Если для городского жителя вороны, грачи, чайки, ласточки — привычные соседи, то для любого аэропорта птицы являются настоящим бедствием. ForPost узнавал, что международный аэропорт Симферополя имеет в арсенале борьбы с пернатыми.
Так, по данным Росавиации, с 2004 по 2018 год пернатые сталкивались с воздушными судами 891 раз. За это время три такие встречи привели к повреждению судна. А в 2019 году птицы попали в двигатель авиалайнера, летевшего в Симферополь из подмосковного Жуковского. Пилоты чудом сумели посадить самолёт на кукурузное поле. Так что ничего удивительного нет в том, что российские аэропорты выходят на самую настоящую тропу войны с птицами, и воздушная гавань Крыма не исключение.
«Раньше я любил чаек»
Рабочий день инженера-орнитолога аэродромной службы аэропорта Симферополь Виталия Маслюкова начинается в семь утра с объезда территории. Сейчас в это время ещё темно, поэтому приходится повторять поездку на четыре километра в одну сторону, когда становится светло.
«Вдруг какая-нибудь чайка может остаться ночевать в районе фонарей или присесть на полосе», — объясняет орнитолог.
Если непрошеных гостей с приходом дня не осталось, можно вернуться на пост. Отсюда инженер и техник орнитологической службы ведут визуальные наблюдения при помощи биноклей. Хотя у Виталия уже намётанный глаз — стаи птиц он замечает издалека. Увидев, он прыгает в бело-жёлтый пикап и мчится в направлении пернатых. Если птицы местные, обитающие в окрестных полях, то их не надо даже пугать. Достаточно подъехать поближе, как они поднимаются в воздух.
«Вы знаете, сейчас едешь куда-то по личным делам и везде-везде замечаешь этих птиц. А когда на море приезжаешь, эти чайки... Боже, я их так любил когда-то, но что-то сейчас недолюбливаю», — со смехом жалуется на издержки профессии Виталий.
Если птицы залётные, то в дело вступает самая настоящая артиллерия.
Аэродромная артиллерия
Вдоль всей взлётно-посадочной полосы симферопольского аэропорта установлено более 50 различных отпугивателей птиц, а грызунов, привлекающих потенциальных пернатых хищников, прогоняют ультразвуком.
Чего только нет в арсенале орнитологов! Самые громкие — это три пушки, работающие от баллонов с пропаном. Они могут стрелять в автономном режиме, поэтому их используют для подстраховки. Например, на юг аэродрома движется большая стая, Виталий с командой выдвигается навстречу, но на всякий случай пушку устанавливают на севере или в центре лётного поля — вдруг и там появятся нежданные гости.
Вдоль всей полосы на одинаковом расстоянии находятся 12 биоакустических отпугивателей, так называемых bird gard. Это приборы, работающие на солнечных батареях, имитирующие крики хищных птиц. Их задача — отвадить городских галок, ворон, грачей.
Когда Виталий объясняет принцип работы «бёрд-гарда», мы как раз стоим рядом с этим прибором. Внезапно металлическая коробка разражается истошными воплями. Звук такой неожиданный и неприятный, что хочется заткнуть уши. Сразу чувствую себя мышонком, над которым кружат стервятники.
Впрочем, «бёрд-гарды» включаются через определённый интервал времени. Постоянно работают только визуальные пугала — светоотражающие полусферы со множеством зеркал под разным углом и механические крутилки с нарисованным сверху птичьим глазом.
«Насладившись» звуками природы, возвращаемся в пикап орнитологов. Виталий по рации сообщает диспетчеру: «На полосе птиц нет. Над аэродромом наблюдаются редкие перелёты».
Однако не успеваем проехать и сотню метров, как из-под колёс взмывает десяток чёрных грачей. Маслюков моментально тормозит машину, открывает боковое окно и даёт шумовой залп из так называемого сигнала охотника — ещё одного «оружия» аэродромной службы.
По птичьим перелётам можно сверять часы
Собеседник ForPost настроен миролюбиво. Виталий считает, что не животные обитают в мире людей, а наоборот. Поэтому старается попусту не пугать пернатых соседей.
Впрочем, за десять лет службы Маслюков настолько хорошо изучил привычки и традиции крымской фауны, что может заранее предугадать, где и когда ждать гостей.
Так, каждое утро с мест ночёвки в центре Симферополя на кормёжку в поля к северу от столицы летит большая стая грачей. Вечером птицы возвращаются обратно в район Детского парка, а также скверов возле Дома культуры профсоюзов и железнодорожного вокзала.
«Когда у меня выходной, я утром выхожу на балкон и, посмотрев на часы, могу сказать: сейчас пролетят птицы. И точно, они летят!» — делится наблюдениями орнитолог.
Раньше, когда в микрорайоне Каменка Симферопольского района работал мусорный полигон, он постоянно привлекал стаи чаек. Особенно их много бывало в ветреные дни, когда на море бушевали шторма. Как только свалку закрыли, аэродромная служба вздохнула с облегчением — чайки почти пропали.
Кроме этого, каждый год в конце мая у орнитологов прибавляется забот из-за подросшего молодняка грачей, которые покидают гнёзда и учатся самостоятельно искать себе пропитание. А в августе-сентябре перед отлётом на юг небо над аэропортом наводняют ласточки.
«Мелочь, ласточки, но, когда их много, они мешают. Ласточки не представляют собой угрозы, но визуально раздражают пилотов», — рассказывает Виталий Маслюков.
Самыми необычными гостями симферопольского аэропорта стала однажды стая огромных грифов, которые обитают в основном на главной гряде Крымских гор. Видимо, отсутствие пищи заставило величавых красавцев искать новые места для охоты.
Работа с птицами лишь на первый взгляд кажется лёгкой и беззаботной. На самом деле, по словам Виталия, это настолько сложная и ответственная работа, что не каждый коллега по аэродромной службе вызывается его подменить.
Читайте по теме: Секретные дела собачьей службы: как работают кинологи в аэропорту Симферополя
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (7)
Человек вторгся в стихию птиц, но сам птицей не стал...
Нечего вокруг аэропорта свалку пищевых отходов устраивать. Птицы как и люди в течении сезона тоже мигрируют.
Из пушки по воробьям.
"Рабочий день инженера-орнитолога аэродромной службы аэропорта Симферополь Виталия Маслюкова начинается в семь утра с объезда территории. Сейчас в это время ещё темно, поэтому приходится повторять поездку на четыре километра в одну сторону, когда становится светло."
Какого ты там делаешь пока темно? Или зачем данная инфа? Я понмаю, принял пост, но зачем нам знать, что темно и нужно еще раз объезжать???
Должность "пугало аэродромное". Ну как-то так.
to Михаил_tm: У него есть регламент, по нему и работает. В авиации регламент - главное, что-нить произойдёт и узнают что не выполнил регламент - всех собак повесят.
Ничего так не пугает вредителей с клювами, как появление в небе настоящего сокола. В Домодедове есть штатный сокольничий. Периодически он выпускает своих питомцев в небо - им тоже хочется питаться натуральным образом, а не фастфудом. Эффект просто чудовищный. Всякая пернатая живность, начиная от воробьев, и кончая воронами, навсегда меняет решение о месте жительства. А соколы зарабатывают себе законный обед.