ср, 28/06/2023 - 17:25

Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?

Советский опыт нам в помощь.

Это лето началось с громких ДТП с участием электросамокатов. Одно мз них спровоцировал полицейский — он наехал на ребёнка, который получил серьёзные травмы. Что нужно сделать, чтобы раз и навсегда закрыть этот гельштат, — в материале ForPost.

Статистика, написанная кровью

За последние два года количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось на 85%, сообщил в апреле журналистам начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин.

Если в 2019 году таких ДТП было меньше полутора сотен, то в 2022-м — почти тысяча, а погибших в них — два десятка человек.

Статистика за первую половину 2023 года пока не опубликована. Однако, судя по сообщениям СМИ и телеграм-каналов, происшествий меньше не стало.

Так, 18 июня капитан полиции из Новосибирска во время отпуска в Санкт-Петербурге на электросамокате сбил 8-летнего мальчика. У пострадавшего диагностировали открытый перелом челюсти. Ему предстоит операция, сообщает Baza.

Неспокойно и на улицах Самары: здесь водитель электросамоката чуть не сорвал соревнование по триатлону — он выкатился под колёса велосипеда спортсмена.

Депутат Госдумы Султан Хамзаев уверен: ДТП станет меньше, если ПДД автомобилистов будут распространяться и на владельцев электросамокатов. Только так, считает собеседник ForPost, можно урегулировать ситуацию на дорогах и тротуарах.

Почему этого не происходит?

«Есть хорошая поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К сожалению, эта философия присутствует в решении обозначенной вами проблемы», — сказал Хамзаев.

Читайте по теме: Юрист рассказал, как наказать самокатчика в случае наезда

Что такое электросамокат?

Весной 2022 года, рассматривая иск о смертельном ДТП с участием электросамоката, Верховный суд РФ признал его транспортным средством.

Инициировал иск водитель автомобиля, который «не заметил помехи справа». Он был не согласен с тем, что техническая экспертиза признала электросамокат транспортным средством. Истец настаивал, что пострадавший в аварии — пешеход, который оказался на проезжей части, «где ему делать нечего».

Верховный суд с доводами истца не согласился, иск был оставлен без удовлетворения. В мотивировочной части решения электросамокат остался транспортным средством.

Несмотря на это, юридических споров меньше не стало.

«Высший судебный орган ничего не признавал и признать не мог. Он рассматривал дело исключительно в рамках заявленных исковых требований о признании недействующими некоторых положений ПДД. Поскольку иск оставлен без удовлетворения, в ПДД ничего не изменилось», — приводит интернет-издание Mafin слова адвоката Сергея Радько.

Читайте также: В Севастополе электросамокат убил пожилую женщину

Правила есть, но их как бы нет?

Точку в этой истории попыталось поставить правительство. Осенью 2022 года на сайте Кабмина были опубликованы скорректированные правила ПДД.

Согласно им электросамокаты, гироскутеры, сегвеи и моноколёса получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Для них установлены жёсткие правила:

  • самокатчики старше 14 лет должны использовать велосипедные и велопешеходные дорожки, проезжую часть велосипедных зон или велополосы;
  • по тротуарам и пешеходным дорожках можно ездить, только если поблизости нет специально оборудованных полос движения;
  • выезд на проезжую часть запрещён для всех СИМ без электромотора (гироскутеры и моноколёса);
  • движение электрических СИМ по краю проезжей части или обочине — только при полном отсутствии велосипедной или пешеходной инфраструктуры;
  • выезжать можно на дорогу, на которой разрешено движение велосипедов и установлено ограничение скорости движения в 60 км/ч;
  • движение по проезжей части — только в один ряд, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия на проезжей части;
  • в остальных случаях самокатчик должен вести СИМ рядом с собой, следуя по ходу движения транспортных средств, тогда как пешеходы, наоборот, должны идти навстречу движению;
  • на электросамокате должен быть установлен фонарь, который обязательно нужно включать в тёмное время суток;
  • СИМ должно быть оборудовано тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями;
  • остановка СИМ запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси;
  • для СИМ появятся специальные дорожные знаки, которые проинформируют водителей, предназначена ли дорога для движения самокатов и подобного транспорта.

Последний пункт, отметил президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук, удалось реализовать только в Москве. У остальных городов на установку специальных знаков «нет денег», подчеркнул наш собеседник.

«Чем СИМ принципиально отличается от мотоцикла? Ничем. Оно также может развивать скорость до 100 км/ч. На нём, как и на мотоцикле, ни пассажир, ни водитель не защищён. Не стоит также забывать и о том, что они сами представляют опасность для пешеходов. Несмотря на это, мало кто из водителей электросамокатов соблюдает вышеназванные правила. Какой остаётся выход: либо в парках создать для них отдельные полосы движения, либо запретить электросамокаты полностью, как это сделали власти Парижа. В столице Франции на них ездить нельзя», — сказал ForPost Форманук.

Читайте также: Вопрос создания велодорожек в центре Севастополя разделил горожан

Советский опыт в помощь

Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов удивлён, «насколько у контролирующих органов коротка память»: решая проблему электросамокатов, «власти пытаются изобрести велосипед» вместо того, чтобы «опираться на успешный советский опыт»

«Да, в СССР не было электросамокатов, но были велосипеды. Каждый велосипед ставился на учёт, ему выдавался номер. Почему бы нам не перенять этот опыт и не ставить на учёт электросамокаты? Зачастую самокатчик после того, как врезался в автомобиль, сбил пешехода, скрывается с места преступления. Установить его личность крайне сложно. Когда СИМ будет постановлено на учёт, его владельца можно будет легко установить по номеру, который могут запомнить очевидцы происшествия», — сказал ForPost Курдесов.

Пока, сказал наш собеседник, проще отслеживать электросамокаты компаний, которые сдают их в прокат. На этих СИМ установлен GPS, у них есть регистрационные номера.

Настало время вывести из серой зоны электросамокаты рядовых граждан.

«Можно написать сотни правил, установить штраф в миллион рублей в минуту, но всё это не будет работать, так как нарушителя сначала нужно поймать. Пока это сделать невозможно: у правоохранителей отсутствует информация об электросамокате и его владельце. Только после регистрации СИМ мы получим неотвратимость наказания, заработает система, а рычаги воздействия на недобросовестных участников дорожного движения станут более эффективны», — резюмировал Курдесов.

Читайте по теме: Взорвавшийся самокат едва не убил мужчину в лифте

Роберт Вочовский

Читайте также: