1 ноября 2022 года информационный портал ForPost отметил 15 лет своей работы. Сейчас на сайт заходят порядка 1 миллиона посетителей в месяц. Но когда всё начиналось, никто даже не мечтал о таких показателях.
За первый год работы аудитория портала достигла порядка 2 тысяч посетителей в рабочий день, сегодня эта цифра колеблется в среднем от 40 до 50 тысяч человек.
«В начале 2008 года, спустя несколько месяцев после запуска, мы стали задумываться о том, как привлечь дополнительных посетителей на портал. Идею нам подсказал „майдан” — „оранжевые” использовали мультики, чтобы высмеивать Виктора Януковича. Мы решили ударить по нашим оппонентам их же оружием», — рассказал ForPost руководивший на тот момент редакцией портала Сергей Кажанов.
Анимационный ответ украинизации
Попытки найти местных мультипликаторов не увенчались успехом — не устраивало качество продукта.
«Тогда Алексей Михайлович Чалый, который активно поддерживал ForPost, сказал слова, которые я запомнил на всю жизнь: надо делать хорошо либо не делать вообще. И через некоторое время мы вместе отправились в Москву», — вспоминает Сергей Кажанов.
Первоначально севастопольцы обратились к известному режиссёру-аниматору Юрию Кулакову, который, в частности, снял полнометражный анимационный фильм «Князь Владимир» (2006 год). И уже он свёл их с мультипликатором Романом Митрофановым.
«Первый раз мы встретились в Доме кино. До этого, впрочем, как и после, у меня не было заказов на политический мультфильм. Это же не коммерческая история — прибыль такая анимация не приносит. Но заказчики захотели», — сказал ForPost Роман Митрофанов.
По итогам разговора его участники ударили по рукам, и фактически сразу после этого началась практическая работа — проработка сценария.
Для погружения в тему Роман Митрофанов прилетал в Севастополь — чтобы пропитаться духом и атмосферой города. Его водили по музеям, показывали ключевые памятники и самые знаковые места города-героя.
«История города, его архитектура — это один момент. А местные общественно-политические реалии, нюансы отношений между различными городскими группами — совершенно другой. Если по первому вопросу представление у меня было, то со вторым я, естественно, знаком не был. Поэтому во время проработки сценария возникали определённые трения. Но это обычная практика», — сказал Роман Митрофанов.
По словам Сергея Кажанова, мультипликатор пытался уходить в образность, а задача стояла максимально чётко и прямолинейно показывать реальное положение дел в городе — тотальную украинизацию, продвижение киевской повестки — евроинтеграции и вступления в НАТО, лоббирование интересов украинской олигархии и сопротивление этому со стороны местных жителей.
«Поэтому да, мультики довольно прямолинейные. Ставка была на самый широкий охват аудитории», — пояснил Сергей Кажанов.
Первый блин
На производство первого мультфильма «Концерт на „Ракушке”» ушло примерно четыре месяца. В свет он вышел в октябре 2008 года.
В основе сюжета — концерт на известной летней эстраде Севастополя. Ведущая мероприятия Юлия Тимошенко представляет участников местной музыкальной группы «Севастополь орандж бэнд им. Хутора Пятницкого» — Тупицына (Куницын — на тот момент председатель Севастопольской городской государственной администрации, прославившийся земельными аферами и сомнительной застройкой города), Хазарина (Казарин — в то время заместитель Куницына, который подписывал все сомнительные документы местной администрации и помогал в украинизации города), Чмякшмяка (Мамчак — капитан 1 ранга ВМС Украины, автор книжек о тысячелетних традициях украинского флота), Пентюха (Тенюх — на тот момент командующий ВМС Украины), Сарапула (Саратов — тогда глава горсовета Севастополя, который лоббировал интересы украинского магната Рината Ахметова, в частности, строительство угольного терминала в районе Килен-бухты), Лося (гипертрофированный образ украинского националиста, прообраз — доцент Киево-Могилянской академии Игорь Лосев) и Ющенко (третий президент Украины).
Все герои мультфильма изображены карикатурно и смешно. Заканчивается ролик тем, что весь состав «орандж бэнд», включая ведущую, увозят в психиатрическую лечебницу.
Поскольку одна из задач мультиков — популяризировать ForPost, на одежде одного зрителя концерта, а также уборщицы, которая красноречиво сметает со сцены всё то, что осталось после концерта, — логотипы портала. Также домен sevastopol.su закреплён в виде водного знака в левом углу мультфильма.
«Севастопольцам мультик зашёл на ура. Мы залили его на Youtube, а также на сам ForPost. Однако вскоре он стал жить своей жизнью — его стали заливать на различные форумы, каналы разных видеосервисов. Люди активно комментировали его. После этого посещаемость ForPost выросла как минимум в два раза», — сказал Сергей Кажанов.
Безрассудство и отвага?
На волне успеха «Концерта на „Ракушке”» Сергей Кажанов и Роман Митрофанов приступили к производству нового детища.
«Следующий мультфильм мы планировали сделать новогодний. Изначально мы хотели выстроить сюжет вокруг письма Ваньки Жукова, который пишет письмо Деду Морозу о том, в какой реальности сейчас живёт русский Севастополь — когда перевирают историю, проводят украинизацию. Потом решили сделать так, что Дед Мороз приезжает в Севастополь и своими глазами видит последствия украинизации Севастополя — Нахимова с чубом, тысячелетний украинский флот и так далее. После обсуждения с Митрофановым и Чалым появился третий сценарий, который и был реализован», — подчеркнул экс-главный редактор ForPost.
В мультфильме показано, как Севастополь готовится праздновать Новый год. Здесь акцент сделан не на узнаваемых политических персонах, как в первом фильме, а на обычных севастопольцах.
Конечно, все идеологические маркеры ForPost в мультике расставлены — для этого всё и затевалось. Зритель чётко видит и понимает, где условно свои — с русской историей и культурой, а где чужие — с НАТО, Ющенко и украинизацией.
Ну и заканчивается мультфильм довольно смело даже по меркам 2008 года — новогодним салютом, который происходит только в Крыму и России, таким образом создавая единое пространство, и строками из стихотворения Евгения Евтушенко «Дай бог»:
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно...
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.
Дай бог поменьше рваных ран,
когда идёт большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.
Мультфильм также получил популярность в Сети и помог узнаваемости ForPost даже за пределами Севастополя. В частности, гневные комментарии под ним активно писали жители Киева и других городов Украины.
Третий мультфильм рождался долго и сложно. Идей была масса, но в процессе проработки сценариев они по разным причинам пересматривались и отвергались.
В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко подал заявку на получение плана действий по вступлению в НАТО. Противники этого требовали провести референдум — начался сбор подписей по всей Украине. Активно в этом участвовал и Севастополь.
Эта ситуация и легла в основу сюжета «Морской братвы».
В мультфильме показаны три кота, в которых узнаются Куницын, Саратов и Тенюх, сидящие на Графской пристани и ловящие в бухте рыбу. У всех на вёдрах для улова надписи «электорат». Всё понятно.
А в море идёт обычная жизнь — рыбы играют в домино, рыба-учитель рассказывает малькам историю, другие подводные жители играют с мячом. Рыба ловится плохо, поэтому коты решают позвать на помощь американцев. В Севастополь заплывает огромный скат — манта с надписями U. S. NAVY (ВМФ США) NIMITZ (авианосец «Нимиц»). Из него выплывают пираньи и начинают перекрашивать всё в цвета американского флага, а местных рыб заключать в аквариумы. Более того, пираньи выпрыгивают на пристань и начинают пожирать удочки котов — теперь они ловить в «мутной воде» едва что-то смогут. Всё это сопровождается пафосными словами о демократии и свободе.
Заканчивается мультфильм атакой ската, покоившегося на дне, немецким истребителем Messerschmitt Bf 109, лётчик которого увидел в NIMITZ знакомые черты. А организовали это пророссийские рыбы.
«В каком-то смысле третий мультфильм стал пророческим, предсказав события 2014 года. Севастопольцы вернулись к своим истокам, сбросив чуждое нам ярмо», — подчеркнул Сергей Кажанов.
Скупая реакция
Как ни странно, в наше время себе даже представить такое невозможно, со стороны украинских властей и силовиков реакции на такие явные выпады не было никакой.
«Ни чиновники, ни представители спецслужб к нам не приходили, письма не писали. Время было такое: население Украины было примерно поровну разделено на два лагеря, поэтому к подобным вещам относились если не нормально, то лояльно. В современной Украине подобное уже невозможно», — сказал Сергей Кажанов.
На третьем мультике анимационная история ForPost если не закончилась, то взяла длительную паузу — кто знает, какие творческие планы будут у редакции в будущем.
«Третий мультик уже не вызвал такой реакции, как два первых. К тому же у инвестора были другие заботы: в частности, реализовывался проект музея „35-я батарея”. Поэтому наше анимационное производство как-то само собой свернулось», — пояснил Сергей Кажанов.
Впрочем, определённые наработки Кажанова-Митрофанова, правда, уже не под брендом севастопольского новостного портала, были воплощены в жизнь.
И, как можно убедиться из фрагмента этого мультфильма, – продукт получился довольно высокого качества.
Севастопольский школьник Витя Булочкин попадает во дворец Екатерины II, где представляется школьником из украинского Севастополя. Князь Григорий Потёмкин сильно удивляется, что Крым — это Украина.
«Князь, поручаю — сегодня ж вели в Крым на разведку послать корабли, гавань найти и поднять там наш флаг, надо заканчивать этот бардак», — говорит ему Екатерина II.
Хочется верить, что бардак окончательно закончен весной 2014 года.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (4)
Гениально!
К чему иллюстрация в заголовке?
Мультики отличные, для того времени вообще - бомба !!!
Классно! Хоть сейчас используй. А тогда это было смертельно опасно.
Где сейчас Кажанов?