эвакуации».
Кастюкевич с добровольцами позвонили в подразделения МЧС, машины которых приехали «крайне оперативно», и «вытащили газовые баллоны, предметы возгорания»:
«Все имущество волонтёров было эвакуировано из штаба».
Реакция добровольцев
ЧП опечалило волонтёров. Они так отреагировали на происшествие в Telegram-чате:
- «Ой не могу, сердце разрывается. Сколько у меня видео осталось от этого места. Душа болит. У меня же в планах было приехать 26 числа»;
- «Самара, Тольятти с вами, ребята! Мы очень переживаем! Но верим, что Шлагбаум возродится вновь и продолжит своё дело! Любим вас»;
- «Нет слов. Наш родной дом, который так тепло принимал и в дождь, и в холод. Помните, как в Кошкином доме, — отстроите ещё лучше»;
- «Дорогие организаторы штаба, пожалуйста, не опускайте рук. Штаб изначально существовал вопреки всему. Пусть так и будет. Ради косы и всех людей, кто был в дни ЧС там, пожалуйста, продолжайте»;
- «Слов нет… До слёз обидно! Давайте, как Феникс, возрождаться из пепла».
Новый штаб
Администраторы чата волонтёров Бугазской косы сообщили, что есть поддержка других штабов:
«Сейчас определим план действий и всё сообщим».
Сенатор Кастюкевич рассказал, что с 15 февраля волонтёры вместе с администрацией Анапского района и МЧС России организуют новый штаб:
«Как работали вместе, так и будем работать. И работы завтра (15 февраля — прим.) на Бугазской косе также будут продолжены».
Действительно, новый штаб уже организовали. Его устроили на базе рыбхоза на Бугазской косе — в двух-трёх километрах от сгоревшего штаба, уточнил Кастюкевич:
«Наводим порядок, смотрим потребности и что где разместить. Определяемся и проходим всё вместе с волонтёрским группами, с кем работаем… Важно, чтобы в новом штабе всем было удобно, комфортно и функционально».
Глава Кубани Вениамин Кондратьев и мэр Анапы Василий Швец не отреагировали официально на ЧП со штабом добровольцев, которые тянут на себе очистку морского побережья Кубани от мазута. Не говоря уже о предложении помощи.
Совпадение или…
Причины пожара установят компетентные службы. Но обращает на себя внимание один нюанс, который может быть просто совпадением.
Пожар возник после того, как со стороны штаба «Шлагбаум» инициировали обращение к президенту РФ и федеральным властям по поводу уборки нефтепродуктов в Анапе.
В тексте обращения, размещённом в чате добровольцев, описана ситуация.
Отсутствие спецтехники — берег чистят от мазута вручную, используя самодельные просеиватели от местных умельцев. Но так вряд ли удастся убрать нефтепродукты до жаркой погоды.
Неудовлетворительная работа грохота для просеивания замазученного песка с пляжей. Оборудование используют по контракту между МЧС Кубани и частной фирмой:
«Вместо просеивания она вдавливает песок и смешивает его с нефтепродуктами, перемалывая песок в одно нефтяное месиво… Просим вас провести расследование и обратить внимание на то, что по условиям госконтракта… содержание менее эффективной техники «Грохот» государством обходится в десятки раз дороже, чем более эффективной — волонтёрам».
Создание рвов на берегу как часть технологии, в которой должны правильно применяться сети, — «из-за отсутствия контроля технология не столько помогла, сколько навредила»:
«Были вырыты рвы, которые забирают часть пляжа, восстановление которого становится сложной задачей. В этих рвах накапливается мазут, который снова засыпается песком, усложняя процесс очистки. Морская вода продолжает забирать часть пляжа, закапывая песок в мазут и замывая ямы вместе с ним».
И многое другое. В конце обращения — предупреждение: турпотоки в Анапу и Анапский район «вернутся ещё не скоро», если не принять меры сейчас и не найти просеивающую песок технику. Так как, возможно, ситуация с ликвидацией последствий мазутной катастрофы «кратно усугубится и затянется».
О штабе «Шлагбаум»
Автономный общественный штаб «Шлагбаум» устраняет мазутную катастрофу на Бугазской косе — в одном из популярных кайтсёрфинговых мест в РФ.
В справке о штабе, приложенной к обращению, указано: более 50 дней он за свои деньги, за счёт гуманитарки и местных жителей обеспечивает работу своих точек, питание, средства защиты для волонтёров, их проживание, подвоз к местам работы и прочее. Ежедневные расходы — в среднем 4500 рублей на одного добровольца.
«Ежедневно у нас работает около 150-200 волонтёров… В настоящее время мы получаем возмещение от Администрации ГО ЧС в среднем размере 30000 рублей в день, при этом реальные затраты штаба в десятки раз больше», — сказано в справке.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (3)
сперва огонь был в ресторане «Соль»
Название ресторана просто огонь! Наверняка солевые наркоманы пожар устроили.
Диверсия!
И почему по всей России одни волонтёры? Добровольцев уже не осталось?