Федеральные власти и виноделы подняли вопросы ограничений для вин из недружественных стран и увеличения продаж вин российского производства. Это они обсудили на Российском винодельческом форуме, который открылся в Москве в четверг, 7 ноября.
Больше полок и пошлин
О том, что нужно больше продавать отечественного вина, сказал глава правления Ассоциации виноградарей и виноделов России Дмитрий Киселёв. Он напомнил об изменениях в федеральный закон о виноградарстве и виноделии, подготовленных министерством промышленности и торговли РФ, написал РБК.
Согласно им, в меню заведений должно быть минимум 20% отечественных вин от общего количества наименований. А в магазине — не меньше тех же 20% российских вин на полках.
Это «дискриминационная цифра», считает Киселёв. По его данным, доля российского вина на отечественном рынке сейчас около 60%, поэтому «логично было бы обсуждать 50% долю российского вина на полках магазинов».
Вице-премьер-министр РФ Дмитрий Патрушев предложил дождаться вступления в силу закона. По его мнению, долю следует увеличить, но идти к этому «нужно поэтапно».
Он также отреагировал на предложение ассоциации увеличить ввозную пошлину на вино из недружественных стран — до 50% от его стоимости. Сейчас её размер — до 25%, но не меньше 2 долларов за литр.
Пошлина может быть увеличена и до 30%, и до 50%, сказал Патрушев, слова которого привёл РБК. Такой шаг, уточнил он, позволит сформировать источник денег для развития российского виноградарства.
Бизнес недоволен
Несколько месяцев назад уже поднимался вопрос, чтобы обязать заведения общепита — рестораны и кафе — составлять свои меню, чтобы там было не менее 20% вин отечественного производства, сказал ForPost доцент кафедры менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе Университета «Синергия», ресторатор Георгий Ташкер.
Предлагалось также увеличить в ритейле объёмы отечественного вина, выделив под него определённые полки, добавил он:
«Подобные предложения вызывают бурю эмоций у рестораторов и ритейлеров. С их стороны поступает масса недовольства. Ведь все эти новшества собираются вводить в требовательном режиме. Конечно, нельзя так подходить к делу».
Георгий Ташкер уточнил, что ресторатор может изменить меню и выделить под российские вина отдельную вкладку. Но проблема в том, что большинство клиентов выбирает не отечественные вина, а зарубежные, обратил внимание наш собеседник:
«Это не значит, что наше производство плохое. Просто пока оно уступает по качественным характеристикам зарубежному алкоголю. Сделать целую винную карту только из наших вин невозможно. При этом отечественное вино по своим ценам порой бывает дороже импортного, что бьёт по карману поставщиков, закупщиков, дистрибьюторов и конечных покупателей».
При том, что спрос на вино вообще постоянно растёт, добавил он:
«Спрос на крепкий алкоголь падает, а именно вино всё больше и больше стало продаваться».
Вместо развития — палки в колёса
Законодательное регулирование, уменьшение поставок зарубежного вина — «это всё половинчатые меры», продолжил Георгий Ташкер.
Вместо того, чтобы улучшать качество нашего винного производства, общепиту и розничной торговле «начинают вводить какие-то ограничения и палки в колёса вставлять», сказал он:
«К сожалению, это не приведёт к увеличению производства отечественного вина или к улучшению его качества. Для получения качественного продукта потребуется не один год, а десятки лет».
Для увеличения производства вина в России должно быть необходимое количество винограда, а его не хватает.
У нас есть около 150 000 гектаров виноградников, но чтобы закрыть полную потребность винного рынка в сырье, нужно порядка 200 000, говорил ранее руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский.
По его оценке, за последнее десятилетие наши виноградники увеличивались в среднем на 5000 га ежегодно — при таком темпе потребуется ещё примерно 20 лет для достижения необходимых 200 000 гектаров.
Кроме того, нужны модернизация винодельческих производств, покупка новых саженцев винограда в питомниках и приобретение средств защиты для растений, обратил внимание экономист Дмитрий Семёнов. И виноделам придётся «понести определённые расходы», констатировал он.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Для увеличения продаж отечественного вина прежде всего необходимо увеличивать площади виноградников и производство своего виноматериала, а не отдавать земли с/х назначения под глемпинги и коттеджи. Заодно умерить аппетиты виноделов и торговых сетей, которые продают откровенный шмурдяк по астрономическим ценам. А ограниченме импорта приведёт только к ещё большему увеличению цен и ухудшению качества, т. к. отсутствие конкуренции - прямая к этому дорога.