чт, 21/04/2022 - 18:25

Как с помощью «Бесогона» из четвероклашек делали патриотов

Может ли ребёнок быть вне политики?

Учительница питерской школы провела в четвёртом классе «патриотический» урок, показав фрагмент передачи «Бесогон». После урока один мальчик обещал «разобрать на органы» девочку с Украины, другие дети рыдали — кто от страха, кто от жалости к погибшим от рук нацистов.

О том, как далеко готовы зайти педагоги в воспитании патриотов, — в материале ForPost.

Откуда растут ноги?

Инцидент произошёл в школе № 321 на уроке основ религиозных культур и светской этики, рассказало издание «Фонтанка». В качестве «учебного пособия» педагог использовала выпуск «Бесогон TV» Никиты Михалкова.

В программе «Откуда растут ноги» объясняется происхождение нацизма на Украине. Речь в частности идёт о зверствах нацистов с использованием документальной хроники. Начинается фильм с предупреждения: «В программе содержатся кадры жестокости и насилия», установлено ограничение «18+».

Уже с самого начала идут кадры обезображенных трупов, которые тяжело видеть даже взрослым людям. Появляются на экране и украинские девочки из нашего времени — с оружием в руках, выкрикивающие нацистское приветствие.

Просмотр передачи, по словам родителей, вызвал у детей «натуральную истерику» и приступ агрессии. В родительском чате пожаловались, что один мальчик обещал забрызгать перцовкой девочку из фильма и «разобрать её на органы».

Учительница заявила, что фильм должен был помочь ученикам стать патриотами и уберечь от опасных явлений по типу «митингов Навального».

«Считаю, что ребёнок не может быть вне политики», — написала она в объяснительной, пояснив, что дети и так всё слышат и делают неправильные выводы. С её слов, кадры с трупами из видео она удалила.

Такое объяснение не удовлетворило одного из родителей, чья дочь пришла после урока в слезах. Он потребовал дать действиям учителя правовую оценку. Разобраться в ситуации пообещали в аппарате детского омбудсмена.

Читайте по теме: Поклонская рассказала, почему не нужна «Z» на пасхальных куличах

«Усердие превозмогает рассудок»

Стоит отметить, что питерского педагога поддержали множество пользователей «Яндекс.Дзен» в возрасте старше 40 лет. Взрослые считают: дети «стали какими-то чувствительными, слезливыми».

«В пору своего октябрятского и пионерского детства, помнится, ходили к ветеранам в гости и записывали их рассказы о войне. Слушали, плакали, впечатлялись. Воспитывались. Никто из родителей не возмущался, что их дитятку расстроили», — написала одна из пользователей.

Заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лада Чепелева объяснила, почему патриоты со стажем не падали в обморок: в начальной школе с ними говорили главным образом о подвиге Красной Армии, учителя понимали, что «патриотическое воспитание не должно травмировать психику детей».

Она против того, чтобы даже выдержки из программ «Бесогона» показывали младшеклассникам.

«Уверена: если бы у комментаторов сын, дочь, внук, внучка после такого урока вздрагивали по ночам, они бы по-другому реагировали на такие вещи. Мнение граждан кардинально меняется, когда дело касается их детей», — подчеркнула психолог.

Вместе с тем она считает, что перегибы не носят массовый характер: большинство школ ограждают детей от контента «18+».

Иной точки зрения придерживается заслуженный учитель России Лев Соболев, преподающий русский язык и литературу в московской гимназии № 1567.

«Всё больше школ начинают жить по фразе Козьмы Пруткова «Усердие превозмогает рассудок». Отсюда возникают перегибы в патриотическом воспитании детей», — сказал ForPost Соболев.

Учителя уверены: они несут благо детям. Почему? Так написано в методичках, которые образовательным учреждениям спускают сверху.

Читайте по теме: Российские школьники начнут изучать историю с первого класса

Из высоких кабинетов

Наличие методичек подтвердил первый зампред комитета Госдумы по просвещению Максим Гулкин. По его словам, их разрабатывают в кабинетах Минпросвещения.

«Учителю нужно сформировать позицию относительного этого (патриотического воспитания). Желательно, чтобы она не была однобокой, на что-то опиралась. Я считаю правильным наличие таких методичек в школах. Есть учителя, которые могут грамотно донести информацию, например историки. Но есть классные руководители, которые глубоко не погружены в эти процессы», — сказал в интервью корреспонденту YouTube-канала «Редакция» Гулкин.

Методички, отмечают некоторые эксперты, спустили не просто так. В Минпросвещения «сомневаются, что педагоги могут донести нужную информацию до школьников».

Урок в петербургской школе № 321 — яркий тому пример. 

Психолог Лада Чепелева напомнила усердным педагогам, что любые натуралистические сцены насилия вредны для детской психики. Никто из специалистов не может сказать, к чему может привести такая психотравма. А если учащийся решить наказать своих менее, как он думает, патриотичных сверстников?

«Я согласна, что дети не должны оставаться вне политики. Но есть масса других способов донести нужную до учащихся информацию. В СССР проводилась такая работа. Нас с детского садика знакомили с Великой Отечественной войной. Однако тогда никто не показывал четвероклассникам шокирующих видео. Информация дозировалась, детей постепенно погружали в тему», — сказала Чепелева.

Она уверена: петербургский педагог пошла по самому простому пути — решила напугать детей фашизмом. Что в сухом остатке? Межнациональная рознь.  

«Проводя патриотическую работу в школе, ни в коем случае нельзя разжигать ненависть между двумя национальностями», — подчеркнула психолог.

По мнению Лады Чепелевой, сейчас самый эффективный способ воспитать патриотов — это «Бессмертный полк». Благодаря ему школьники научатся ценить память о своих предках и уважать их подвиг.

Читайте по теме: 14-летнего российского школьника задержали за подготовку к массовому убийству

Когда родители против

Сыну почётного адвоката России Евгения Харламова восемь лет. Он с трудом представляет, в каком состоянии пришёл бы его впечатлительный ребёнок с подобного урока.

Адвокат считает: родители в силах противостоять псевдопатриотизму. Он напомнил, что в образовательных учреждениях существуют управляющие советы. Харламов сам трижды возглавлял такой совет в одной из московских школ.

Если родители видят, что школа стала агрессивно-патриотичной, они должны обратиться в управляющий совет с требованием оказать воздействие на педагогов.

Но это превентивная мера. А что делать, когда ребёнок уже получил психологическую травму на уроке?

«Нужно понять, чем руководствовался педагог. Если он решил самостоятельно показать контент с маркировкой «18+», то кто дал ему такое право? Существуют методики, распоряжения, указания, подзаконные акты, обойти которые невозможно. Поэтому, если это частная инициатива, то учитель должен быть готов ответить по закону», — сказал ForPost Харламов.

Наказание зависит от тяжести причинённого психологического вреда школьнику. Как только он будет установлен специалистом, родители должны написать заявление в прокуратуру: надзорный орган умеет ставить школы и педагогов на место в рамках действующего законодательства.

ForPost решил узнать и мнение самого автора программы Никиты Михалкова: можно ли использовать его программу в целях патриотического воспитания младших школьников. «Вернёмся к вам, если будет комментарий», — ответила в мессенджере пресс-секретарь Михалкова Ирина Мячина.

На момент публикации режиссёр не ответил на вопросы редакции. В случае получения комментария он будет обязательно опубликован.

Читайте по теме: Мединский призвал немедленно молиться в школах и позвать на помощь «Бесогон»

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: