Новости Севастополя

Как одно слово изменит похоронную сферу Севастополя

Служба новостей ForPost

Гробы для севастопольцев разрешили делать не только из пиломатериалов.

Как одно слово изменит похоронную сферу Севастополя
Всё связанное со смертью — неотъемлемая часть жизни.
Фото:
Арина Розанова / ForPost / нейросеть Freepik AI

У поставщиков гробов, которые предоставляются севастопольцам согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, прибавилось свободы выбора. Отныне эти изделия могут делаться не только из пиломатериалов.

Постановление правительства Севастополя № 45-ПП «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших на территории города Севастополя» было принято около полутора месяцев назад, 20 февраля 2026 года. В приложении к нему, в числе прочих услуг есть и предоставление «гроба стандартного из пиломатериалов толщиной до 25 мм с изголовьем из древесных опилок». Снаружи и внутри, уточняется в приложении, стандартный гроб должен быть обит хлопчатобумажной тканью.

Новое постановление правительства, принятое 10 апреля, вносит в документ одно-единственное изменение: из описания гроба исчезло уточнение «из пиломатериалов».

Несколькими днями ранее тема использования для этих целей альтернативных материалов обсуждалась в программе ForPost «Дело на миллион». Очередным её участником стал владелец ООО «Центр упаковки и дизайна» Юрий Пефтиев. Компания производит разнообразную упаковку из гофрокартона, но не только: в перечне её продукции есть и мебель, и декорации, и фотозоны, и гробы.

Отвечая на вопрос ведущего программы, Юрий Пефтиев сообщил, что «Центр упаковки и дизайна» имеет соответствующий патент, однако спрос на продукцию тормозится в том числе из-за местных нормативных актов. Если в ГОСТах не говорится, что дерево является обязательным материалом для изготовления гробов (они, заметим, бывают не только деревянными и картонными, но также пластиковыми и металлическими. — ForPost), то на местах такое уточнение добавляется.

«Дали человеку задание написать нормативный акт. Он знает, что гробы делаются из дерева, поэтому так и пишет. А раз написано деревянный — значит, деревянный», — пояснил предприниматель.

Кроме этого, агентства зачастую просто не хотят ломать устоявшиеся связи с поставщиками. Существует и некоторое предубеждение против такой продукции.

«Но мы предложили это не потому, что хотим обесценить ритуал <погребения>. Мы просто хотим сэкономить деньги государства и отдельных людей. У нас есть разные по качеству продукты — как премиум-класса, так и эконом-класса. И они, безусловно, дешевле тех, что предлагаются на рынке», — рассказал Пефтиев.

При этом в масштабах страны непривычный материал постепенно всё же завоёвывает более прочные позиции. О растущем спросе на картонные гробы в России ForPost сообщал в июне прошлого года со ссылкой на Тelegram-канал «Русский ретейл и бизнес». Эту тенденцию связывают не только с экономическими, но и экологическими соображениями: картонные гробы полностью разлагаются в земле всего за шесть месяцев, выдерживают вес до 150 кг и хорошо подходят для кремации.

Елена Макарова

Казалось бы, мелочь: разрешить делать ритуальные гробы не только из дерева, но и из альтернативных материалов — картона, пластика, металла. Однако за этим кроется сразу несколько важных процессов: экономия бюджетных средств (похороны за счёт государства обойдутся дешевле), поддержка местного производителя с патентом на картонные гробы и, наконец, экологический тренд — такой гроб полностью разлагается в земле за полгода и подходит для кремации. Вопрос лишь в том, готово ли общество отказаться от стереотипа «дерево — это солидно, а картон — это унизительно», ведь по сути речь идёт не об обесценивании ритуала, а о разумной альтернативе, которая уже набирает популярность по всей России. Севастопольское правительство сделало первый шаг к снятию бюрократического барьера — осталось дождаться, когда изменится и общественное восприятие.

3766
Поделитесь:
Оцените статью:
4
В среднем: 3.5 (2 голосов)
Обсуждение (51)
еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

Я не поняла, для чего исключили "из пиломатериалов" и оставили "толщиной до 25 мм с изголовьем из древесных опилок". 

Это поддержка предпринимателей или удешевление гроба? 

Tatyanochka
1594
Tatyanochka

еще одна мама …,

Я думаю это продвижение бизнеса нужного человека , думаю что , не бесплатно

Все очевидно

Grajdanin
171
Grajdanin

Так может уже сразу в коробках из под холодильников

Serggio
27420
Serggio

Grajdanin,

Целлофановые пакеты ещё дешевле.

Мелита
3191
Мелита

Картонные гробы? Что, совсем плохо стало на ниве жизни., в краю родном.?

Мы просто хотим сэкономить деньги государства и отдельных людей

Радетели  вы наши. заботливые.

картонные гробы полностью разлагаются в земле всего за шесть месяцев

Цинизм какой!

komandor
7886
komandor

Мелита,

что в этом циничного и плохого? внешне гроб не отличается от деревянного, а усопшему точно всё равно в чем разлагаться. Все эти похороны и ритуальные услуги больше живым нужны, чем мертвым. Похороны очень дороги, если можно на чём то сэкономить, то почему бы и нет? Лично мне всё равно в чем меня похоронят, пусть хоть в коробке из холодильника. Какая мне будет разница?

Остряки
7693
Остряки

komandor,

К сожалению у покойного не спросишь согласия, а вот экономить на близких рука не поднимается. Хочется чтобы у них на земле хоть в последний раз всё самое лучшее было. 

komandor
7886
komandor

Остряки,

у покойного не спросишь, но разумно поступают те, кто при жизни озвучивает свои желания насчет похорон. И я знаю многих, которые говорят, что им на фиг не нужны пышные похороны - чем экономнее, тем лучше. Мне тоже совершенно всё равно, как закопают мой кусок плоти. Пусть лучше живые на себя эти деньги тратят, чем обогащают похоронных барыг

Остряки
7693
Остряки

komandor,

А если человек не верит что умирает и надеется поправиться? Вы знаете, даже если знаешь что твоему близкому человеку остались считанные дни, а он просит какую нибудь вещь которая ему уже не пригодится, сказать это ему не возможно, что тебе это уже не нужно и почему. Или когда на похороны приходят пятьдесят человек, сказать им что поминок не будет, так как деньги пригодятся живым тоже нельзя, ради памяти родного человека. Или положить его в самый дешёвый гроб тоже нельзя, как после этого смотреть самому себе в глаза? Не так всё это просто как кажется. 

olga-smirnova2006
3394
olga-smirnova2006

Остряки,

1.То есть этот человек планирует жить вечно? Даже если он и надеется поправиться, любому разумному человеку очевидно, что это не навсегда. 2. Самому себе смотреть в глаза - это в любом случае сложно. И кто вам предлагает отменять поминки, непонятно. 3. И, наконец, как могут быть циничными законы природы?)

komandor
7886
komandor

Остряки,

Ольга Вам правильно написала: никто не вечен. Я не планирую нынче умирать, но моё мнение насчет похоронной ярмарки тщеславия знают все родственники и друзья. Мне совершенно не нужен гроб из красного дерева, повторюсь: какая разница в чём гнить? Память о человеке это не гроб из красного дерева и не памятник из итальянского мрамора. 

Про муки совести это тоже не про память об умершем. Это попытка богатыми похоронами успокоить себя ( самоутешение "если дорогой гроб и веночки, то я сделал всё, что смог напоследок, т.к. много не успел при жизни родного человека")  и, признайтесь честно, это вечное "что люди скажут?".

И мы говорили об уже умершем, а не об умирающем. Умирающему нормальные родственники не отказывают ни в каких желаниях. Вот тут экономить не нужно, человеку осталось недолго и надо чтобы он получил максимум удовольствий. И поминки это не похороны. Посидеть, вспомнить умершего очень важно именно для живых. Это сродни психотерапии - человек не должен оставаться один в своём горе и чем больше рядом людей, тем лучше. 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

komandor,

Да. Озвучивают очень многие. Мама тоже озвучила: полный список плюс отпевание. Со списком никто не спорит, но отпевание коммунистке в прошлом, которая ни одной молитвы не знает и в церковь на службу никогда не ходила?  Про исповедоваться и Посты держать уже молчу. Я, конечно, промолчала, какой смысл спорить? Мама старенькая уже. Но выводы сделала и дома детям сказала, чтобы похоронили нас с мужем вместе (неважно, кто первый уйдет) без фанатизма и приезжали к нам два раза в год на наши дни рождения. 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

Остряки,

Нет . Это, как раз, очень просто: соообщать о похоронах только близким друзьям усопшего. А отказать в покупке можно, не объясняя причину. Обычным отсутствием сейчас денег. 

Я, конечно, все понимаю, но есть такое слово "уместность". . 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

olga-smirnova2006,

Согласна. Мы похоронили многих родных. Осталась одна мама. 

Но все похороны проходили адекватно и без фанатизма. Мы сообщили только близким друзьям. И свекры, и моя бабушка были уже  пожилыми, поэтому друзей в живых оставалось меньше десятка. 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

komandor,

Вы правы. 

Остряки
7693
Остряки

olga-smirnova2006,

1.При чем тут вечно? Относительно молодой человек ещё надеется что поправится, неужели не понятно? Вы бы сказали близкому человеку, все равно помрешь не сегодня-завтра, тебе это не надо. 2.Все нехорошие поступки нормальным человеком переживаются снова и снова, особенно если ты чём либо обидел уходящего близкого человека, так понятно? Предлагают экономить, а это значит что-то сократить, убрать. А на счёт циничных законов природы вообще не понял? Очень удивлён, очевидно я совсем плохо излогаю, что так меня можно было понят. 

Остряки
7693
Остряки

komandor,

Чего же правильно она сказала? Я написал что трудно сказать человеку, что его дни сочтены, когда он ещё строит планы. Честно говоря вообще не понял, что сказала Ольга и какое это отношение имеет к тому что я написал. О богатых похоронах я тоже ничего не писал, я писал о нормальных, где есть всем возможность прийти, проститься и чтобы не было стыдно перед людьми. Я про это и писал, а поминки это повод людям упомянуть добрым слово умершего. 

Остряки
7693
Остряки

еще одна мама …,

Спасибо за совет, но я бы так не смог поступить. 

komandor
7886
komandor

Остряки,

мы с Вами говорим о разных вещах. Чтобы лучше быть понятым, я отвечу по пунктам Вашего комментария выше. 

1.Никто не говорил о том, чтобы приставать к умирающему человеку с вопросами как его хоронить. Разговор был о том, что сам умирающий или вполне еще живущий вполне способен озвучить свои посмертные планы. И одно дело, если человек желает палисандровый гроб, венки из магнолий и закопать у кремлевской стены - тут уж крутитесь как хотите, а другое дело когда человек внятно озвучил хоронить экономно, по-минимуму. А в случае, когда разговор на такую непопулярную тему не звучит даже в старости, делать разумные выводы самому. Мёртвым всё равно.

2.Нехорошие поступки действительно переживаются фактически всю жизнь. Но, к совести пышные похороны не имеют никакого отношения. Если Вы не успели попросить прощения при жизни, то у мертвого просить поздно. Экономите Вы на похоронах или нет, переживать всю жизнь Вы будете одинаково. И, что ни говорите, "чтобы не стыдно было перед людьми" основной фактор трат на похороны (да и на другие жизненные мероприятия). Вот этого никогда не понимал. Мне на мнение чужих людей плевать. Важны только родные и близкие друзья.

И кстати, те "картонные" гробы, из-за которых разгорелась дискуссия, ничем не отличаются внешне от деревянных. Они же все тканью оббиваются. Так в чём смысл платить именно за деревянный? тут ведь даже перед людьми стыдно не будет, если им не рассказывать о материале ) 

komandor
7886
komandor

Остряки,

а вот конкретный Вам вопрос. Живите до 100 лет минимум, належаться успеете, но на далекое будущее, по нынешним ценам, скажите: Похоронить можно и за 200-300 тыщ и за 100 тыщ. Это без поминок. Что лично Вы пожелаете своим родным по своему поводу? Сэкономить 100 тыщ для живых или никакой экономии?

 

Остряки
7693
Остряки

komandor,

Лично я, планирую, оставить на все эти мероприятия чёткие инструкции и деньги. Как сделали мои родители, когда уже не в шутку занемогли, я с ними был по два года с каждым, ухаживал за лежачими, предварительно бросил работу, чтобы ни на похороны ни на памятник никто из сыновей не потратил ни копейки, так я и сделал, вместе в ним отложили их деньги и докладывали с пенсии, а на поминки пришли все кто захотел, в те годы ещё работала Слава Севастополя и я там давал объявление с приглашением проститься с ними. Расходы всё эти я записал, но ни у кого из наследников не пришло в голову проверить это. Отбитые матерей гробы сейчас и есть самые дешёвые они стоят около 10 тысяч, уже приличные полированные чуть больше 20 тысяч, а совсем приличные 50 тысяч, про красное дерево не знаю, думаю около полмиллиона, как и итальянский мрамор. 

Остряки
7693
Остряки

Остряки,

Пожелаю я чтобы они (родственники) только проследил за тем что я не смогу доделать по определению и не потратили ни рубля, так как их деньги уже запланированы для их дальнейшей жизни. 

komandor
7886
komandor

Остряки,

Вы правильно делаете. Так, в принципе, сейчас большинство поступает - копят "на смерть". И я так делать буду (может уже и стоит призадуматься). Но, "...человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен... (с). Вот на случай внезапной смерти я всех и предупредил - хоронить максимально дёшево. Вот прояндексил сейчас: эко-гроб 2400 против полированного за 20000. Экономия хорошая, пущай меня в картонном хоронят, быстрей перегноем стану ).

Остряки
7693
Остряки

komandor,

Почему сейчас? Наверное всегда,, у меня бабушки в 70-х годах тоже это делали, помню. Да и анекдот из тех же 70-х вспомнил. Бабушка всё приготовила к похоронам и дай думаю посмотрю как это будет выглядеть. Оделась, легла в гроб и фотографа вызвала, тот пришёл сфотографировал, а она вдруг, глаза открывает, подымается и спрашивает, а фото когда будут готовы? 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

Остряки,

Пожалуйста. Но я не давала Вам  советов.: у меня привычки раздавать непрошенные советы нету. Я написала, как сделали мы. 

Если Вам нравится накрывать столы на всех соседей и знакомых, чтобы быть "не хуже других", но это именно Ваше желание. Но никак не желание усопшего. 

Остряки
7693
Остряки

еще одна мама …,

Как раз, зная своих стариков у всех, когда уходил их знакомые или родственники они интересовались  сколько людей было на поминках, когда слышали большую цифру очень радовались этому,, что человека любили. Как раз это желание усопших чтобы как можно больше людей из поминали добрым словом, а чтобы они были никому не нужны даже на похоронах не встречал. Моего брата один раз попросили,, чтобы он постоял на отпевание своего бывшего знакомого,, которого хоронили бывшая жена и никто не пришёл на них. Если так рассуждать то идеальные похороны это когда в них участвуют только служащие ритуального агентства? 

Grajdanin
171
Grajdanin

А макулатуру на гробики будут принимать? 

Рекрут
1304
Рекрут

Скоро перейдём на саваны из ткани.

atos.2010
831
atos.2010

Черный постсоветский анекдот: для экономии на гробах,памятниках,оградах, хоронить в целлофановых пакетах, стоя по пояс,взявшись за руки. Тогда смеялись.  

Tim Tomas
7329
Tim Tomas

Это новые креативщики придумали?😀

Остряки
7693
Остряки

Tim Tomas,

Старо как мир, помню пятьдесят лет назад ходили истории как кто-то купил обувь и костюм и попал под дождь и всё это развалилось, оказалось привезли из-за границы одежду для покойников. Главное чтобы честно говорили из чего это сделано и какая фактическая цена. 

strelec
25554
strelec

В 90-е делали гробы из оргалита.

Валентина Константиновна
389
Валентина Конс…

strelec,

Абсолютно верно, своими глазами видела - каркас из бруса 30х30 , на днище 2 поперечины и оргалит

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

strelec,

Так сейчас на улице 2026й год. Про 90е уже никто и вспоминать не должен, столько лет прошло. 

Дава Гоцман
1083
Дава Гоцман

Из чугуна....

olga-smirnova2006
3394
olga-smirnova2006

Дава Гоцман,

Ну да, судя по комментариям, такой вариант и будет расценен как "достойные" похороны). 

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

olga-smirnova2006,

Нет, "приемлемые". "Достойные" - это из красного дерева. 

 

d dd
12448
d dd

хочется сказать -давайте жить дружно и долго, но не получится (омс, пенсии, полномочий нет...)

какая разница в чём гнить? 

можно в крематорий, а так то переход в другое физико-химическое

что касается труны бюджетной- кто нибудь хоть раз заказал похороны в "натуре", т.е без оплаты за счет бюджета?

ведь имменно тогда гроб дешманский и предоставят из картона

а так то все пособие получают 8к

komandor
7886
komandor

d dd,

картонный гроб в прейскуранте называется эко-гроб, стоит 4800. Хоть с пособием хоть без - только Ваше желание купить такой гроб или из красного дерева

еще одна мама школьников
9290
еще одна мама …

d dd,

Мы бабушку и свекра хоронили еще при пособии в две их пенсии. 

d dd
12448
d dd

еще одна мама …,

я вот честно не знаю сколько сейчас пособие на захоронение,

но мне кажется, что вся эта возня как раз и для этого случая, похорон в натуральном виде (право на "бесплатные" имеют все)

Остряки
7693
Остряки

d dd,

Я получил в этом месяце 20к с какими то рубляли, с чего Вы взяли 8к? 

Остряки
7693
Остряки

еще одна мама …,

Этот было другое государство. 

komandor
7886
komandor

komandor,

ошибся почему то, гроб 2400 стоит. Зачем я подумал о двух гробах? из жадности что ли? 😆

Остряки
7693
Остряки

komandor,

За 2400 уж совсем простой. От 4000 начинаются немного приличные

Остряки
7693
Остряки

Остряки,

За 2400 уж совсем простой, от 4000 немного похожие на гроб. 

komandor
7886
komandor

Остряки,

нормально, мне хватит. Вполне уютная коробочка

d dd
12448
d dd

Остряки,

Размер пособия с 1 февраля 2026 года — 9 788 руб.27 янв. 2026 г.

d dd
12448
d dd

d dd,

странно как то работает тырнет 

Размер пособия с 1 февраля 2026 года — 9 788 руб.27 янв. 2026 г.

я то про что веду разговор, не знаю ни одного случая, что бы социально благополучные (хоронили ,т.е) услугу получали в натуральном виде

Т.е отказ от получения пособия и передача проблем с захоронением местным властям в ГБУ.

Я думаю ,что если такой эксперимент провести, то если ни в след за покойным, то на больничку с ЧМТ или ССЗ острым то можно уехать 

Остряки
7693
Остряки

d dd,

Это первая часть получил 9596,10, заявление на которую можно подать в Госуслугах. Вторую часть выплачивает Соц защита, в СФР своего района пишешь заявление и через пару дней получил ещё 10492.

Остряки
7693
Остряки

Супругу потерял, в этом месяце, похоронил, после долгих лет борьбы в болезнью, всё это ещё в памяти, хоть и нахожусь в прострации. Конечно нужно намного больше, но и на том спасибо. 

Главное за день

Как Брянск пережил жестокую атаку сотни дронов ВСУ

Над регионом сбили более 100 беспилотников — известно о раненых людях.
07/05/2026 11:19
1406

Неприглядная правда попавших в немецкий плен защитников Севастополя

На примере командира 134-го гаубичного артполка Бориса Кубарского и командира 130-мм батареи на Малаховом кургане Алексея Матюхина.
06/05/2026 19:00
12641

Ряду севастопольцев выставили раздутые счета за неожиданно выросшие квартиры

Перерасчет могут признать необоснованным, но сделать обратный не торопятся.
06/05/2026 09:03
4881

После ночного налёта БПЛА в Крыму есть жертвы

О гибели людей сообщил глава республики.
06/05/2026 00:57
7880

Сколько стоит лето в детских лагерях Севастополя и Крыма

Если сравнивать со взрослым отдыхом – совсем немного.
05/05/2026 19:00
2855
Туризм

Турист получил компенсацию за битву за лежаки на греческом курорте

В суде решили, что туроператор должен был решить проблему заранее.
07/05/2026 14:51
47

Почему круизные лайнеры становятся «чумными кораблями»

Эксперты объяснили причину вспышек заболеваний.
07/05/2026 11:47
423

Нефтяные загрязнения в Туапсе: что происходит сейчас и как отреагировали туристы

Где были выбросы и сколько уже убрано замазученного грунта.
06/05/2026 15:17
1735

Сутки без пересадок: история случайного знакомства севастопольца с Волгоградом

Большой фоторепортаж о том, чем впечатляет город на Волге в будни и в майские праздники.
05/05/2026 20:00
1340

Сколько стоит лето в детских лагерях Севастополя и Крыма

Если сравнивать со взрослым отдыхом – совсем немного.
05/05/2026 19:00
2855

‑91 °C и медведи против пингвинов: о чём спрашивают севастопольца после Антарктиды

Антарктида – один из центров управления погодой в мире.
05/05/2026 16:09
1176